Анализ и управление товарным ассортиментом
Товарный ассортимент – связующе звено между компанией и потребителями, количество которых напрямую зависит от структуры, свойств и характеристик предлагаемого ассортиментного ряда.
Анализ товарного ассортимента. Существует достаточное количество методов анализа ассортиментного ряда, способствующих оптимизации товарного ассортимента (матрицы БКГ, анализ ЖЦТ, конкурентный анализ, АВС-анализ, XYZ-анализ и др.).
АВС-анализ получил распространение благодаря своей универсальности, эффективности и является обязательным блоком многих программ в качестве стандартного отчета. Сущность АВС-анализа заключается в составлении рейтинговых списков по разным параметрам по трем группам объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и доле. Идея метода основана на принципе Парето: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в наше время оно известно как «Правило 80 : 20». Например: 20% товаров приносят 80% прибыли; 20% покупателей приносят 80% оборота.
Этапы проведения АВС-анализа:
1.Выбор объекта анализа (товарная группа, единицы и т.п.) и параметров (объем продаж в натуральном и денежном выражении, объем прибыли и т.д.).
2.Составление рейтингового списка объектов по убыванию значения.
3.Определение отношения объектов к группе А, В, или С на основе расчета доли параметра в общей сумме параметров выбранных объектов с учетом накопительного итога и присвоения значения групп этим объектам.
Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров, требующие постоянного учета и контроля.
Группа В – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет 50-80% от общей суммы параметров, которые требуют обычного контроля и учета.
Группа С – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет 80-100% от общей суммы параметров, характеризующиеся упрощенными методами планирования, учета и контроля.
Наиболее показательными является анализ по обороту (объем продаж в денежном выражении) и по доходности. При многочисленных плюсах АВС-анализа существует один минус: не позволяет оценивать сезонные колебания продаж.
XYZ-анализ также используется для оптимизации ассортимента.
Сущность XYZ-анализа – группировка объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации). Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.
Таблица 2 – Классификация товаров с учетом объема продаж и доходности
С | В | А | |
А | АС высокие обороты и низкий уровень доходности | АВ высокие обороты и средний уровень доходности | АА высокие обороты и высокий уровень доходности |
В | ВС средние обороты и низкий уровень доходности | ВВ средние обороты и средний уровень доходности | ВА средние обороты и высокий уровень доходности |
С | СС низкие обороты и низкий уровень доходности | СВ низкие обороты и средний уровень доходности | СА низкие обороты и высокий уровень доходности |
Этапы проведения XYZ-анализа:
1.Выбор объекта анализа и параметров.
2.Определение количества периодов проведения анализа.
3.Определение коэффициента вариации для каждого объекта.
4.Составление рейтингового списка объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
5.Определение отношения объекта к группам X, Y и Z.
Группа Х – объекты, значение коэффициента вариации по которым не превышает 10%, изменяющие свои показатели с течением времени незначительно, поэтому возможен более точный прогноз.
Группа Y – объекты, значение коэффициента вариации по которым составляет 10-25%, изменяющие свои показатели во времени, поэтому возможности прогноза средние.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации превышает 25%, показатели которых имеют серьезные колебания, какие-либо явные тенденции отсутствуют, поэтому возможности прогноза низкие.
Таким образом, результаты XYZ-анализа будут достоверны, если анализируется достаточно длительный период времени.
Совмещение результатов АВС-анализа и XYZ-анализа.
В результате совмещения получено девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ) (табл.3).
Таблица 3 – Совмещенный АВС - и XYZ-анализ товарооборота
Критерии | X | Y | Z |
А | АХ (высокая значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) | АY (высокая значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) | AZ (высокая значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
В | ВХ (средняя значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) | ВY (средняя значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) | ВZ (средняя значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие случайного характера продаж) |
С | СХ (низкая значимость товара в ассортименте, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности продаж) | CY (низкая значимость товара в ассортименте, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности продаж) | CZ (низкая значимость товара в ассортименте, низкая степень надежности прогноза вследствие случайного характера продаж) |
Внедрение интегрированного АВС - и XYZ-анализа в практику работы предприятий, используемого для формирования портфеля заказов и расширения ассортимента, обеспечивает рациональное управление товарным ассортиментом и способствует ускорению оборачиваемости товара, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами, а в целом, эффективности бизнеса.