Вопрос 2. Формы и методы финансового контроля
Под формой финансового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени проведения контроля выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Он позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе денежных операций, последующий – после их проведения.
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. К ним относятся: ревизия, проверка, обследование, экономический анализ, инвентаризация, рассмотрение проектов финансовых планов и отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание информации, наблюдение и др. Причем ревизия, проверка и инвентаризация характерны для последующего финансового контроля. Однако государственный и муниципальный финансовый контроль проводится только методами ревизии и проверки. Использование того или иного способа зависит от компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, от времени осуществления финансовых операций и т.д. Понятия методов финансового контроля в законодательстве не закрепляются, но в теории финансового права они существуют.
Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности тех или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Проверки подразделяются на счетные и тематические.
Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов т.д.
Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта (например, правильности удержаний из заработной платы). Разновидностью такой проверки является налоговая проверка. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 88) выделяют камеральную и выездную проверку.
Камеральная налоговая проверка проводится контролирующим органом по месту его нахождения на основании документов, которые предоставляет налогоплательщик; выездная – на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов его деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения контролируемого объекта. Экономический анализ осуществляется самими организациями, а также банками, аудиторскими фирмами.
Ревизия – это комплексный метод осуществления последующего финансового контроля, который представляет собой полное, глубокое и детальное изучение и обследование всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Инвентаризация – это проверка фактических остатков материальных ценностей.
Ревизии и проверки принято делить по нескольким основаниям. По объекту различают документальные и фактические проверки.
Документальные проверки исследуют различные документы бухгалтерской, статистической отчетности и т.д. В ходе такой проверки осуществляются: 1) формальная проверка документов; 2) арифметическая проверка документов; 3) юридическая оценка документально оформленных операций; 4) встречная проверка; 5) сравнение и т.п.
Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре и осуществляется с использованием: 1) инвентаризации; 2) экспертной оценки; 3) визуального наблюдения и т.п. Целью такого контроля является изучение состояния проверяемых объектов.
Необходимо отметить, что документальный и фактический контроль не существуют изолированно, они дополняют друг друга.
По степени охвата данных в процессе осуществления проверки они могут быть сплошными (контролируются все документы и материальные ценности) и выборочными (контролируется не весь объект).
Ревизии в зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта бывают полными, частичными, комплексными и тематическими.
Полные ревизии предполагают проверку всей документации за определенный период. Частичные затрагивают также всю документацию, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии).
Комплексная проверка охватывает все взаимосвязанные элементы (комплекс) производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В них участвуют специалисты разных профилей, нескольких контролирующих органов. Разновидностью комплексной проверки (ревизии) является сквозная проверка. Она охватывает контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего исполнительного органа государственной власти и части подведомственных ему организаций.
По способу назначения различают плановые и внеплановые ревизии. К последним относятся ревизии, проводимые по требованию следственных органов. Они являются не только методом осуществления финансового контроля, но и источником юридических доказательств по уголовным делам.
Каждая проверка и ревизия должны быть тщательно подготовлены, так как от этого зависит их качество. На основе подготовительной работы составляется программа и разрабатывается рабочий план, который представляет собой детализированную программу, где на основе крупных вопросов, подлежащих ревизии и проверке, определяются частные, вносятся различные дополнения, которые возникли в результате осуществления ревизии или проверки.
Весь процесс проведения состоит из нескольких этапов: предъявления полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками проверяемого объекта; проведение инвентаризации; личное ознакомление с деятельностью организации; предварительный анализ хозяйственной деятельности объекта; непосредственная документальная проверка; систематизация материалов ревизии; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.
При осуществлении финансового контроля ревизоры наделены широкими правами. Они имеют право:
- проверять первичные документы, а также документы статистической и бухгалтерской отчетности;
- при необходимости опечатывать склады, кассы и т.д.;
- изымать подлинные документы;
- получать письменные разъяснения;
- направлять в следственные органы материалы о хищениях, недостачах и др.
Результаты проверок (ревизий) оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается проверяющим, руководителем проверяемой организации и главным бухгалтером. В акте ревизии фиксируются все факты нарушения финансовой дисциплины. Если у руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации имеются возражения, то они их прилагают к документу, подписав его. После подписания акта начинается реализация материалов ревизии или проверки. Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны. При необходимости принятия срочных мер могут составляться промежуточные (отдельные) акты ревизии, на основании которых делаются выводы о том, есть ли нарушения в финансовой сфере. Материалы передаются в следственные органы, не ожидая окончания ревизии. При этом делается соответствующая запись в акте ревизии.