Факторный анализ рентабельности
Факторный анализ показателей рентабельности
1. Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продож и расчет факторов, влияющих на ее изменение (изменение цены продукции и ее себестоимости).
Рабочая формула для анализа имеет следующий вид:
В трансформированном виде ее можно записать так:
S - себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы.
Способом цепных подстановок рассчитаем влияние изменения цены и себестоимости реализованной продукции.
1. Определяем изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации:
1. Определяем изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации:
Баланс факторов:
2. Следующий этап анализа - исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности проданной продукции:
Рабочая формула имеет вид:
,
где Пч - чистая прибыль;
А - стоимость активов;
ОА - коэффициент оборачиваемости активов;
Rп - рентабельность продаж.
Способом ценных подстановок можно рассчитать влияние указанных факторов на изменение рентабельности активов.
Формула расчета рентабельности активов указывает пути повышения рентабельности средств и рентабельности организации в целом:
1) при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов;
2) низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции, что, в свою очередь, зависит от эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.
При анализе рентабельности производства имеет вид:
Способом ценных подстановок можно проанализировать влияние рентабельности продаж, фондоемкости и коэффициента закрепления материальных оборотных средств (МОА) на изменение рентабельности производства.
3. Следующим этапом анализа является оценка влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность проданной продукции (рентабельность продаж). Информационной базой для анализа являются данные бухгалтерского учета. Этот вид анализа возможен лишь при аналитическом учете затрат по видам продукции.
Такой анализ позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции.