Характеристика государственных ценных бумаг
Государственными ценными бумагами именуются ценные бумаги, выпускаемые уполномоченными государственными органами от имени государства, ответственность по которым несет государство принадлежащим ему имуществом.
Государственные ценные бумаги выпускаются, как правило, в форме государственных долговых обязательств и являются формой внутреннего государственного долга. Некоторые государственные ценные бумаги (такие как приватизационные чеки) выпускаются в форме долевых обязательств и опосредуют отношения участия в распределении (приватизации) государственной собственности и также относятся к государственному долгу.
В международной практике можно обнаружить самые различные виды государственных ценных бумаг. Изучение функционирования государственных ценных бумаг различных стран позволяет классифицировать эти ценные бумаги в основном по:
1) Срокам обращения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). В некоторых государствах выделяются только краткосрочные облигации (до 1 года) и долгосрочные (свыше года).
2) Механизму выплаты дохода: дисконтные, процентные, с фиксированной или плавающей процентной ставкой. Дисконтные ценные бумаги – процентные платежи производятся в момент погашения в виде разницы между ценой начальной продажи (с дисконтом против начального номинала) и ценой погашения. Процентные ценные бумаги – при погашении ценной бумаги выплачивается номинальная стоимость и заранее оговоренный процент.
3) По характеру обращаемости: рыночные и нерыночные (или обращающиеся, не обращающиеся, с ограниченным кругом обращения). Рыночные государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Классическим примером, рыночных государственных ценных бумаг служат казначейские векселя, государственные облигации, ноты. Нерыночные государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены главным образом для размещения среди населения. К их числу относятся сберегательные облигации, депозитные облигации, облигации пенсионных фондов и так далее. Эти ценные бумаги дают их владельцам право на капитал, которые они вложили в определенные фонды для удовлетворения своих социальных нужд, а также на капитал, помещенный в банки и другие организации для получения дохода.
4) По виду эмитента: ценные бумаги местных органов власти; центральных (федеральных) органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений; внутренних и внешних государственных займов. Все эти ценные бумаги являются долговыми обязательствами государства, которые имеют в международной практике различные названия: ноты, казначейские векселя, сертификаты и т.п. Вместе с те большинство из них сводимо к понятию «облигации». Поэтому при всем разнообразии названий долговых ценных бумаг различных государств, я в этой главе все эти ценные бумаги буду обобщенно называть облигации, что в переводе означает «обязательство».
Ценные бумаги местных органов власти или муниципальные ценные бумаги являются основным инструментом привлечения органами местного самоуправления средств на покрытие временного дефицита местного бюджета и финансирование затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов.
Существуют две основные формы муниципальных займов: выпуск муниципальных ценных бумаг и ссуды вышестоящего бюджета или коммерческих банков. В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг – основная форма муниципального займа, так как это обходится дешевле, чем ссуда, взятая в коммерческом банке за счет предоставляемых налоговых льгот. Муниципальные ценные бумаги – долговые ценные бумаги, выпускаемые местными органами государственной власти с целью привлечения финансовых ресурсов. Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций – эмиссионных ценных бумаг, подтверждающих обязательство эмитента возместить собственнику ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента в денежной или натуральной форме, если иное не предусмотрено условиями выпуска.
Эмитентами облигаций местных органов власти могут выступать исполнительные институты территориально-административных образований. Например: - штат, область, республика, провинция;
- графство, округ, район;
- город.
При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.
Различают следующие виды муниципальных облигаций:
1) Облигации под общее обязательство о погашении задолженности. Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета. Выполнения обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги (как источника погашения займа). В условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности.
2) Облигации под общее обязательство, с ограниченным покрытием по налоговой способности. Выполнение долгового обязательства покрывается поступлениями от конкретного заранее оговоренного, вида поступлений в местный бюджет.
3) Облигации под целевые поступления, которые обслуживаются на доходы от реализации проектов, под которые были аккумулированы средства при помощи данного целевого займа. Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), больниц (плата, вносимая пациентами), дорог, спортивных сооружений и других. Облигации могут выпускаться: на строительство, модернизацию, ремонт и т.п., доходы от которых будут направлены на их погашение; на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются. Также в международной практике часто долевым или исключительным источником погашения данных займов выступает финансирование от центрального правительства.
4) Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления на покрытие краткосрочных дефицитов местных бюджетов, вызванных сезонностью налоговых поступлений. Практикуется метод зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в эти облигации, при определении размеров налоговых платежей. [1, c. 189]
Также облигации могут быть именные и на предъявителя; на любые сроки; под залог имущества (движимого или недвижимого) или без совершения залога; купонные или бескупонные; с фиксированным или колеблющимся доходом (процентом); отзывные и без права отзыва эмитентом; с застрахованным обязательством перед инвестором и без такового; с фондом погашение и без такового.
Выпуск облигаций местными органами власти в Белорусской практике.
Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Республики Беларусь и соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства Республики Беларусь.
В Республике Беларусь данный вид ценных бумаг представлен, выпуск которых осуществляется областными органами власти в целях привлечения денежных средств юридических и физических лиц для финансирования строительства жилья. Основными нормативными документами, регулирующими порядок выпуска, обращения и погашения облигаций местных займов, являются «Положение о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.1998 года, № 662!; «Основные принципы обращения и учета облигаций местных целевых жилищных займов», утвержденное Постановлением Коллегии Госкомитета по ценным бумагам от 27.12.1999 года, №5. В указанных документах определяются основные принципы размещения, обращения и погашения муниципальных облигаций, включая закрепление статуса биржи как единственного места заключения сделок с облигациями местных займов. Кроме того, важным документом, регулирующим вопросы выпуска размещения, обращения и погашения каждого конкретного займа выступает Проспект эмиссии соответствующего выпуска облигаций.
Ценные бумаги центральных (федеральных) органов власти и специализированных правительственных учреждений.
Эмитентами подобных ценных бумаг могут быть:
1) Центральные (федеральные) органы исполнительной власти;
2) Специализированные учреждения (в том числе кредитно-финансовые), находящиеся в республиканской (федеральной), собственности;
3) Специализированные учреждения, находящиеся в иной, чем республиканской (федеральной) собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу выполнения ими социально-значимых функций).
Объем и условия выпусков данных ценных бумаг во многих странах сопоставимы с размерами эмиссии облигаций центральным правительством, при несколько худшей ликвидности и более высокой доходностью этих ценных бумаг.
Эмиссия данных долговых обязательств преследует следующие цели: выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общегосударственное значение; выполнение национальных программ поддержки определенных групп населения (студентов, ветеранов и т.д.), секторов экономики (фермерских хозяйств, жилищного строительства и т.д.); на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных институтов, имеющих общегосударственное значение (например, экспортно-импортный банк); на замещение бюджетных расходов связанных с реструктурированием терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов (например, ссудо-сберегательных ассоциаций в США и т.д.). Виды облигаций, выпускаемых ведомствами, и подобных им ценных бумаг (нот, векселей, сертификатов) следующие: кратко-, средне- и долгосрочные; бессрочные; гарантированные центральным (федеральным) правительством полностью, частично или негарантированные; застрахованные или незастрахованные центральным правительственным учреждением; имеющие или неимеющие обеспечение.