И определение методики их расчета

Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Операционный анализ необходим для того, чтобы ответить на ряд следующих важных для туристского предприятия вопросов:

· На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения?

· Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)?

· Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности?

· Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации?

· Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании?

· Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия?

Основными составляющими операционного анализа, являются показатели: операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности туристского предприятия. Операционный анализ на туристском предприятии является неотъемлемой составляющей общего управленческого учета, а его результаты, как правило, являются частью коммерческой тайны. Рассмотрим все три составляющие операционного анализа:

1. Операционный рычаг. Иногда его еще называют производственным рычагом.

Сила воздействия операционного рычага состоит в том, что любое (даже незначительное) изменение выручки от реализации туристской продукции (туристских услуг) всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Для расчета операционного рычага (ОР) используют два основных метода:

§ когда в расчетах используется показатель прибыли туристского предприятия. Тогда ОР рассчитывается:

ОР = ВМ / Прибыль (14)

Где:

ВМ - это результата от реализации после возмещения переменных затрат. Иными словами, ВМ представляет собой разницу между выручкой от реализации туристской продукции и переменными затратами.

Этот показатель в экономической литературе обозначается также как маржинальная прибыль. При этом желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов туристского предприятия, но и на формирование его прибыли.

§ когда в расчетах не используется показатель прибыли туристского предприятия. Тогда ОР рассчитывается:

ОР = 1 / (1 - Пост. издержки / ВМ) (15)

Операционный рычаг всегда рассчитывается для определенного объема продаж, когда изменяется выручка от реализации туристской продукции - изменяется и сила воздействия операционного рычага.

Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага в сфере туризма в значительной степени зависит от среднеподотраслевого (гостиничный сектор, ресторанный бизнес и т.д.) уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Например, у гостиничных предприятий и предприятий питания, как правило, основных средств значительно больше (это обусловлено спецификой деятельности данных предприятий), и, следовательно, сумма их постоянных издержек, значительно выше, чем у туристских фирм, специфика деятельности которых не требует существенного количества объектов основных фондов.

Высокий удельный вес постоянных затрат туристского предприятия в общей сумме издержек свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия.

Для туристских предприятий, обладающих значительными производственными фондами, высокая сила ОР свидетельствует о возможной угрозе, которая проявляется в том, что в условиях туристской нестабильности (а одной из особенностей туристского рынка, является его нестабильность, во многом обусловленная динамическим развитием туризма в последнее время), падения туристского спроса и возможной инфляцией, каждый процент снижения выручки оборачивается большим снижением прибыли, что может обернуться убыточностью деятельности туристского предприятия.

Наряду с этим, эффект ОР поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты у туристского предприятия и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

Следует также отметить, что когда выручка от реализации туристской продукции снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает, и каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли туристского предприятия.

Таким образом, с сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным туристским предприятием, а именно, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

2. Второй основной показатель в операционном анализе туристского предприятия - это порог рентабельности. Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой туристское предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Порог рентабельности (ПР) может быть рассчитан по следующей формуле:

ПР = Постоянные издержки / Уд. вес ВМ (16)

Где:

Уд. вес ВМ - это процентное отношение ВМ к выручке от реализации туристской продукции.

Рассматривая показатель порога рентабельности, следует отметить, еще один показатель, которые носит название порог безубыточности. Его расчет характеризует собой более детальный (глубокий) операционный анализ. В расчете данного показателя применяется классификация постоянных издержек на прямые и косвенные. Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики туристского предприятия, а именно помогает определить какие туры (туристские услуги) выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент туристского предприятия, и какие назначать на них цены.

Порог безубыточности (ПБ) рассчитывается по следующей формуле:

ПБ = Прямые постоянные издержки / Уд. вес ВМ (17)

Косвенные затраты туристского предприятия весьма трудно «разнести» по отдельным туристским товарам (турам, туристским услугам). Универсальный способ - отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной туристский товар пропорционально доле данного туристского товара в суммарной выручке от реализации туристского предприятия. Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный туристский товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи - результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат, Желательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат туристского предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли. Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный туристский товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.

Таким образом, порог безубыточности туристского товара (тура, туристской услуги) - это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи, этот туристский товар надо снимать с туристского производства.

3. Третьим составляющим операционного анализа является показатель запаса финансовой прочности (ЗФП). Запас финансовой прочности можно определить тремя основными методами, два из которых позволяют получить результат в денежной форме, а третий в процентном выражении:

ЗФП = Выручка от реализации - порог рентабельности (18)

ЗФП = выручка от реализации / ОР (19)

ЗФП = 100% / ОР (20)

Данный показатель показывает, какой процент снижения выручки от реализации способно выдержать туристское предприятие без серьезного ущерба для своего финансового состояния. При этом показатель ЗФП тем выше, чем ниже значение Операционного рычага.

Наши рекомендации