Переменных затрат в относительном выражении
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет «Запас финансовой прочности» (ЗФП).
ЗФП = Выручка от реализации - Порог рентабельности(1.8)
В первую очередь, для анализа затрат на производство продукции необходимо сделать анализ динамики по структуре и уровню затрат.
Таблица 1.1 – Название таблицы
Статьи затрат | Предыдущий период | Отчетный период | Отклонение | |||
Сумма т.руб | Уровень затрат в % | Сумма т.руб | Уровень затрат в % | т.руб | % | |
Материальные затраты | ||||||
Заработная плата. | ||||||
Страховые взносы | ||||||
Амортизация | ||||||
Прочие расходы. | ||||||
Полная себестоимость. | ||||||
в том числе: а) переменные расходы | ||||||
б) постоянные расходы |
Вопросы для анализа:
1. Проанализировать состав и структуру затрат на производство и реализацию продукции в организации.
2. Указать виды затрат, имеющих наибольший и наименьший удельный вес в полной себестоимости в отчетном и предыдущем периоде.
3. Оценить отклонения по элементам и уровню затрат от предыдущего периода, указать наиболее значительные изменения.
4. Определить тип промышленного производства, согласно структуры затрат.
По данным формы №5 нужно определить влияние отклонений по каждому элементу затрат на изменение полной себестоимости по сравнению с предыдущим периодом.
Таблица 1.2 – Название таблицы
Показатель | Предыдущий период | Отчетный период | Отклонение | Влияние, % |
Материальные затраты | ||||
Заработная плата | ||||
Страховые взносы | ||||
Амортизация | ||||
Прочие расходы | ||||
ИТОГО |
Проверка:
Вопросы для анализа:
1. Указать размер отклонения полной фактической себестоимости в отчетном анализируемом периоде от величины предыдущего периода.
2. Выявить размер влияния на изменение полной себестоимости материальных затрат, заработной платы и страховых взносов, амортизации и прочих затрат.
3. Указать наибольшее и наименьшее влияние, оказанное данными факторами.
4. Определить резервы снижения себестоимости и повышения эффективности использования ресурсов предприятия.
5. Какое влияние окажет снижение себестоимости продукции на финансовые результаты организации?
Затем нужно сделать анализ коммерческих расходов по статьям, определив отклонение по их фактической стоимости и по удельному весу.
Таблица 1.3 – Название таблицы
Показатели | Предыдущий период | Отчетный период | Отклонение | |||
Сумма т.руб | Уд.вес,% | Сумма т.руб | Уд.вес,% | Сумма т.руб | Уд.вес,% | |
Затраты на отгрузку продукции тыс.руб. | ||||||
Расходы на упаковку и маркетинг, тыс.руб. | ||||||
Итого: |
Вопросы для анализа:
1. Указать изменение суммы коммерческих расходов по сравнению с предыдущим периодом.
2. Определить характер изменений затрат на отгрузку, упаковку и маркетинг.
3. Указать статьи коммерческих расходов, имеющих наибольший удельный вес.
4. Оценить произошедшие изменения в структуре коммерческих расходов.
5. Определить характер влияния изменения коммерческих расходов на конечный финансовый результат.
Используя справочные данные и данные бухгалтерского учета, следует установить абсолютное и относительное отклонение фактических трудовых затрат по производству товарной продукции от предыдущего периода.
Таблица 1.4 – Название таблицы
Фонд заработной платы рабочих основного производства | Сумма, т.р |
По фактической себестоимости предыдущего периода | |
Предыдущий период, скорректированный на процент роста по объёму производства товарной продукции | |
По фактической себестоимости отчетного периода | |
Абсолютное отклонение от предыдущего периода | |
Относительное отклонение от предыдущего периода |
Вопросы для анализа:
1. Соответствует ли абсолютное отклонение фонда заработной платы относительному отклонению?
2. Для каких целей произведен расчет относительного отклонения?
3. Какое отклонение соответствует действительному положению дел в организации? Почему?
4. Эффективно ли расходуется фонд заработной платы рабочих основного производства в организации?
5. Какое влияние оказывает материальное стимулирование рабочих на выпуск продукции?
Используя справочные данные и данные бухгалтерского учета, также нужно установить абсолютное и относительное отклонение фактических трудовых затрат вспомогательного производства от предыдущего периода.
Таблица 1.5 – Название таблицы
Фонд заработной платы рабочих вспомогательного производства | Сумма, т.р |
По фактической себестоимости предыдущего периода | |
Предыдущий период, скорректированный на процент роста по объёму производства товарной продукции | |
По фактической себестоимости отчетного периода | |
Абсолютное отклонение от предыдущего периода | |
Относительное отклонение от предыдущего периода |
Вопросы для анализа:
1. Соответствует ли абсолютное отклонение фонда заработной платы относительному отклонению?
2. Для каких целей произведен расчет относительного отклонения?
3. Какое отклонение соответствует действительному положению дел в организации? Почему?
4. Эффективно ли расходуется фонд заработной платы рабочих вспомогательного производства в организации?
5. Какое влияние оказывает материальное стимулирование рабочих на выпуск продукции?
Установить абсолютное и относительное отклонение фактических материальных затрат по производству товарной продукции от предыдущего периода следует также на основании справочных данных и данных бухгалтерского учета.
Таблица 1.6 – Название таблицы
Материальные затраты | Сумма, т. р. |
По фактической себестоимости предыдущего периода | |
Предыдущий период, скорректированный на процент роста по объёму производства товарной продукции | |
По фактической себестоимости отчетного периода | |
Абсолютное отклонение от предыдущего периода | |
Относительное отклонение от предыдущего периода |
Вопросы для анализа:
1. Соответствует ли абсолютное отклонение материальных затрат от предыдущего периода относительному отклонению?
2. Для каких целей произведен расчет относительного отклонения?
3. Обеспечен ли процесс производства материальными ресурсами?
4. Эффективно ли используются материальные ресурсы на предприятии?
5. Указать резервы улучшения сложившейся ситуации.
После произведенных расчетов, необходимо сделать анализ затрат на один рубль товарной продукции, определив абсолютное отклонение, темп роста и темп изменения.
Таблица 1.7 – Название таблицы
Показатель | Предыдущий период | Отчетный период | Отклонение | Темп, % | |
роста | изменения | ||||
Выпуск товарной продукции, тыс.руб. | |||||
Полная себестоимость, тыс.руб. | |||||
Затраты на один рубль товарной продукции, коп. | |||||
Прибыль на один рубль товарной продукции, коп. | |||||
Рентабельность продукции, % |
Вопросы для анализа:
1. Определить размер затрат на один рубль товарной продукции в предыдущем и отчетном периодах.
2. Оценить изменения, произошедшие в отчетном периоде в абсолютных и относительных величинах.
3. Указать размер прибыли на один рубль товарной продукции, проанализировать изменения.
4. Оценить рентабельность продукции за анализируемый период, указать произошедшие изменения.
5. Указать возможные способы повышения рентабельности продукции.
6. Определить последствия сложившейся ситуации в организации.
В завершении анализа затрат на производство и реализацию продукции, необходимо проанализировать порог рентабельности организации. Для этого необходимо использовать справочные данные и данные бухгалтерского учета за анализируемый период.
Таблица 1.8 – Название таблицы
Показатели | Начало периода | Конец периода | Отклонение, тыс.руб. | Темп изменения, % | ||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |||
Выручка от реализации продукции | ||||||
Переменные затраты | ||||||
Результат от реализации после возмещения переменных затрат | ||||||
Постоянные затраты | Х | Х | ||||
Прибыль от реализации продукции | Х | Х | ||||
Сила воздействия производственного рычага | Х | Х | ||||
Порог рентабельности | Х | Х | ||||
Запас финансовой прочности | Х | Х |
Вопросы для анализа:
1. Отразить изменение основных показателей, необходимых для расчета запаса финансовой прочности.
2. Что характеризуют эти показатели.
3. Определить размер порога рентабельности и его экономическое содержание.
4. Как изменилась ситуация по сравнению с предыдущим периодом.
5. Определить способы улучшения финансового положения предприятия.