Проблемы и перспективы развития финансово-промышленных групп в республике беларусь

Опыт зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе, показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала.

Финансово-промышленные группы по своей сущности являются, с одной стороны, формой интеграции финансового и промышленного капитала, с другой – видом производственно-инвестиционного сотрудничества в рамках реализации внешнеэкономических связей. Для Беларуси, при её относительном высокоразвитом промышленном потенциале, создание финансово-промышленных групп с партнерами из стран СНГ приобретает особую привлекательность. Заявляют о себе международные финансово-промышленные группы в топливно-энергетическом, автомобиле- и тракторостроении, телевизионном производстве и др. отраслях.

Современная экономическая политика Республики Беларусь имеет целью достижение устойчивого развития, в том числе и за счет создания институтов рыночной экономики в финансовой сфере, где существовавшие индивидуальные капиталы объединяются, чтобы усилить влияние на производство и обращение. Совместное использование капиталов с различными кругооборотами и циклической оборачиваемостью позволяет обеспечить оперативную переориентацию ресурсов в целях восстановления нарушенного равновесия и стабилизации роста доходности. Объединение разнородных капиталов знаменует эволюцию капитала в более сложную форму нового порядка. Когда объединяются капиталы с целью получить дополнительные возможности от кооперации по сравнению с суммарными возможностями отдельных капиталов, то образуется не просто новая форма капитала, а более сложная система, наделенная новыми специфическими свойствами.

Мировая хозяйственная практика показывает, что, прежде всего, крупное производство формирует в современной экономике спрос и предложение на рынке, определяет условия ценообразования, реализует крупные программы капиталовложений. Только крупным производителям под силу осуществление значительных научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок (НИОКР), массовое внедрение в производство новшеств научно – технического прогресса. Именно финансово–промышленные группы составляют каркас экономически развитых стран и мирового хозяйства в целом, являясь эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных партнеров. Во многом укрупнение производств стало основой для лидирующих позиций в мире США и Японии.

В условиях переходного периода финансово-промышленные группы являются островками стабильности, отличающимися большей рентабельностью, предсказуемостью, управляемостью. В отличие от множества мелких фирм, создающихся нередко для проведения двух - трех операций по сокрытию налогов, финансово-промышленные группы как крупные хозяйственные комплексы формируются надолго и поэтому могут быть стабильными налогоплательщиками.

Положительный эффект от работы финансово-промышленных групп для государства заключается в увеличении налоговых поступлений в бюджет, снижении государственных расходов на создание рабочих мест и выплату социальных пособий, повышении общественной стабильности вследствие лучшей прогнозируемости ценовой политики.

Экономическую политику белорусских регионов следует формулировать исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Вход в "рынок" международных монополий возможен только через предварительное развитие внутреннего рынка, на котором с помощью государства сформировались и функционируют свои структуры, эквивалентные по мощности зарубежным. Такими структурами на региональном уровне должны стать финансово - промышленные группы, ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом.

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становле­ние сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования финансово-промышленных групп можно выделить:

­ общеэкономические;

­ законодательные;

­ организационные;

­ финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности финансово-промышленных групп. Главная роль при образовании финансово-промышленных групп возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о финансово-промышленных группах договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в финансово-промышленных группах. Функции управления финансово-промышленных групп выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью финансово-промышленных групп центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной компании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности финансово-промышленных групп представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о финансово-промышленных группах) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, не разработанностью организационных структур управления финансово-промышленных групп; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования финансово-промышленных групп следует, прежде всего, назвать низкий потенциал коммерческих банков, оцененный по их соб­ственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса эконо­мической и политической ситуациях, белорусские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более чем на 10%. Отсюда необходи­мость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без госу­дарственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных финансово-промышленных групп необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению выше­перечисленных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству Республики Беларусь, рассмотрена нормативно-правовая база и роль финансово-промышленных групп в формировании рыночной экономики, также рассмотрены типы и принципы функционирования финансово-промышленных групп, исследован мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод, что финансово-промышленные группы - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Сегодня роль финансово-промышленных групп является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники и производства.

Закономерность появления в белорусской экономике финансово-промышленных групп вызвана целым рядом причин:

Во - первых, какой бы характер не носили происходящие в ходе реформы изменения в белорусской экономике, эти изменения неизбежно несут в себе определенные элементы прежней хозяйственной системы, одна из важнейшей особенностей которой заключалась в преобладании мощных промышленных предприятий и научно-производственных объединений.

Во - вторых, слабость современной белорусской банковской системы, финансовая недостаточность большинства промышленных предприятий, отсутствие крупных торговых структур неизбежно подталкивают их друг к другу в целях совместного выживания в рамках финансово-промышленных групп.

В - третьих, как свидетельствует история мирового рыночного хозяйства, в нем существуют различные по масштабам операций и организационно-управленческим характеристикам типы промышленных структур, причем при всей важности малого и среднего бизнеса роль своего рода станового хребта промышленности в большинстве современных развитых рыночных экономик до сих пор играют именно крупные корпорации, как наиболее эффективные и стабильные.

Финансово-промышленные группы способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию отечественного производства и помогут:

· сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики;

· обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР;

· ускорить НТП;

· повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий;

· сформировать рациональные хозяйственные связи в сегодняшних условиях.

Белорусское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования финансово-промышленных групп. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной финансово-промышленной группе. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких финансово-промышленных групп ничего дурного.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д..

Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание финансово-промышленных групп в нашей стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе финансово-промышленные группы видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

Сегодня интеграционные процессы в экономике – это тот фундамент, на котором формируется вся структурная основа мирового хозяйства. В основе же широкомасштабных интеграционных процессов лежит как деятельность транснациональных корпораций, расширяющих границы своей деятельности и создающих единое экономическое пространство, так и объединение более мелких хозяйственных форм. Мировая экономическая система развивается на основе оптимального сочетания мелких, средних и крупных предприятий, каждое из которых имеет свою нишу и играет определенную роль в экономике. В таких странах, как США, Япония, Корея, Швеция, Италия, Германия, Голландия, тысячи мелких и средних предприятий объединены в интегрированные производственные комплексы. Такая интеграция дает огромный экономический и социальный эффект.

Наши рекомендации