Налоговая и бюджетная политика до 2005 года

Налоговая политика

Приоритетом налог-й полит-и в среднесроч-й перспективе должна стать разработка законод-х норм, направ-х на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулир-е экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку НДС и средние ставки ЕСН, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогопл-ов.
Основные направления рефор-я налоговой системы в сред-ый период включ-т:
-совер-ие администрирования отдельных налогов (прежде всего НДС и ЕСН), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);
- снижение с 2004 г базовой ставки НДС до18 %;
- введение налоговых платежей, взимаемых в рамках спец налог-х режимов, включ-х систему налогообл-я для участников соглашений о разделе продукции;
- упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения НДС;
- рефор-ие отдельных видов налогов и отмену неэффектив-х налогов и сборов, в частности:
- совершенствов-е системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 г соответствующих глав НК РФ) за счет сокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообл-я, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
- отмену с 1.01.04 НСП;
- пересмотр перечня регион-х и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
- совершенствов-е платежей, связанных с использованием природных ресурсов, введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- установление особого режима налогообл-я судовладельцев, эксплуат-их суда, включенные в м/ународный реестр морских судов;
- снижение с 2005 года налоговой нагрузки на ФОТ за счет снижения эффективной ставки ЕСН (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы).

Бюджетная политика

Основ-и целями бюджетной реформы на сред-ый период являются стимулир-е структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.
Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:
- закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы РФ на долгоср-й основе;
- формирование бюджетов всех уровней в рамках сред-ого планирования;
- выработка критериев эффек-ти бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;
- завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение;
- отмена закон-ых решений, финансовое обеспеч-е которых становится невозможным в рамках сущ-их доходных ограничений;
- оптимизация сети бюджетных учреж-й исходя из условия выпол-я ими госуд-ых функций и задач;
- обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений.
Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управ-е долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от РФ причинам.
В этой связи приоритет при осуществлении госуд-х заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.
Политика в области государст-го долга в сред-ой перспективе будет базироваться на следующих принципах:
- снижение расходов на обслуживание гос-ого долга;
- завершение урегулирования долга бывшего СССР;
- увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре гос-ого долга;
- концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегос-ое значение;
- размер гос-ого долга и его структура должны обеспечивать выполнение РФ обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэконом-ой конъюнктуры в конкретный период;
- разработка и внедрение новых видов государственных облигаций с учетом интересов различных групп инвесторов, в том числе в связи с проведением пенсионной реформы.
Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры предусматривается создание в федеральном бюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение гос-ых обязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определен в законодательном порядке.

Наши рекомендации