Курс лекций по предмету «Банковские операции»

Денежная и платежная системы. Организационные основы коммерческих банков.

Термин «банк» происходит от итальянского слова «банко», что означает лавка, скамья или конторка, за ко­торой менялы оказывали свои услуги,

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, выражавшейся во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и со­держанию драгоценных металлов.

Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письмен­ные обязательства и под залог различных ценностей. Ис­торики отмечали, что в VIII в. до н.э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссу­ды. Выделялась дея­тельность банкирского дома Игиби. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов; принимались денежные вклады; клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника; выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам.

Кроме того, банк Игиби выполнял роль советчика и дове­ренного лица при составлении разного рода актов и сде­лок, а так же, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.

Наряду с частными банкирами крупные денежные операции проводили храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты.

Во времена античности, когда преобладало натураль­ное хозяйство, наиболее характерными были натураль­ные займы, например, в Греции под аренду земли.

В древнем Египте банковское дело находилось в веде­нии государства. По сохранившимся сведениям, древне­египетские банки, кроме фискальной функции, осущест­вляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные опера­ции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятель­ности египетских банкиров в качестве советников по со­ставлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.

В античный Рим банковское дело было «завезено» из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры так же имели свои заведения на форуме.

В Англии, ставшей в XVII в. самой передовой индуст­риальной страной, первыми банкирами были, как прави­ло, золотых дел мастера. Вскоре после того, как в сдел­ках начали использовать золото, стало очевидным, что как покупателям, так и торговцам неудобно, и небезопас­но каждый раз при заключении сделок перевозить, взве­шивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел масте­рам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитан­цию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, пре­вратились в раннюю форму бумажных денег.

Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обра­щении, полностью обеспечивались золотом. Видя готов­ность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что хра­нимое ими золото востребуется редко, поэтому количест­во еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем золотых дел мастерам пришла в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать ко­личество имеющегося золота. Они стали направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент ссуды торговцам, производителям и потребите­лям. Так зародилась банковская система частичных ре­зервов.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII—XV вв.). Уже в то время осуществля­лись банковские операции, принимались денежные вкла­ды, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представ­лена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процве­тало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914— 1917 гг. кредитная система России включала: Государст­венный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберега­тельные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита вхо­дили два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционер­ных земельных банков, 36 губернских и городских кре­дитных обществ. Земельные банки предоставляли пре­имущественно долгосрочные кредиты помещикам и за­житочным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. дей­ствовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Пе­тербургская.

До Октябрьской революции кредитная система России складывалась из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов.

В 1917 г. в результате национализации были конфи­скованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью, образовалась государственная монополия на банковское дело, про­изошло слияние бывших частных банков и Госбанка Рос­сии в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учрежде­ния, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.

Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был национали­зирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государ­ственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.

В пери­од нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

В 1930-е гг. произошла реорганизация кредитной сис­темы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепле­ние и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной сис­темы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализа­ции и насильственной коллективизации Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, на­ходилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной систе­мы была вынесена система страхования. Такие преобра­зования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.


Правовые основы банковской деятельности

Основными недостатками банковской системы, суще­ствовавшей до реформы 1987 г. (Постановление ЦК КПСС И СМ СССР от 17.06.1987г. № 821 « О реорганизации банковской системы в СССР»), были:

— отсутствие вексельного обращения;

— выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;

— списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

— операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

— потеря банковской специализации;

— монополизм, обусловленный отсутствием у предпри­ятий альтернативных источников кредита;

— низкий уровень процентных ставок;

— слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

— неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила олигополия. Госбанк СССР и Стройбанк СССР объединились в Промстройбанк СССР и Аг­ропромбанк СССР (в сельских местностях), был позже выделен Жилсоцбанк СССР из Промстройбанка СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк. Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

— банки продолжали базироваться на прежней еди­ной форме собственности государственной;

— сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

— реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

— не существовало выбора кредитного источника, по­скольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

— продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

— банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;

— не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

— увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

— возникла «банковская война» за разделение теку­щих и ссудных счетов;

— реорганизация не затронула деятельность страхо­вых учреждений — важных кредитных источников.

Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям на­рождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирова­ния рыночных отношений и структур в банковской сфе­ре. Формирование такого рынка означало замену адми­нистративно-командных отношений на гибкие экономи­ческие методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

В целях создания системы денежно-кредитного регу­лирования, адекватной складывающимся рыночным от­ношениям, были изменены статус Государственного бан­ка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, не­обходимую экономическую независимость. В соответствии с ФЗ от 02.12.1990г. на базе Госбанка был создан Центральный банк России.

В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: 1-й уровень — Цен­тральный банк России, 2-й уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осу­ществляющие отдельные банковские операции.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными де­нежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы из области их избыточности в область их дефи­цита. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По сво­ему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Специальное банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя:

- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
- Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской дея­тельности"

- Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций"

- Федеральный закон от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктури­зации кредитных организаций
Общее банковское законодательство, которое, в частности, вклю­чает в себя иные федеральные законы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ

- Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ ;

- Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
- Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборам:

- акты органов общей компетенции: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ;

- акты органов специальной компетенции — ведомственные подзаконные нормативные правовые акты ЦБ РФ;

- решения Конституционного Суда РФ;

- локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассо­циаций кредитных организаций;

- договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банков­ской практике.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридиче­ской силы на всей территории Российской Федерации.

Прекращение деятельности кредитной организации происхо­дит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, с выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ г «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных органи­заций вносятся необходимые изменения, а все документы с не­истекшими сроками хранения передаются в установленном по­рядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорга­низации».

Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в следующих случаях:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования от­дельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не ис­полняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной вели­чиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем за 30% при одновременном нарушении одного из обязательных норма­тивов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей лик­видности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

4) Не исполняет требование Банка России в обеспечении мер пи финан­совому оздоровлению кредитной организации должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направле­ния, а также рекомендации о формах и сроках осуществления данных мер.

При получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости ее ре­организации. Затем органы управления кредитной организации в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации обязаны известить Банк России о принятом решении.

Ликвидация кредитной организации влечет за собой прекра­щение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в по­рядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских опе­раций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной ли­цензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.

При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны неза­медлительно сообщить письменно об этом Банку России, кото­рый вносит в государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридиче­ского лица»).

Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласова­нию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и ус­танавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначе­ния ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.

Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем орга­не печати сообщение о ликвидации кредитной организации, по­рядке и сроках для предъявления требований его кредиторов (срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принима­ет меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кредитной организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидацион­ный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России. Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установлен­ной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточ­ным ликвидационным балансом, начиная со дня его утвержде­ния, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты кото­рым производятся по истечении месяца с даты утверждения про­межуточного ликвидационного баланса. После завершения расче­тов с кредиторами ликвида­ционная комиссия составля­ет ликвидационный баланс, который утверждается об­щим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удо­влетворение требований кре­диторов»).

Оставшееся после за­вершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установлен­ном порядке.

Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной реги­страции кредитных организаций. В случае ликвидации документы

Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве кре­дитной организации применяет процедуры наблюдения и конкурс­ного производства.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по пра­вилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», особенностями, установленными Федеральным законом «О несо­стоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о при­знании кредитной организации банкротом обладают:

1) кредитная организация — должник;

2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имею­щих право требования к кредитной организации по договору бан­ковского вклада и (или) договору банковского счета;

3) Банк России;

4) прокурор — в случаях, предусмотренных Федеральным зако­ном «О несостоятельности (банкротстве)»;

5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с фе­деральным законом орган — по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

Наши рекомендации