Нематериальных активов
Вид нематериальных активов | Сумма, тыс. руб. | Структура, % | ||||
прошлый год | отчетный год | изменение | прошлый год | отчетный год | изменение | |
Патенты, лицензии, товарные знаки и другие | -315 | +5 | ||||
Организационные расходы | -185 | -5 | ||||
Деловая репутация организации | - | - | - | - | - | - |
Итого | -500 | - |
Из таблицы следует, что основную долю в структуре нематериальных активов
занимают интеллектуальные продукты, хотя за отчетный период абсолютная их
величина и относительная доля в общей сумме несколько уменьшилась. Это
свидетельствует о снижении деловой активности предприятия, так как в отчетном
году мало было инвестиций в данный вид активов.
Целесообразно изучить также состав нематериальных активов и по другим признакам:
1) по источникам поступлений: государственные субсидии, внесенные
учредителями, приобретенные за плату или в обмен на другое имущество,
полученные безвозмездно от юридических и физических лиц;
2) по степени правовой защищенности: защищенные авторскими
правами, патентами на изобретение; свидетельствами на полезную модель;
зарегистрированными лицензиями; патентами на промышленные образцы;
свидетельствами на товарный знак; свидетельствами на право пользования
наименованием мест происхождения товара; свидетельствами об официальной
регистрации программных продуктов, баз данных и т.д.;
3) по степени ликвидности и риска инвестиций в нематериальные
активы: высоколиквидные, среднеликвидные и трудноликвидные.
Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов
Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это
наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования
которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое
состояние предприятия.
Основная цель анализа – своевременное выявление и устранение недостатков
управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности
и эффективности его использования.
Анализируя структуру оборотных активов, следует иметь в виду, что устойчивость
финансового состояния в значительной мере зависит от оптимального размещения
средств по стадиям процесса кругооборота: снабжения, производства и
сбыта продукции. Размеры вложения капитала в каждую стадию кругооборота зависят
от отраслевых и технологических особенностей предприятий. Так, для предприятий
с материалоемким производством требуется значительное вложение капитала в
производственные запасы, для предприятий с длительным циклом производства – в
незавершенное производство и т.д.
По характеру участия в операционном процессе различают оборотные активы,
находящиеся в сфере производства (запасы) и в сфере обращения
(дебиторская задолженность, денежная наличность).
По периоду функционирования оборотные активы состоят из постоянной и
переменной части, т.е. зависящей и не зависящей от сезонных колебаний объемов
деятельности предприятия.
В зависимости от степени риска вложения капитала различают оборотные активы:
ü С минимальным риском вложений (денежные средства, краткосрочные
финансовые вложения);
ü С малым риском вложений (дебиторская задолженность за вычетом
сомнительных долгов, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки
готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом, незавершенное
производство);
ü С высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность,
залежалые запасы, не пользующаяся спросом готовая продукция).
В процессе анализа, прежде всего, необходимо изучить изменения в наличии и
структуре оборотных активов. При этом следует иметь ввиду, что стабильная
структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженном
процессе производства и сбыта продукции. Существенные ее изменения говорят о
нестабильной работе предприятия. (Табл. 4.)
Табл. 4. Анализ динамики и структуры оборотных активов
Вид оборотных активов | Наличие средств, тыс. руб. | Структура средств, % | ||||
прошлый год | отчетный год | изменение | прошлый год | отчетный год | изменение | |
Общая сумма оборотных активов | 28 000 | 38 000 | +10 000 | - | ||
Из них: | ||||||
Денежные средства | +605 | 12,3 | 10,6 | -1,7 | ||
Краткосрочные финансовые вложения | -140 | 5,7 | 3,9 | -1,8 | ||
Дебиторская задолженность | 23,6 | 27,2 | +3,6 | |||
В том числе обеспеченная векселями | +700 | 5,4 | 5,8 | +0,4 | ||
Налоги по приобретенным ценностям | +450 | 5,7 | 5,4 | -0,3 | ||
Запасы | 14 745 | 20 095 | +5350 | 52,7 | 52,9 | +0,2 |
В том числе: | ||||||
сырье и материалы | 10 000 | 13 500 | +3500 | 35,7 | 35,5 | -0,2 |
незавершенное производство | +330 | 8,7 | 7,3 | -1,4 | ||
готовая продукция | +1420 | 7,6 | 9,3 | +1,7 | ||
расходы будущих периодов | +100 | 0,7 | 0,8 | +0,1 | ||
По участию в операционном процессе: | ||||||
в сфере производства | 14 745 | 20 095 | +5350 | 52,7 | 52,9 | +0,2 |
в сфере обращения | 13 255 | 17 905 | +4650 | 47,3 | 47,1 | -0,2 |
По степени риска вложения: | ||||||
минимального | +465 | 18,0 | 14,5 | -3,5 | ||
невысокого | 21 530 | 30 520 | +8990 | 76,9 | 80,3 | +3,4 |
высокого | +545 | 5,1 | 5,2 | +0,1 |
Как видно из таб. 4, на анализируемом предприятии наибольший удельный вес в
оборотных активах занимают запасы (52,9% общей суммы оборотных активов). К
концу года значительно увеличивается доля дебиторской задолженности и готовой
продукции, а доля денежной наличности и краткосрочных финансовых вложений
несколько уменьшилась, что свидетельствует о трудностях сбыта продукции или
неритмичной работе предприятия и об ухудшении финансовой ситуации.
Следует отметить также повышение уровня риска вложений в оборотные активы в
связи с увеличением доли высокорисковых и уменьшением доли низкорисковых
активов.
После этого более детально изучаются отдельные виды оборотных активов,
причины и следствия их изменения.
31.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации; результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну.
Внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить анализ прибыли по предприятию в целом; по структурному подразделению; по отдельным изделиям.
По объему исследования также выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный - проводится с целью изучения всех аспектов формирования, распределения и использования в комплексе.
Тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли.
По периоду и глубине проведения анализа выделяют предварительный анализ прибыли; оперативный (проводится в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли); последующий (углубленный), который осуществляется по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим анализом, выявления факторов, повлиявших на финансовые результаты, для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана; детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
В процессе анализа финансовых результатов используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами (переменные затраты) по реализованной продукции); прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные расходы и доходы; чистая прибыль - та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов; потребляемая прибыль - та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная (реинвестированная) прибыль.
Также необходимо учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Государство в первую очередь интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность предоставляла сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений является бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а, следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями. Для последних бухгалтерская отчетность представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.
Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.
Теоретической базой анализа финансовых результатов организации является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой № 2 бухгалтерской отчётности «Отчёт о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ). В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, а также провести факторный анализ и выявить резервы роста прибыли.
В процессе горизонтального анализа финансовых результатов, в процессе которого отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Данный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения. Цель данного анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных показатели прибыли за определенный период времени и дать оценку этим изменениям. Данный анализ позволяет изучить динамику показателей. Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ, при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики соответствующего показателя.
Цель вертикального анализа - расчет удельного веса отдельных показателей в общем итоге и оценке этих изменений.
Следующим направлением анализа является факторный анализ, с помощью которого определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов. Также факторный анализ позволяет выявить причины изменений показателей прибыли, а значит разработать соответствующие рекомендации.
Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования - прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.
Поскольку руководство организации интересует, прежде всего, прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание, поэтому в дальнейшей части курсовой работы будет приведена методика факторного анализа прибыли от продаж.
Вообще в настоящее время существует несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Принципиальное их различие заключается в количестве определяемых факторов и в источниках информации, используемых для проведения анализа. Однако наиболее реальное значение имеет применение методики факторного анализа, основанной на данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: изменения объема продаж; изменения уровня валовой прибыли; изменения уровня коммерческих расходов и уровня управленческих расходов.
В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л.А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
1) изменение цен;
2) изменение объема продаж (в количественном выражении);
3) изменения уровня себестоимости продаж;
4) изменение уровня коммерческих расходов;
5) изменение уровня управленческих расходов.
Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).
Следующая методика анализа прибыли от продаж ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л.Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
1) изменении физического объема продаж (прямое влияние);
2) изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
3) изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
4) изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
5) изменение управленческих и коммерческих расходов.
Для проведения факторного анализа по данной методике необходимо составить таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
32. Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие- ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств , выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализ.
Главная цель анализа- своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
При этом необходимо решить задачи:
1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
-структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования ;
-эффективности и интенсивности его использования;
-платежеспособности и кредитоспособности предприятия ;
-запаса его финансовой устойчивости;
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;
- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабы стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ - проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель- установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ -осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель- установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс ( форма №1), отчет о прибылях и убытках ( форма №2), отчет о движении капитала ( форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
33.Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости.