Общие исходные данные и условия. Идея проекта
В этом разделе отражается собственно идея проекта, основной замысел, географические аспекты, отраслевая направленность и т.д., в том числе:
- характеристика товара (наименование, назначение, область применения, отличительные черты от прямо или косвенно конкурентных продуктов, находящихся на рынке);
- предполагаемые рынки сбыта (состав потенциальных покупателей, величина потребительского рынка, его географическое положение);
- перечень целей проекта (объем продаж, доля рынка);
- организационно-правовая форма предприятия;
- краткие сведения о конкурентах;
- краткие сведения об участниках проекта;
- средства, за счет которых предполагается осуществить проект.
Для инвестиционных проектов, осуществляемых действующим предприятием, приводятся краткие сведения о нем:
- история предприятия, сведения о развитии за прошедшее время, описание текущей ситуации;
- основные владельцы и их роль в основании и деятельности предприятия;
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
- основные достижения предприятия;
- выпускаемая продукция;
- преимущества предприятия перед конкурентами;
- объем производства продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- доля предприятия на рынке и тенденции ее изменения;
- сезонность;
- основные потребители (клиенты);
- география рынка сбыта;
- основные конкуренты и их сильные стороны;
- уровень технологии;
- анализ издержек;
- основные проблемы предприятия;
- анализ слабых и сильных сторон предприятия (качество продукции или услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
Оценка рынков и мощность предприятия
Этот раздел инвестиционного проекта обычно выполняется в последовательности, приведенной в табл. 10.1. Эта последовательность и содержание работ приведены для инвестиционных проектов в сфере материального производства и могут изменяться в зависимости от специфики конкретного проекта.
Таблица 10.1
Этапы и содержание работ раздела бизнес-плана инвестиционного проекта «Оценка рынков и мощность предприятия» [16]
№ п/п | Этапы и содержание работ |
10.2.1 | Сбор и анализ маркетинговой информации (маркетинговых исследований) |
10.2.2 | Определение целевых рынков: - емкость рынков; - сегментация рынков; - позиционирование товара на рынках |
10.2.3 | Комплекс маркетинга: - решения по товару; - установление цены; - методы распространения товара; - методы продвижения товара на рынке |
10.2.4 | Планирование производства и продаж в стратегическом и тактическом аспектах |
Сбор и анализ маркетинговой информации
Выполнение этого этапа работы сводится к сбору и анализу информации о внешней среде предприятия (микро и макро) и ее изменении (рис. 10.2).
При необходимости производятся маркетинговые исследования.
Факторы внешней микросреды предприятия
Рынки сбыта
К рынкам сбыта относятся:
- потребительский рынок;
- рынок производителей;
- рынок промежуточных продавцов;
- рынок госучреждений;
- международный рынок.
Анализируются:
- размеры рынков и тенденции их роста;
- географическое расположение;
- виды потребителей (в зависимости от спроса);
- периоды потребности (когда есть спрос);
- перспективы роста спроса.
Предварительно определяется, каким рынкам предприятие будет предлагать свои товары.
Рис. 10.2. Внешняя среда предприятия
Рынки приобретения
Анализируются наличие, доступность, цены, перспективы бесперебойного обеспечения предприятия (на протяжении его жизненного цикла) необходимыми ресурсами:
- сырьем, материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами;
- энергетическими ресурсами (электроэнергией, тепловой энергией, топливом, водой, инертными газами, сжатым воздухом и т.д.);
- трудовыми ресурсами;
- финансовыми ресурсами;
- информацией.
Также анализируется доступность и цены приобретаемого капитального имущества:
- земельные участки;
- здания и сооружения;
- передаточные устройства;
- оборудование;
- транспортные средства;
- инструменты;
- инвентарь и др.
Посредники
Анализируются наличие, доступность, цены, надежность посредников:
- транспортных (железнодорожных, автомобильных, авиационных, водных);
- промежуточных (складских);
- рекламных;
- финансовых;
- информационных.
Конкуренты
Основные сведения о конкурентах:
- основные конкуренты (перечень, в котором наименования фирм-конкурентов расположены в порядке убывания их значимости);
- их задачи и стратегии;
- размеры и показатели занимаемых долей рынка;
- сравнительные характеристики товаров;
- сопоставление цен;
- сравнение способов продвижения товаров на рынке;
- сильные и слабые стороны;
- степень конкуренции;
- возможная реакция на сбытовую политику предприятия.