Финансовое прогнозирование и его основные методы
Финансовое прогнозирование – это основа планирования и бюджетирования. Исходной точкой финансового прогноза является прогноз продаж, а конечной целью является расчет потребностей во внешнем финансировании.
В западной практике наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования:
1. Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок представляет собой многоступенчатый опрос экспертов по специально разработанным схемам с последующей обработкой полученных результатов с использованием научных инструментов экономической статистики. Метод экспертных оценок используют также в аналитической работе. Например, для расчета пороговых значений каких-либо показателей и т.д.
2. Метод обработки пространственных, временных совокупностей.
Данный метод существенно варьируется в зависимости от имеющихся в наличии исходных данных, а также от множества других показателей.
Есть наиболее часто встречающаяся ситуация, когда имеются данные о динамике показателя, т.е. наличие временного ряда. В данном случае задача заключается в том, чтобы построить тренд. Для этого используют авторегрессионные зависимости.
Первый метод предполагает, что прогнозируемый показатель (Y) изменяется прямо (обратно) пропорционально с течением времени. Строится уравнение регрессии:
Y = a * х + b , (1)
где х - порядковый номер периода.
Параметры a, b находятся методом наименьших квадратов. Затем, зная значения параметров a, b , можно рассчитать прогнозный показатель Y, подставляя в уравнение период х .
3. Метод прогнозирования на основе ситуационного анализа.
Данный метод исходит из двух предпосылок:
1) любое предприятие является системой, где отдельные ее составляющие определенным образом согласованы и связаны друг с другом, т.е. многие показатели, даже не связанные между собой, изменяются в динамике согласованно;
2) в состоянии равновесия и стабильности главные характеристики финансовой деятельности предприятия не могут иметь резких колебаний (инерционность).
В основе метода пропорциональных зависимостей лежит тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности предприятия, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей.
Эти показатели привязываются к базовому с помощью простейших пропорциональных зависимостей. Базовым показателем является выручка.
В отечественной практике применяются два главных метода: бюджетный метод и метод процента от продаж. Бюджетный метод основан на концепции денежных потоков (см. ниже). Метод процента продаж основан на ряде предположений:
1) Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства увеличиваются пропорционально увеличению объема продаж.
2) Процент увеличения основных средств определяется с учетом технологии производства, степени износа и загрузки основных средств.
3) Долгосрочные обязательства и акционерный капитал остаются неизменными, а чистая прибыль рассчитывается с учетом нормы распределения и чистой рентабельности продукции.
38 Финансовое планирование и финансовые планы.
Финансовое планирование – определение будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов предприятия. Финансовый план – документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий его доходы и расходы. В процессе финансового планирования устанавливаются финансовые цели и ориентиры: определяется степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию предприятия; формулируется последовательность шагов к достижению целей.
Известны долгосрочный и краткосрочный финансовые планы. Цель первого – определение темпов расширения предприятия, цель второго – обеспечение платежеспособности предприятия.
Различают также стратегические планы генерального развития и долгосрочной структуры предприятия, определяющие объем и основные направления использования финансовых ресурсов; текущие планы, характеризующие эффективность каждого источника финансирования и оценку капитала по каждому виду деятельности; оперативные планы, конкретизирующие показатели текущего плана на более короткие периоды времени.
39 Основные методы финансового планирования.
При финансовом планировании используются следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
1. Нормативный метод планирования величины финансовых показателей основан на определении потребностей предприятия в финансовых ресурсах и источниках их получения. Источники получения определяются на основе установленных норм использования ресурсов, технико-экономических показателей и финансовых нормативов. Например, при определении расходов на производство и реализацию продукции используются нормы расхода сырья. Материалов, амортизации, заработной платы и др. на единицу продукции и данные о проектируемом объеме реализации; при определении взаимоотношений с бюджетом. Данные нормы устанавливаются на республиканском или региональном уровне. Расчет потребности в оборотных средствах производится на основе нормативов оборотных средств и т.д.
2. Расчетно-аналитический метод опирается на достигнутые величины производственных и финансовых показателей. В основе расчета потребностей в объемах затрат, источниках средств и проектируемой динамики их изменений в плановом периоде лежат сложившиеся показатели. Данный метод может применяться при отсутствии на предприятии технико-экономических и иных нормативов. В частности, он практикуется при определении части прибыли, направляемой на цели накопления, потребления, в резервные фонды, при распределении прибыли по другим направлениям использования. При расчетно-аналитическом методе широко используются экспертные оценки.
3. Балансовый метод планирования финансовых показателей характеризуется использованием балансов для согласования объемов расхода и источников их покрытия. Областью применения данного метода являются: составление баланса денежных поступлений и расходов, распределение прибыли и других финансовых ресурсов.
4. Метод оптимизации плановых решений применяется при сопоставлении вариантов плановых расчетов. Данный метод позволяет выбрать из ряда возможных решений наилучшее по какому-либо критерию. В качестве критериев могут использоваться: срок окупаемости проекта, чистый приведенный эффект, норма рентабельности инвестиций, максимизация прибыли, минимизация затрат и др.
5. Экономико- математическое моделирование позволяет рассчитать количественное выражение взаимосвязей отдельных факторов, определяющих изменение финансовых показателей, например, насколько изменение объема реализации товаров (услуг) зависит от изменения цен на них.