Тема 5. Налоговое регулирование экономики

Налоги — это важная экономическая категория, они являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. Нало­ги исторически связаны с появлением государства и выполнени­ем целого ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов госу­дарства на исполнение минимума его функций: управление, обо­рону, суд, охрану порядка и т.п. Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе пере­распределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических пози­ций можно считать следующее определение.

Налоги — это императивные денежные отношения, в процес­се которых образуется бюджетный фонд, без предоставле­ния субъекту налога какого-либо эквивалента.

В развитие этого определения следует привести понятие на­лога, данное в части первой НК РФ. Под налогом в Кодексе по имается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веде­ния или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и муниципаль­ных образований.

Первый сущностный признак налога — императивность. Им­перативность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязан­ностей по уплате налога. Второй признак — смена формы собст­венности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма на­лога не возвращается субъекту налога. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это не целевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязатель­ный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления и другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий и вы­дачи разрешений (лицензий).

Для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с классическими принципами налогообложения, выработанными А. Смитом: «Подданные госу­дарства должны по возможности соответственно своей способно­сти и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соот­ветственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства ... Соблюдение этого положения или пре­небрежение им приводит к так называемому равенству или не­равенству обложения. Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица . Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего опла­тить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Указанные принципы приобрели особую актуальность в на­стоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.

Основные элементы налогообложения:

Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юри­дическое лицо, выполняющее возложенные на него обяза­тельства по уплате налога в бюджетный фонд. Объект обложения — доход, земельная рента, добавленная стоимость, имущество и т.п., облагаемые налогом. Источник налога — доход налогоплательщика, из которого вносится оклад налога.

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах пред­ставляет налогооблагаемую базу.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Став­ка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. Оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный пери­од времени.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функ­цией налогов является фискальная, обеспечивающая формирова­ние доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2008 и 2009 гг. доходная часть федерального бюджета РФ более чем на 94% была сформирована за счет налоговых платежей (с уче­том ввозных и вывозных таможенных пошлин). Такой уровень налоговых поступлений характерен практически для всех инду­стриальных государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости на­логов.

Уровень налогового бремени в международной статистике определяется показателем удельного веса налоговых поступле­ний в ВВП. В середине 1990-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчислений) составила в странах ЕС — 40,8%; в США — 29,8%; в Швеции — 55,3%. В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налого­вых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель составил около 35,%; в 2005 и 2006 гг. — 36,9%. В основных направлениях налоговой полити­ки на плановый период 2010—2011 годы предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.

На определенном этапе развития, когда государство стало ак­тивно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется регулирующая функция налогов. Эта функция реа­лизуется через проведение целенаправленной налоговой полити­ки, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решение социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, пре­доставление налоговых льгот, снижение ставок налогов. Налоги являются важным инструментом, способствующим антициклич­ности в экономике и регулятором инвестиций. С помощью нало­гового регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспек­тивных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

Налоги группируются по различным признакам. Их классифи­кация имеет практическое применение, так как дает возможность для проведения необходимых аналитических расчетов, составле­ния отчетности и т.д. Наиболее распространенной классификаци­ей налогов является их разделение на прямые и косвенные. В осно­ве такого разделения лежит признак перелагаемости налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для кос­венных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги непосредственно падают на плательщи­ка (производителя) и не могут быть переложены путем увеличения продажной цены товаров. Прямыми являются: налог на прибыль, налог на доход физического лица, налог на имущество и др.

Соотношение между прямыми и косвенными налогами зави­сит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной эконо­мики, в период экономических кризисов происходит рост косвен­ных налогов. То есть чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых по­ступлений занимают прямые налоги.

В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные на­логи весьма значимы. Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного нало­га) характеризуется следующими показателями: 2007 г. — 29,7%;

2008 г. — 34%; 2009 г. — 40,5%.

Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уп­латы, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физи­ческими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на прибыль (до­ход), налог на землю и др. По принадлежности к уровням управ­ления и власти налоги делятся на федеральные, субъектов РФ и местные.

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с принятием НК РФ). В этом Законе были реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая пре­доставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию на­логовых платежей между различными уровнями власти;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательст­вом, над иными законодательно-нормативными актами, не отно­сящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

• однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законодательно период налогообло­жения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей нало­гоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с дру­гой.

Однако налоговая система оказалась весьма несовершенной. Этому способствовал ряд причин: многочисленность норматив­ных документов, регулирующих налоговые отношения, и как следствие, большое количество налогов, затрудняющее расчеты плательщиков налогов с бюджетом; нестабильность налогового законодательства; высокая налоговая нагрузка. В связи с этим воз­никла необходимость реформ. Новым этапом развития налоговой системы России стало принятие НК РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г. Он был призван решать следующие важнейшие задачи:

построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рам­ках единого налогового правового пространства;

• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспе­чить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источ­никами;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов, спо­собствующей развитию предпринимательства, активизации инве­стиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

• снижение общего налогового бремени, уменьшение числа на­логов;

• формирование единой налоговой правовой базы;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

В основу НК РФ был заложен принцип справедливости, оз­начающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установ­ленные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщно­сти и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из соци­альных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собст­венности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Особо важными для налогоплательщиков являются следую­щие положения НК РФ: обязанность по уплате налога считает­ся исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение на­логоплательщиков; опубликовать акты законодательства о нало­гах и сборах требуется не менее, чем за один месяц до вступления их в силу.

Налоговая политика государства — это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области нало­гов, направленных на реализацию определенных задач, стоя­щих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.

Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении го­сударства финансовыми ресурсами, создании условий для регу­лирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возни­кающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.

Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыноч­ных преобразований в России невозможно без создания эффек­тивной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики. На практике налоговая политика осущест­вляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законо­дательство), методов и инструментов управления налогообложе­нием. Для достижения целей, стоящих пред налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования на­логового механизма государство использует различные инстру­менты, и в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санк­ции. Для продуманной налоговой политики самым важным явля­ется определение оптимального размера налогового бремени.

Глобальный экономический кризис во всех странах мира привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В России проблема усугубляется высокой зависимо­стью экономики от экспорта природных ресурсов и недостаточ­ной конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики. Поэтому особенно важно разумное использование инструментов налогового регулирования в условиях кризисной экономики. На­логовую систему нельзя считать окончательной и неизменной. Она трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты социально-экономической по­литики государства.

В перспективе приоритеты Правительства РФ в области на­логовой политики заключаются в создании эффективной, сба­лансированной налоговой и бюджетной систем, отказе от необос­нованных мер в области увеличения налогового бремени. Целью налоговой политики на данный период времени является:

• отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;

• унификация налоговых ставок;

• пересмотр налоговых льгот;

• интеграция российской налоговой системы в международ­ные налоговые отношения.

Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повышение уровня информационного обеспечения, в том числе и между налоговыми, таможенными и правоохрани­тельными органами). Основные направления развития налоговой политики:

• контроль за трансфертным ценообразованием в целях нало­гообложения;

• регулирование налогообложения контролируемых иностран­ных компаний;

• решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;

• совершенствование механизма НДС;

• индексация акцизных ставок;

• совершенствование налогообложения юридических и физи­ческих лиц при свершении сделок с ценными бумагами;

• совершенствование налогов на имущество и на добычу по­лезных ископаемых;

• международное сотрудничество, интеграция в международ­ные организации, реализация концессионных соглашений, инфор­мационный обмен.

Основы налоговой политики закладываются на каждый фи­нансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налого­вой политики оформляется принятием соответствующих норма­тивных актов: федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.

Наши рекомендации