Состояние и особенности инвестиционной деятельности в современном сельском хозяйстве России
В ходе реформирования АПК. России и сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых для сельского хозяйства, все большую значимость приобретает использование рыночных механизмов финансирования отрасли. В агропромышленном комплексе уровень старения основных производственных фондов достиг критических размеров, что стало причиной снижения производства сельхозпродукции, роста импорта продовольствия. После августовского кризиса 1998 г., повлекшего за собой удорожание ввозимой продукции, зарубежные производители стали терять стратегически важный для себя российский рынок сбыта. Альтернативой потери рынка для зарубежных компаний явилось их участие в развитии российского производства с помощью собственных инвестиций.
Однако в современных экономических условиях отдельному предприятию, производящему сельхозпродукцию, привлечь инвестиционные ресурсы для реализации рентабельного проекта практически невозможно. Это связано прежде всего с тем, что отечественные и зарубежные инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату вкладываемых средств. Ликвидность предлагаемого залога имеет крайне низкий уровень. Отсутствие эффективного и современного финансового менеджмента создает проблему для естественного мониторинга за ходом реализации проекта, что увеличивает риски кредиторов.
Как отмечает академик Россельхозакадемии В. Н. Хлыстун, для решения этих проблем уже разработаны методики и организационно-экономические модели, способствующие активизации инвестиционных процессов в аграрном секторе. Часть из них внедряется при реализации пилотных инвестиционных проектов и программ.
Перечисленные факторы являются причиной того, что в отечественном сельскохозяйственном производстве основным источником финансирования остаются собственные средства предприятий. В целом по отрасли «Сельское хозяйство» на долю собственных средств приходится около 75% инвестиций в основной капитал. Нынешнее экономическое положение абсолютного большинства предприятий таково, что они ограничены в использовании собственных средств на развитие и реинвестирование.
К одной из основных причин, препятствующих активизации инвестиций в АПК, относится противоречивость существующей нормативно-правовой базы. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, экономическими задачами и целями, которые ставит перед собой страна или отдельный регион. Противоречивость федерального и регионального законодательства отнюдь не способствует инвестиционной активности. Камнем преткновения является не только Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (№ 160-ФЗ от 9 июля 1999 года), но и налоговое, таможенное, банковское законодательство.
Тем не менее есть и положительные примеры. Так, в Орловской области благодаря областному закону «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» удалось с 1997 г. привнести дополнительно 300 млн руб. в областной бюджет. В 1998 г. был достигнут 7%-ный прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с 1997 г. Позитивным изменениям способствовала реализация ряда экономических и организационных мер: бездефицитность бюджета, стабилизация сельского хозяйства и рост промышленного производства. Отмечается положительная динамика в поступлении налогов в областной и местные бюджеты.
Очень важно, что в структуре инвестиций по источникам финансирования уменьшилась доля бюджетных вложений и увеличился объем собственных средств предприятий и привлеченных источников. Это свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятий. Налоговое стимулирование деятельности инвесторов, обеспечение гарантий от инвестиционных рисков способствовали ежегодному росту объемов инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие сельского хозяйства и экономики области в целом. По оценкам рейтинговых агентств, Орловская область занимает 12 место среди 89 регионов России по инвестиционному риску, переместившись с 1997 г. на 22 пункта.
Крайне важно переоснастить сельское хозяйство на основе внедрения новейших технологий. Это должно стать приоритетной задачей государства. Учитывая, что в сельском хозяйстве на единицу вновь создаваемой стоимости требуются значительно большие затраты по сравнению с промышленностью, государственная поддержка АПК становится абсолютно необходимой.
Рассчитывать в своей деятельности только на внешних инвесторов нельзя, инвестировать производство должны и сами сельхозпроизводители. Для этого необходимо повысить роль собственных источников сельскохозяйственных организаций — прибыли и амортизационных отчислений — в восстановлении основных средств и их наращивании. Это возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов.
Внутренними инвесторами в аграрное производство могут быть прежде всего финансово благополучные сельскохозяйственные предприятия. Повысить инвестиционную активность способны крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, перерабатывающие предприятия, торговые организации. Инвестировать сельскохозяйственное производство могут и поставщики ресурсов (топлива, удобрений, техники) для АПК. Способствовать вложению капитала в сельское хозяйство должны областные, районные администрации.
Одним из важнейших путей привлечения инвестиций следует считать создание интеграционных структур, в том числе аграрных финасово-промышленных групп. Например, в той же Орловской области созданы такие структуры, как ОАО «Орловская нива», ОАО «Орловский агрокомбинат», «Пшеница 2002, Орел», ЗАО «Региональная продовольственная компания». На базе ОАО «Орелагропром-снаб» реализуется крупнейший инвестиционный пилотный проект «Пшеница-2000, Орел». Средства, выделенные немецкой стороной, использовались главным образом для приобретения сельхозтехники и перерабатывающего оборудования. Учитывая финансовое состояние проекта, сложившееся после августа 1998 г., а также в целях повышения окупаемости кредитных ресурсов в области было принято решение направить одну треть средств в перерабатывающую отрасль.
Чтобы активизировать развитие и создание крупных перерабатывающих предприятий-холдингов, следует уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятия расходуют на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон. Эти средства, размеры которых следует законодательно определить, должны использоваться строго на покупку акций (паев) сельскохозяйственных организаций, аренду земли и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий зоны.
Требуется разрешить свободное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Только тогда появится объективная оценка эффективных сфер приложения капитала, начнется более активное его привлечение в аграрную отрасль. В выигрыше будут не только товаропроизводители, но и государство. Многие проблемы с привлечением инвестиционных средств в аграрный сектор экономики, в том числе в сельское хозяйство, были бы сняты, если бы государству удалось задействовать валютные накопления населения. Для этого нужно установить ставки по долгосрочным вкладам, превышающие уровень инфляции, предоставить гарантии возврата вложенных средств. При этом важно сохранить тайну вкладов, отказаться от декларирования доходов, предоставить гарантии государства по своевременному возврату вложенных средств, легализовать доходы населения и тем самым восстановить его доверие к финансовым структурам и государству в целом.
Необходимо в большей степени привлекать средства собственных сельхозпроизводителей, создавая для них благоприятную инвестиционную обстановку не только на уровне региона, но и в государственных масштабах. Это, правда, возможно только при согласовании федерального и регионального законодательства.