Психологические методы
Психологические методы — это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленного на создание оптимального психологического микроклимата. Эмоциональный фон, сопровождающий процесс производства, крайне важен для достижения положительного результата при выполнении производственных задач. Положительная реакция сотрудника на выполняемое поручение, оказывает непосредственное положительное влияние на личный результат, и, в конечном счете, на коллективный результат всей компании. Поэтому, руководителю крайне важно направлять значительные усилия на создание условий, для комфортного психологического климата в коллективе. Пути реализации могут быть разнообразны и многогранны: от четкой постановки цели, формирования творческих, малых групп, до личностной мотивации сотрудника. Для реализации принципа гуманизации труда, то есть создания комфортных внешних условий труда: оформление рабочего места, мест отдыха, исключение монотонности в работе и т. д., необходимо также учитывать совместимость работников, объединенных в группы по разным признакам: симпатия, образование, эмоциональность и т. д.
Умелый руководитель умело применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные мотивы (похвала, награждение грамотой и т. д.), и профессиональные (престижные курсы, продвижение по службе и т. д.), и материальные (премии, повышение оклада и т. д.). Самой эффективной мотивацией является внутренняя заинтересованность человека в выполнении определенной работы. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.
Лимитирование и виды лимитов в банковской деятельности.
Регулирование банковской ликвидности.
Чтобы разобраться с понятием ликвидности нужно иметь в виду, что в экономической литературе часто смешиваются 2 понятия – ликвидность баланса банка и его платежеспособность. Если 1-е –дело самого банка, и он самостоятельно выбирает способы поддержания своей ликвидности, то 2-е, как правило, относится к функциям государства в лице Центрального банка.
Термин, ликвидность (от лат. Liquidus – жидкий, текучий), в буквальном смысле, означает, легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства.
Однако это определение нуждается в уточнении.
Ликвидность – это степень, возможность превращения любых ценностей (не только материальных), а именно: ценных бумаг, товаров, недвижимости и так далее в денежные средства в наличной или безналичной форме.
Какое это имеет значение применительно к балансу коммерческого банка? Баланс банка считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. На ликвидность банка влияет структура его активов и пассивов.
Активы банка по степени их ликвидности можно разделить на 3 группы:
1) ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, то есть первоклассные ликвидные средства. В их числе – касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги;
2) менее ликвидными являются банковские инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, так как их реализация за короткий срок не всегда возможна;
3) трудно ликвидные активы – долгосрочные ссуды банка, а также вложения в недвижимость, то есть здания, сооружения, принадлежащие банку.
В настоящее время, хотя банки и являются самостоятельными субъектами рыночной экономики,
Центральный банк России осуществляет контроль и надзор за их деятельностью, в частности, при помощи
7–8 нормативов ликвидности. Важнейшими из них являются:
– норматив Н1, характеризующий отношение капитала банка (К) к его обязательствам (О):
Н1= К / О;
– норматив Н2, характеризующий отношение суммы задолженности по кредитам (Кр) к сумме расчетных, текущих счетов и депозитов (С):
Н2= Кр/ С;
– норматив Н3, характеризующий отношение суммы ликвидных активов банка (Ла) к сумме расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов (С):
Н3 = Ла / С;
– норматив Н4, характеризующий отношение суммы ликвидных активов (Ла) к общей сумме активов банка (А):
Н4 = Ла / А;
– норматив Н5, характеризующий соотношение суммы активов банка (Ла) к сумме обязательств банка по счетам до востребования (ОВ):
Н5 = Ла / ОВ;
– норматив Н6, характеризующий соотношение активов банка сроком погашения свыше 1 года (Кр) и к обязательствам по депозитным счетам (ОД), кредитам (К) на срок свыше года:
Н6= Кр / ОД + К.
Каждый из этих нормативов имеет свое цифровое значение. Так, например, норматив Н1 = К / О характеризует исходный уровень ликвидности банка. Он оценивает степень обеспечения обязательств банка собственным капиталом. Чем больше значение норматива Н1, тем выше исходная ликвидная устойчивость, и наоборот. Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается Центральным банком в пределах 1/15 – 1/25. Справедливости ради нужно сказать, что в практике мирового банковского дела еще не найдено всеобъемлющей формулы или набора нормативов, которые достаточно точно определяли бы потребность коммерческих банков в необходимых ликвидных средствах. Но это не умаляет значения этих нормативов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте понятие банковского механизма управления.
2. Приведите кибернетическую схему банковского управления.
3. Назовите элементы банковского механизма управления.
4. В чем сущность закона синергии?
5. В чем сущность закона больших чисел и закона наименьших?
6. В чем сущность закона необходимого разнообразия?
7. Назовите основные теории, используемые в банковском менеджменте.
8. Каковы симптомы плохого управления в банках?
9. Приведите систему принципов, используемых в банковском управлении.
10. Каковы критерии формирования “дерева” целей в банке?
11. Приведите иерархию целей банка.
12. Назовите общие функции управления в банках.
13. Назовите методы управления в банках, выделяемые по характеру законов, лежащих в их основе.
14. Охарактеризуйте административные методы управления.
15. Охарактеризуйте социальные методы управления.
16. Назовите обязательные нормативы для регулирования деятельности банков в России на современном этапе.
17. Назовите обязательные нормативы для регулирования деятельности банков выпускающих ипотечные облигации.
18. Назовите обязательные нормативы для регулирования деятельности РНКО и НДКО.
19. Каковы новые стандарты регулирования банковской деятельности, рекомендованные Базелем III?
20. Дайте понятие банковских резервов. Приведите их классификацию.
21. Каково целевое назначение фонда обязательного резервирования?
22. Каковы принципы формирования системы страхования вкладов граждан в России?
23. Каково назначение РВПС, РВП и резервы под операции нерезидентов оффшорных зон?
24. Чем отличается банковский надзор от контроля?
25. Какие виды банковского маркетинга вам известны? Каковы их различия?
ТЕМА 3. Планирование как функция банковского менеджмента
Банковская политика в разрезе деятельности любого коммерческого банка – это набор внутренних актов, которые не противоречат государственным законам и нормативным актам Центрального банка. Кроме того, это понятие включает в себя идеи, их оценки и способы реализации мероприятий, направленных на выполнение общей концепции развития банка.
Правильное проведение определенных комплексов мер позволяет минимизировать негативные воздействия внешних неблагоприятных факторов, адекватно реагировать на любые изменения в экономике и извлекать из этого максимальное количество выгод. Это понятие охватывает: разновидности банковских продуктов, которые планируется реализовать, на какой тип клиентов те или иные продукты рассчитаны, их прибыльность и риски связанные с реализацией кредитных продуктов. Кроме того здесь учитывается общая структура, имидж организации и его имидж.