Конкурсное производство
Конкурсное производство направлено на принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда. Основной целью этой процедуры является обеспечение имущественных интересов кредиторов предприятия-должника путем сохранности оставшегося имущества, его реализации и последующего справедливого распределения этого имущества между конкурсными кредиторами.
В результате принудительной ликвидации предприятия-должника последнее прекращает свое существование как субъект права и больше не может участвовать в гражданском обороте. Его имущество реализуется с публичных торгов, а средства, вырученные от реализации, направляются на удовлетворение требований кредиторов. Правопреемственность в таких случаях не возникает.
Конкурсное производство вводится сроком на 12 месяцев и может быть продлено не более чем на 6 месяцев.
Арбитражный суд при открытии конкурсного производства утверждает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий имеет права:
- распоряжаться имуществом должника;
- увольнять работников должника, в том числе руководителя;
- заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок;
- передать на хранение документы, подлежащие обязательному хранению;
- предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, направленные на возврат имущества должника.
В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника производится утверждение на собрании кредиторов предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах. Начальная цена продажи имущества на торгах определяется независимым оценщиком.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются социально значимые объекты, если они используются по назначению:
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные и лечебные учреждения;
- спортивные сооружения;
- объекты коммунальной инфраструктуры;
- жилищный фонд.
Указанные объекты продаются путем проведения торгов в форме конкурса, условием которого является обязанность покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением. Средства, полученные от продажи указанных объектов, включаются в конкурсную массу.
Расчеты с кредиторами конкурсный управляющий производит в соответствии с реестром требований кредиторов.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
Вне очереди погашаются:
- судебные расходы должника и расходы по выплате арбитражному управляющему;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
- требования кредиторов, возникшие в период после принятия судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;
- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия судом заявления о признании должника банкротом и начисленная за период конкурсного производства.
Первая очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Вторая очередь — расчеты по выплате выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Третья очередь — расчеты с другими кредиторами.
Мировое соглашение
Мировое соглашение допустимо на любой стадии производства по делу о несостоятельности организации-должника.
Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Это дает возможность должнику продолжать свою деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.
Условия мирового соглашения обязательны как для должника, так и для кредиторов и уполномоченных органов. В мировом соглашении стороны вправе определить любые условия погашения долгов.
Законом установлено правило, по которому возможность заключения мирового соглашения наступает только после погашения должником задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.
Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
Мировое соглашение может содержать условия об:
- отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
- уступке прав требования должника;
- исполнении обязательств должника третьими лицами;
- скидке с долга;
- отмене требований на акции;
- удовлетворении требований кредиторов способами, не противоречащими федеральным законам РФ.
План финансового оздоровления
Финансовое оздоровление предприятия является целью такой процедуры банкротства, как внешнее управление.
План финансового оздоровления носит комплексный и унифицированный характер. Он составляется по определенной форме. Рассмотрим основные разделы этого плана.
В разделе 1 дается общая характеристика предприятия. В нее входят: его наименование, почтовый и юридический адрес, банковские реквизиты, подчиненность вышестоящей организации, основной вид деятельности, организационно-правовая форма собственности; в виде схемы приводится организационная структура, а также наименование всех его структурных подразделений и дочерних компаний.
Общая характеристика предприятия завершается перечнем всех должностных лиц от руководителей предприятия до руководителей его структурных подразделений.
В разделе 2 приводятся краткие сведения по плану финансового оздоровления, позволяющие установить цену за восстановление платежеспособности предприятия и поддержание его эффективной деятельности, показываются срок реализации плана в месяцах, общая сумма требующихся средств. Приводятся данные, характеризующие финансовый результат, получаемый при реализации плана (погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов предприятия и т.д.).
Раздел 3 посвящается анализу финансового состояния предприятия и установлению причин, которые привели его к неплатежеспособности.
В разделе 4 предлагается перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Так же указываются сроки их проведения и необходимые для этого средства.
Раздел 5 называется «Рынок и конкуренция». Он характеризует рынок, на котором работает предприятие, его емкость и размер, группы потребителей, действующие и предполагаемые цены на рынке данной продукции, альтернативные варианты планируемого объема продаж исходя из предполагаемой цены и ожидаемой конкуренции.
В разделе 6 дается описание стратегии осуществления продаж. Сюда входят характеристика и анализ каналов и объем сбыта продукции по каждому каналу. Приводится описание товара, определяется насыщение им рынка и предлагаются меры по поддержанию его спроса. Одновременно вносятся предложения по производству нового товара или модернизации существующего. В нем находят отражение замыслы предприятия по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, стратегий развития самого предприятия, а также комплексу мер по воздействию предприятия на покупателя.
Раздел 7 посвящен порядку разработки производственной программы предприятия. В нем, исходя из имеющихся производственных мощностей и конъюнктуры рынка, определяются объем выпуска продукции по всей номенклатуре и планируемый объем продаж продукции по каждому ее виду.
При определении объема продаж прогнозируемая цена товара устанавливается путем маркетинговых исследований. Затем производится расчет потребности в материальных и трудовых ресурсах, определяется смета расходов и производится калькуляция себестоимости планируемой продукции, а также потребность предприятия в дополнительных инвестициях.
Раздел 8 – разработкой финансового плана. Он включает прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, а также формирование источников финансирования потребности в дополнительных инвестициях.