Порядок осуществления проекта страхования космических рисков

Обеспечение страховой защиты этапов пуска РКН и эксплуатации КА на орбите – наиболее трудоемкий, сложный и высокозатратный процесс. Головному исполнителю проекта (страхователю) следует начинать организацию процесса страхования указанного этапа посредством первичного обращения на страховой рынок примерно за 15-12 месяцев до пуска РКН с целью получения страхового покрытия типа «пуск+12 месяцев эксплуатации». Примерный порядок выполнения работ по размещению на рынке риска пуска РКН и эксплуатации КА на орбите следующий:

1) международный перестраховочный брокер получает поручение от лидирующего страховщика или страхователя обратиться на международный рынок перестрахования для получения оценки риска лидерами – перестраховщиками. Это означает, что перестраховочный брокер наделяется на данном этапе эксклюзивными полномочиями и данный риск не может быть одновременно представлен на рынке другим брокером;

2) организовывается техническая презентация риска перестраховщикам, в рамках которой перестраховщики получают определенный объем технической и контрактной информации, необходимой для первичного ознакомления с риском;

3) далее брокер проводит работу с перестраховщиками, лидирующим страховщиком и головным исполнителем проекта по составлению договора страхования и детальному определению условий и стоимости перестрахования. На данном этапе важнейшую роль играют быстрые и качественные ответы страховщика и страхователя на технические вопросы перестраховщиков;

4) после согласования условий страхования заключается договор страхования и соответствующие ему договоры перестрахования и уплачиваются страховая и перестраховочная премии;

5) уплата перестраховочной премии обычно происходит следующим образом:

- депозитная премия в размере 10% от страховой премии за год до пуска (либо в момент подписания договора страхования);

- остаток премии в размере 90% за 45 дней до пуска. (61)

После окончания первого года эксплуатации КА на орбите и предоставлении отчета о его техническом состоянии новые условия страхового покрытия эксплуатации КА на орбите могут быть представлены перестраховщиками по соответствующему запросу.

В дополнение к страхованию имущественных наземных рисков, рисков пуска и эксплуатации на орбите пусковой организацией должна быть застрахована ответственность перед третьими лицами при пуске РКН. Кроме того, операторы космический систем приобретают страхование гражданской ответственности эксплуатации на орбите своих КА (в том числе группировок).

Страховой брокер участвует в разработке программы управления рисками и (или) подтверждает, что предполагаемое страхование будет действующим на требуемый момент, подтверждает надежность, финансовую устойчивость и платежеспособность международных перестраховщиков, организует презентацию проекта перестраховщикам международного страхового рынка, проводит предварительное размещение рисков на международном рынке и формирует рыночные ставки перестраховочных премий.

Международный брокер может порекомендовать исполнителю космического проекта другого, более подходящего лидирующего страховщика. Поэтому «слабые» страховые компании часто относятся настороженно к участию брокера в управлении рисками, стараются подвергнуть сомнению его роль или поставить его под свой контроль.

На международном страховом рынке институт брокеров давно сложился и является его неотъемлемой частью.

К настоящему времени выработаны определенные процедуры организации страхования космических рисков, которые предполагают последовательное выполнение исполнителем проекта, брокером и головным страховщиком ряда основных этапов и работ для организации страхового обслуживания космических проектов.

Этап 1-й. Выбор исполнителем проекта головной (лидирующей) отечественной страховой компании (лидирующего страховщика) (рисунок 2.2).

Порядок осуществления проекта страхования космических рисков - student2.ru

Рисунок 2.2– Схема взаимодействия исполнителя проекта и лидирующего страховщика при организации страхования космического проекта(62)

При этом исполнитель проекта должен провести:

- разработку критериев оценки отечественных страховых компаний;

- проведение переговоров с различными страховыми копаниями;

- анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний;

- анализ преимуществ и недостатков использования кэптивной страховой компании или внешней страховой компании (общества взаимного страхования);

- выбор страховой компании (рисунок 2.3).

Порядок осуществления проекта страхования космических рисков - student2.ru

Рисунок 2.3 – Схема финансового управления и организации страховой компании при страховании космических рисков (62)

Этап 2-й. Выбор исполнителем проекта совместно с лидирующим страховщиком международного перестраховочного брокера для размещения рисков проекта на международном рынке перестрахования (подписание соглашения о конфиденциальности с перестраховочным брокером).

В связи с незначительной финансовой емкостью отечественного рынка страхования космических рисков, при организации страхования необходимо участие международного брокера, а, учитывая значительную величину страховых сумм, представляется необходимым, чтобы исполнитель проекта имел полное представление об условиях перестрахования местного страховщика международными перестраховщиками, а также о рейтинге и платежеспособности международных перестраховщиков.

Поэтому можно рекомендовать следующую последовательность действий исполнителя проекта при организации страхования космических рисков:

- выбор лидирующего страховщика (возможно путем проведения конкурса) с учетом условий страхования, предварительно полученных брокером от участников международного страхового рынка;

- выбор международного брокера для оказания консультационных услуг российскому страхователю;

- окончательное определение международным брокером условий страхования отечественной страховой компанией и международным рынком страхования и осуществление международным брокером размещения рисков.

Страховой брокер должен разработать для исполнителя проекта и лидирующего страховщика наиболее эффективную программу страховой защиты, предложить исполнителю проекта провести необходимые предупредительные мероприятия с целью уменьшения вероятности наступления страхового случая и размера возможного ущерба, обеспечить заключение договоров в финансово устойчивых компаниях, предоставляющих оптимальные условия по объемам страховой ответственности и величине перестраховочных премий, помочь правильно оформить договор страхования.

При полном соблюдении отечественного законодательства такой подход обеспечивает исполнителю проекта:

- прямой доступ к источнику определения условий страхования (перестрахования) и возможность влиять на эти условия;

- полный доступ ко всей совокупности параметров страхования и перестрахования, а также усиление позиции исполнителя проекта в процессе осуществления страхования;

- сохранение в руках исполнителя проекта контроля над организованным и продуманным обращением на международный рынок.

В идеальном случае, исполнитель проекта и лидирующий страховщик выбирают и назначают брокера до того, как производится первоначальное обращение на международный рынок. Критериями выбора могут быть:

- вес брокера на международном страховом рынке;

- опыт страхования рисков космической деятельности;

- объем портфеля управляемых брокером рисков;

- знание российской специфики, языка и законодательства;

- умение создавать и продвигать новые страховые продукты;

- предоставление дополнительных услуг, облегчающих финансирование проекта.

В случае если исполнитель проекта поручает поиск брокера различным местным страховым компаниям, то это формирует у участников международного страхового рынка мнение о неопределенности маркетингового подхода и отсутствии продуманной позиции страхователя по защите своих страховых интересов ( рисунок 2.4).

Порядок осуществления проекта страхования космических рисков - student2.ru

Рисунок 2.4 – Схема исследования рынка страхования рисков космических проектов (62)

Выбор надежной, финансово устойчивой и платежеспособной компании имеет важнейшее значение при организации страхования рисков космического проекта. В случае необоснованного выбора страховой компании участники проекта приобретают дополнительный риск – риск банкротства страховщика т.е. происходит увеличение рисков проекта.

Основными критериями выбора страховой компании должны являться:

- наличие лицензии на осуществление соответствующей страховой деятельности;

- включение страховой компании, объединений страховщиков в единый государственный реестр, а также включение брокера в реестр страховых брокеров;

- платежеспособность компании;

- размер уставного капитала;

- размер собственных средств;

- размер страховых резервов;

- соотношение активов и обязательств;

- выполнение нормативов по размещению страховых резервов;

- рентабельность страховых операций;

- показатели убыточности страховой суммы;

- разумная тарифная политика;

- диверсификация деятельности;

- наличие сбалансированного страхового портфеля;

- ограничение ответственности по отдельным рискам;

- структура размещения страховых резервов;

- активное использование практики перестрахования;

- опыт проведения операций страхования и перестрахования космических рисков;

- наличие рейтингов международного и российского рейтингового агентства;

- наличие рабочих контактов с известным международным брокером;

- объем портфеля застрахованных рисков;

- выполнение ранее взятых обязательств по страховым выплатам;

- предоставление дополнительных услуг, облегчающих финансирование проекта;

- организация страхового обслуживания;

- репутация страховщика;

- другие.

Этап 3-й. Предстраховая экспертиза (анализ проектов контрактов и условий осуществления космического проекта) космического проекта головной (лидирующей) отечественной страховой компанией и международным брокером.

Этап 4-й. Разработка головной (лидирующей) отечественной страховой компанией совместно с международным брокером и исполнителем проекта программы управления рисками проекта (рисунок 2.5).

Порядок осуществления проекта страхования космических рисков - student2.ru

Рисунок 2.5 – Схема организации маркетинга и программы страхования лидирующего страховщика при страховании космических проектов (62)

Этап 5-й. Разработка головной (лидирующей) отечественной страховой компанией совместно с международным брокером и исполнителем проекта программы страхования рисков космического проекта.

Этап 6-й. Разработка головной (лидирующей) отечественной страховой компанией сострахования и перестрахования рисков проекта на российском страховом рынке (возможно, путем организации пула).

Этап 7-й. Окончательное определение международным брокером условий перестрахования международным рынком страхования.

Этап 8-й. Разработка, согласование и заключение договоров страхования, сострахования и перестрахования между исполнителем космического проекта, головной (лидирующей) отечественной страховой компанией, отечественными состраховщиками и перестраховщиками, международным брокером и международными перестраховщиками.

Этап 9-й. Осуществление международным брокером размещение рисков космического проекта на международном страховом рынке по договорам перестрахования.

Этап 10-й. Сопровождение головной (лидирующей) отечественной страховой компанией и международным брокером выполнение договоров страхования, сострахования и перестрахования.

Этап 11-й. При необходимости, исполнение обязательств головной (лидирующей) отечественной страховой компанией выплата страхового возмещения; прекращение договора страхования).

2.8 Контрольные вопросы

1 Что входит в понятие транспортного страхования? Виды транспортного страхования, их краткая характеристика.

2 Каков порядок страхования автотранспорта? Документы, необходимые при заключении договора страхования и на выплату страхового возмещения.

3 Каков порядок оформления страхового возмещения при угоне, ДТП?

4 Что из себя представляет комбинированное страхование автотранспортного средства?

5 Страхование железнодорожного транспорта.

6 История развития морского страхования.

7 Дайте характеристику страхования морского транспорта, его особенности, страхуемые риски.

8 Морские перевозки, их значение в ВЭД.

9 Возможные риски при морских перевозках.

10 Виды страхования, используемые в морском страховании. Краткая характеристика.

11 Что из себя представляет страхование «КАРГО», «КАСКО», «Фрахта», «ответственности».

12 В чем суть коносамента, его назначение и роль в морском страховании.

13 Аварийный сертификат – назначение и роль в морском страховании.

14 Страхование «КАСКО» - условия, возможные риски.

15 Порядок заключения договора морского страхования.

16 Что из себя представляют общая и частная аварии, порядок их оформления и возмещение ущерба.

17 Что из себя представляет институт общей и частной аварии?

18 Аварийный комиссар его место и роль в страховой деятельности.

19 Страхуемые риски при страховании ответственности судовладельца.

20 Правовые аспекты страхования авиационных рисков.

21 Объекты, подпадающие в группу авиационных рисков. Виды договоров страхования.

22 Страхование воздушных судов, основные условия договоров страхования. Условия заключения договоров.

23 История создания космического страхования.

24 Виды и особенности договоров космического страхования.

25 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков.

Тесты

1 Договор страхования наземных транспортных средств заключается на срок:

а) до 1 года;

б) на 3 года;

в) на 3 месяца.

2 Возмещение ущерба в соответствии с договором страхования по событию с транспортным средством производится при:

а) дорожно-транспортном происшествии;

б) повреждении автомобиля во время спортивного пробега;

в) уничтожении автотранспортного средства во время уличных волнений и демонстраций.

3 При комбинированном страховании автотранспортного средства, водителя, багажа и пассажиров выплата ущерба производится при:

а) ДТП с повреждением автомобиля, травмами водителя и пассажиров;

б) получении травмы пассажиром на плановой стоянке.

4 Какие из ниже перечисленных рисков подлежат страхованию при заключении договора страхования автотранспортного средства:

а) повреждение автотранспортного средства в результате взрыва и пожара;

б) хищение;

в) имущественные потери при дорожно-транспортном происшествии;

г) утрата товарной стоимости.

5 При заключении договора страхования железнодорожного подвижного состава по рискам повреждения, уничтожения и утраты сумма составляет:

а) не ниже 80 % стоимости единицы нового подвижного состава;

б) не ниже 60 %;

в) не ниже 40 %.

6 Договор абандон – это:

а) договор на принятие объекта на страховую защиту;

б) договор на передачу прав страховщику на утраченный объект страхования при выплате страхового возмещения.

7 Страховать автотранспортное средство может лицо, достигшее:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 20 лет.

8 При страховании автотранспортного средства страховую сумму назначает:

а) страхователь;

б) страховщик;

в) страхователь по согласованию со страховщиком, если сумма, названная страхователем ниже названной страховщиком.

9 По какому риску при страховании автотранспортного средства ответственность по ущербу несут как страховщик, так и страхователь:

а) ущерб;

б) хищение;

в) утрата товарной стоимости.

10 При передаче, продаже застрахованного транспортного средства другому лицу:

а) договор прекращает свое действие;

б) страховое свидетельство передается новому владельцу с переоформлением в течение месяца;

в) договор может переоформиться на другое транспортное средство того же вида.

11 Договор подвижного железнодорожного состава заключается с юридическими лицами на срок:

а) не менее, чем на 2 года;

б) до одного года;

в) менее одного года.

12 К подвижному железнодорожному составу относится:

а) локомотивы;

б) мотодрезины;

в) контейнеры;

г) цементовозы.

13 В страхование «КАРГО» при морских перевозках входит:

а) страхование корпуса судна;

б) страхование перевозимых грузов;

в) страхование ответственности судовладельцев.

14 Коносамент – это:

а) двусторонний договор перевозки, заключенный в пользу владельца груза;

б) двусторонний договор перевозки, заключенный в пользу третьего лица (получателя груза);

в) аварийный сертификат, составленный аварийно-комиссарскими компаниями.

15 Договор страхования морского судна прекращает свое действие согласно срока, указанного в договоре, если:

а) судно находится в плавании;

б) судно терпит бедствие и стоит на приколе в порту убежища или захода;

в) судно находится в порту назначения.

16 Страховщик несет ответственность за убытки судовладельца:

а) происшедшие только в районе плавания и оговоренному договором рейсу;

б) в период действия договора с судном, находящимся в любой точке акватории мирового океана.

17 Страхование КАСКО судов – это:

а) страховая защита судовладельцев и пользователей судов от гибели или повреждения судов;

б) страхование грузов, перевозимых судном.

18 Суброгация – это:

а) подбор необходимых документов судовладельцем на выплату страхового возмещения;

б) переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования возмещения убытка к третьему лицу, причинившему ущерб страхователю.

19 Возмещение убытка при страховании ответственности судовладельца перед третьими лицами производится по рискам:

а) вред, причиненный любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;

б) вред, причиненный какому-либо неподвижному личному имуществу, либо вещи, за исключением других судов или имуществу, находящемуся на других суднах;

в) смерть, физическая травма или болезнь.

20 Кто проводит учет и анализ существенных факторов, от которых зависит состояние объекта страхования и как называется этот процесс:

а) страховщик и страхователь, реализация риска;

б) страховщик, учет рисковых обстоятельств;

в) страховщик, регистрация риска;

г) нет правильного ответа.

21 Являются ли синонимами понятия «страховой полис» и «страховой договор»?

а) да;

б) нет;

в) страховой полис лишь подтверждает наличие страхового договора;

г) страховой полис остается в страховой компании, а страховой договор выдается страхователю.

22 Договор страхования прекращается в случае:

а) истечения срока действия договора;

б) при неуплате страховых взносов 3 месяца подряд;

в) изменения правил страхования в страховой компании;

г) увольнении страхового агента, заключившего договор.

23 Для заключения договора страхования необходимо:

а) предоставить страхователем страховщику заявление в установленном виде;

б) ознакомиться с условиями страхования4

в) предоставить отчет о финансово-хозяйственной деятельности страхователя (юридического лица);

г) предоставить бизнес-план страхователя (юридического лица) на предстоящие три года.

24 Что не относится к обязанностям страховщика?

а) ознакомит страхователя с правилами страхования;

б) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение;

в) продлить договор страхования при истечении срока его действия;

г) не разглашать сведения о страхователе.

25 Страхователь обязан:

а) при заключении договора сообщить страховщику о всех известных ему обстоятельствах, связанных с объектом страхования;

б) продлить договор страхования при истечении срока его действия;

в) не заключать страховой договор по другому виду страхования в другой страховой компании;

г) каждый месяц предоставлять в страховую компанию данные о своих доходах, необходимые для расчета сумм страховых взносов.

26 Договор страхования должен вступить в силу (при наличной форме уплаты взносов):

а) со следующего дня после уплаты взносов;

б) с момента уплаты взносов;

в) с первого числа следующего месяца;

г) с первого числа месяца, в котором был уплачен взнос.

27 Укажите связь понятий «страховой полис» и «страховой договор»

а) страховой полис – это письменно оформленный страховой договор;

б) страховой полис подтверждает наличие страхового договора;

в) страховой полис остается в страховой компании, а страховой договор выдается страхователю.

28 При страховании воздушного судна по риску «С ответственностью за повреждение ВС, включая расходы по спасению», выплаты производятся по:

а) восстановлению поврежденного судна;

б) затратам, связанным с гибелью ВС;

в) необходимым и целесообразным расходам по спасению ВС;

г) затратам, связанным с нанесенным ущербом окружающей среде в результате страхового случая;

д) затратам, связанным с устранением повреждения ВС, исполнявшего испытательные полеты.

29 При страховании ВС по риску «С ответственностью за гибель, пропажу без вести и повреждение ВС», выплаты производятся прး:

а) полной конструктивной гибели ВС;

б) повреждении ВС, эксплуатируемого в условиях, не предусмотренных его назначением;

в) косвенных убытках страхователя, в том числе носящих характер упущенной выгоды;

г) проведении необходимых и целесообразных расходов по спасению ВС;

д) повреждении или гибели ВС от прямого или косвенного звукового воздействия.

30 При страховании ВС «С ответственностью за гибель и пропажу без вести ВС» выплаты производятся, если:

а) при приземлении исправного ВС использовались участки, не предназначенные для этих целей;

б) повреждение или гибель ВС произошло в результате оставления его без присмотра в открытом виде и обеспечения его безопасности;

в) гибель ВС произошла из-за отказа двигателя.

31 В случае неуплаты в срок очередного взноса по застрахованному ВС:

а) ответственность страховщика прекращается, начальный взнос страховой премии не возвращается;

б) ответственность страховщика прекращается и четверть начального взноса страховой премии возвращается страхователю;

в) страхователь может возобновить действие договора, уплатив неустойку в размере 10% от полной суммы страховой премии и оставшуюся часть страхового платежа.

32 Будут ли являться страховыми событиями по застрахованным ВС:

а) повреждение ВС демонтированными частями ВС во время ремонтных или регламентных работ;

б) внесении конструктивных изменений, повлекших за собой изменение типа ВС;

в) попадание при полете в работающий двигатель птицы и выход его из строя;

г) механическое повреждение, разрыв электропроводки, гидравлических и пневматических соединений в ходе нормальной эксплуатации двигателя и связанных с ним устройств, если это не повлекло за собой повреждение других частей ВС;

д) причинение ущерба грузу, перевозимому застрахованным ВС.

33 Страховщик несет ответственность по договору страхования с частично выплаченным по нему страховым возмещением до конца срока действия договора:

а) по полной первоначально принятой ответственности;

б) в пределах разницы между страховой суммой, обусловленной договором страхования и суммой выплаченных по нему страховых возмещений.

34 При страховом событии с ВС страхователь обязан:

а) своевременно представить достоверную информацию и документацию по запросу страховщика;

б) отказаться в пользу страховщика от имущества, по которому выплачено страховое возмещение;

в) доказать наличие страхового случая и размер понесенного ущерба.

35 Не принимаются претензии при частной аварии ВС:

а) когда убытки и расходы касаются застрахованного оборудования, установленного на ВС и не являющегося собственностью страхователя;

б) когда повреждение ВС произошло в результате его транспортировки на аэродроме.

36 Субъектом ответственности перед третьими лицами при авиаперевозках являются:

а) владелец, эксплуатирующий ВС;

б) владелец, передавший ВС в аренду;

в) лица, эксплуатирующие ВС.

37 При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика страховыми рисками являются:

а) гибель, недостача или повреждение зарегистрированного груза в период перевозки на борту ВС;

б) повреждение или гибель груза при его транспортировки для загрузки ВС;

в) травмы, полученные пассажиром при посадке в ВС;

г) повреждение и гибель объектов в результате падения на них ВС.

38 Выплаты при страховании ответственности владельца ВС не будут производиться в случае:

а) имущественный вред возник из-за непреодолимой силы военных действий;

б) пропажи или повреждения зарегистрированного груза до его загрузки в ВС;

в) травмы, полученной пассажиром при выходе его с ВС.

39 Первый договор страхования космической деятельности был заключен:

а) в 1957 году;

б) в 1960 году;

в) в 1965 году;

г) в 1968 году;

д) в 1972 году.

40 Можно ли отнести к космическому страхованию:

а) страхование космонавтов;

б) страхование транспорта для перевозки ракетно-космических комплексов;

в) страхование космических запусков.

41 Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает защиту от:

а) частичных или полных отказов аппаратуры космического аппарата;

б) ошибок, заложенных в программу полет, выявленных по данным телеметрии;

в) преждевременного схода аппарата с орбиты.

Страхование грузов

Наши рекомендации