Курс лекций по предмету «Банковские операции»
Денежная и платежная системы. Организационные основы коммерческих банков.
Термин «банк» происходит от итальянского слова «банко», что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги,
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, выражавшейся во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в VIII в. до н.э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды. Выделялась деятельность банкирского дома Игиби. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им производились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов; принимались денежные вклады; клиентам предоставлялся кредит, за что кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника; выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам.
Кроме того, банк Игиби выполнял роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода актов и сделок, а так же, в Вавилоне зародились ростовщичество и меняльное дело.
Наряду с частными банкирами крупные денежные операции проводили храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты.
Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.
В древнем Египте банковское дело находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.
В античный Рим банковское дело было «завезено» из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры так же имели свои заведения на форуме.
В Англии, ставшей в XVII в. самой передовой индустриальной страной, первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после того, как в сделках начали использовать золото, стало очевидным, что как покупателям, так и торговцам неудобно, и небезопасно каждый раз при заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму бумажных денег.
Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью обеспечивались золотом. Видя готовность людей принимать квитанции в качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что хранимое ими золото востребуется редко, поэтому количество еженедельно и ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем золотых дел мастерам пришла в голову идея, что выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Они стали направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась банковская система частичных резервов.
Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII—XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.
До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914— 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.
Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.
До Октябрьской революции кредитная система России складывалась из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов.
В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью, образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены операции с ценными бумагами.
Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.
В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству); слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.
В 1930-е гг. произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Правовые основы банковской деятельности
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г. (Постановление ЦК КПСС И СМ СССР от 17.06.1987г. № 821 « О реорганизации банковской системы в СССР»), были:
— отсутствие вексельного обращения;
— выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;
— списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
— операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
— потеря банковской специализации;
— монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
— низкий уровень процентных ставок;
— слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;
— неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила олигополия. Госбанк СССР и Стройбанк СССР объединились в Промстройбанк СССР и Агропромбанк СССР (в сельских местностях), был позже выделен Жилсоцбанк СССР из Промстройбанка СССР, Сбербанк СССР, Внешэкономбанк. Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
— банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности государственной;
— сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
— реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;
— не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
— продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
— банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;
— не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
— увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
— возникла «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;
— реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений — важных кредитных источников.
Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Формирование такого рынка означало замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. В соответствии с ФЗ от 02.12.1990г. на базе Госбанка был создан Центральный банк России.
В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: 1-й уровень — Центральный банк России, 2-й уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы из области их избыточности в область их дефицита. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
Специальное банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
- Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"
- Федеральный закон от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
- Федеральный закон от 08.07.99 № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций
Общее банковское законодательство, которое, в частности, включает в себя иные федеральные законы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ
- Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ ;
- Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
- Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- Закон РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
- акты органов общей компетенции: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ;
- акты органов специальной компетенции — ведомственные подзаконные нормативные правовые акты ЦБ РФ;
- решения Конституционного Суда РФ;
- локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций;
- договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.
Прекращение деятельности кредитной организации происходит путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, с выделения, преобразования) или ликвидации (ст. 57 ГК РФ г «Реорганизация юридического лица», ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
При реорганизации кредитной организации права и обязанности переходят к правопреемникам. В случае реорганизации в устав и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые изменения, а все документы с неистекшими сроками хранения передаются в установленном порядке правопреемнику. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации регламентируются ст. 60 ГК РФ «Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации».
Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в следующих случаях:
1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем за 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.
4) Не исполняет требование Банка России в обеспечении мер пи финансовому оздоровлению кредитной организации должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления данных мер.
При получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости ее реорганизации. Затем органы управления кредитной организации в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации обязаны известить Банк России о принятом решении.
Ликвидация кредитной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (ст. 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица»). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении ее не применяются процедуры банкротства.
При ликвидации банка общее собрание его акционеров или надлежащий орган, принявшие такое решение, обязаны незамедлительно сообщить письменно об этом Банку России, который вносит в государственный реестр банков сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ «Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица»).
Общее собрание акционеров банка или надлежащий орган, принявшие решение о его ликвидации, назначают по согласованию с Центральным банком РФ ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации.
Ликвидационная комиссия публикует в соответствующем органе печати сообщение о ликвидации кредитной организации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторов (срок для предъявления требований со стороны кредиторов не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения), принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов о ликвидации кредитной организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества банка, предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России. Если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплаты кредиторам банка денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с Банком России (ст. 64 ГК РФ «Удовлетворение требований кредиторов»).
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в установленном порядке.
Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей существование с момента внесения Центральным банком РФ соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. В случае ликвидации документы
Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяет процедуры наблюдения и конкурсного производства.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация — должник;
2) кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) Банк России;
4) прокурор — в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
5) налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган — по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;