Управление собственным капиталом

Политика формирования собственных финансовых ресурсов направлена на обеспечение самофинансирование организации. Данная политика включает в себя следующие этапы:

1. Анализ образования и использование собственных финансовых ресурсов в базовом периоде. Целью является установление финансового потенциала корпорации для будущего развития. Изучается соответствие темпов прироста прибыли и собственного капитала темпам прироста активов (имущества) и объема продаж, динамика удельного веса собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов. Целесообразно сравнивать эти параметры за ряд периодов. Оптимальное соотношение выглядит следующим образом: Т1>T2>T3>T4>100. Где Т1 – темп роста прибыли в %, Т2 – тем роста выручки от продажи товаров в %. Т3 – темп роста собственного капитала в %. Т4 – тем роста активов в %.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах на предстоящий период (формула самостоятельно). Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних так и за счет внешних источников

3. Оценка стоимости собственного капитала из различных источников в разрезе отдельных его элементов

4. Дивидендная политика – основной целью дивидендной политики является установление оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли собственниками и ее будущим ростом обеспечивающим развитие корпорации. Наиболее распространенными моделями дивидендной политики являются:

· Теория начисления дивидендов по остаточному принципу (Ф. Модильяни, М. Миллер). Дивиденды должны начисляться после того как изучены все возможности реинвестирования прибыли, следовательно дивиденды выплачиваются только в том случае, если за счет чистой прибыли профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты и если у корпорации нет своих инвестиционных проектов. В данном случае вся оставшаяся чистая прибыль идет на выплату дивидендов

· Теория предпочтительности дивидендов (М. Гордон, Д. Линтнер). Основана на принципе минимизации риска. Дивидендная политика влияет на совокупное богатство акционеров. Инвесторы всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим доходам от прироста курсовой стоимости акций

· Теория минимизации дивидендов. Эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и будущим доходам акционеров. Подобный подход не может устраивать мелких акционеров с низким уровнем доходов

· Сигнальная теория дивидендов. Рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое повышение рыночных котировок акций. При продаже таких акций акционеры получают дополнительный доход, кроме того выплаты высоких дивидендов свидетельствуют о том, что компания находится на подъеме

· Арбитражная теория (С.Росс). Максимизация совокупного дохода акционеров и достаточное финансирование текущей и инвестиционной деятельности корпорации

Есть достоинства в использовании только собственного капитала, а также недостатки этого. Собственный капитал характеризуется следующими положительными чертами:

1. Простота привлечения. Так как решение по его увеличению (особенно за счет внутренних источников) принимаются собственниками и менеджерами без участия других хозяйствующих субъектов, например банков

2. Более высокая способность генерировать прибыль во всех сферах деятельности корпорации, т.к. при его использовании отпадает необходимость в уплате ссудного процента и процента по облигационным займам

3. Обеспечение финансовой устойчивости развития предприятия и его платежеспособности в долгосрочной периоде

Недостатки использования только собственного капитала:

1. Ограниченность объема привлечения для расширения масштабов предпринимательской деятельности

2. Более высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками капитала (дивиденды по акциям при выпуске новых эмиссий акций, как правило выше процента по корпоративным облигациям, т.к. риск последних ниже

3. Нереализуемая возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств

4. Управление заемным капиталом

Многообразие видов и условий предоставления заемного капитала в форме банковских кредитов предполагает необходимость сравнительной оценки эффективности формирования заемных средств. Основу такой оценки составляет расчет стоимости привлекаемых ресурсов. Особенностями оценки стоимости заемного капитала являются:

1. Сравнительная простота формирования базового показателя оценки стоимости заемных средств (базовым показателем является % за банковский кредит, предусмотренный кредитным договором)

2. Цена кредита должна быть увеличена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита)

3. Необходимость учета в процессе оценки стоимости заемного капитала налогового корректора. Это связано с тем, что выплаты по обслуживанию кредита включаются в себестоимость продукции, тем самым понижается размер налогооблагаемой прибыли и стоимости заемных средств на ставку налога на прибыль

4. Ставка процента по долгосрочному кредиту всегда выше чем по краткосрочному

5. Привлечение заемного капитала всегда вызывает обратный денежный поток не только по уплате процентов, но и по погашению основной суммы долга. Таким образом появляется процентные кредитные риски, которые в некоторых случаях могут привести к банкротству заемщика

6. Стоимость привлеченного заемного капитала взаимосвязана с оценкой кредитоспособности заемщика со стороны банка (чем выше уровень его кредитоспособности по оценке кредитора, тем ниже для него ставка процента за кредит)

Стоимость заемного каптала в форме финансового кредита определяется по следующей формуле:

ЗКФ= (СП/ФК) * 100%

ЗКф – стоимость привлечения заемного каптала в форме финансового кредита в %

СП – сумма уплаченных процентов при обслуживании финансового кредита в расчете на 1 год

ФК – среднегодовая сумма привлеченного финансового кредита, используемого предприятием

Положительные стороны использования кредитов:

1. Широкие возможности привлечения (особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика)

2. Обеспечение роста финансового потенциала корпорации для увеличения активов при возрастании темпов прироста продаж

Отрицательные стороны использования заемного капитала:

1. Привлечение заемных средств формирует наиболее опасные для корпорации финансовые риски (кредитный, процентный и риск потери ликвидности)

2. Активы, образованные за счет заемного капитала формируют более низкую норму прибыли на капитал (при прочих равных условиях) так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга

3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебания конъюнктуры на кредитном рынке

4. Сложность процедуры привлечения заемных средств (особенно в крупных размерах и на срок более одного года)

Заемный капитал может быть увеличен за счет эмиссии корпоративных облигаций. Стоимость привлеченного капитала за счет эмиссии корпоративных облигаций оценивается по формуле:

ЗКо = (По + Зэо/О)*100%

ЗКо – стоимость привлечения заемного капитала за счет дополнительной эмиссии облигаций

По – годовая сумма процентов выплачиваемых владельцам облигаций

Зэо – расходы связанные с осуществлением дополнительной эмиссии облигаций (распределенной по годам)

О – сумма заемных средств, полученных за счет эмиссии облигаций

Достоинства привлечения заемного капитала в форме облигационных займов:

1. Отсутствие риска утраты контроля над управлением обществом как в случае с новой эмиссией акций

2. Облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (по сравнению с процентами за кредит и дивидендами по акциям)

Отрицательные стороны:

1. Эмиссия облигаций требует значительных расходов эмитента и длительных сроков привлечения средств.

2. Уровень финансовой ответственности общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, т.к. взыскание этих сумм при длительной рассрочке платежей осуществляется через процедуру банкротства.

3. После выпуска облигаций средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу.

4. Облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капитала.

Наши рекомендации