Тема 5. Налоговое регулирование экономики
Налоги — это важная экономическая категория, они являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п. Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение.
Налоги — это императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
В развитие этого определения следует привести понятие налога, данное в части первой НК РФ. Под налогом в Кодексе по имается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Первый сущностный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате налога. Второй признак — смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма налога не возвращается субъекту налога. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это не целевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий и выдачи разрешений (лицензий).
Для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с классическими принципами налогообложения, выработанными А. Смитом: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства ... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения. Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица . Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».
Указанные принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.
Основные элементы налогообложения:
Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога в бюджетный фонд. Объект обложения — доход, земельная рента, добавленная стоимость, имущество и т.п., облагаемые налогом. Источник налога — доход налогоплательщика, из которого вносится оклад налога.
Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляет налогооблагаемую базу.
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. Оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функцией налогов является фискальная, обеспечивающая формирование доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2008 и 2009 гг. доходная часть федерального бюджета РФ более чем на 94% была сформирована за счет налоговых платежей (с учетом ввозных и вывозных таможенных пошлин). Такой уровень налоговых поступлений характерен практически для всех индустриальных государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости налогов.
Уровень налогового бремени в международной статистике определяется показателем удельного веса налоговых поступлений в ВВП. В середине 1990-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчислений) составила в странах ЕС — 40,8%; в США — 29,8%; в Швеции — 55,3%. В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налоговых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель составил около 35,%; в 2005 и 2006 гг. — 36,9%. В основных направлениях налоговой политики на плановый период 2010—2011 годы предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.
На определенном этапе развития, когда государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется регулирующая функция налогов. Эта функция реализуется через проведение целенаправленной налоговой политики, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решение социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, предоставление налоговых льгот, снижение ставок налогов. Налоги являются важным инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
Налоги группируются по различным признакам. Их классификация имеет практическое применение, так как дает возможность для проведения необходимых аналитических расчетов, составления отчетности и т.д. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. В основе такого разделения лежит признак перелагаемости налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя) и не могут быть переложены путем увеличения продажной цены товаров. Прямыми являются: налог на прибыль, налог на доход физического лица, налог на имущество и др.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. То есть чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.
В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные налоги весьма значимы. Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного налога) характеризуется следующими показателями: 2007 г. — 29,7%;
2008 г. — 34%; 2009 г. — 40,5%.
Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на прибыль (доход), налог на землю и др. По принадлежности к уровням управления и власти налоги делятся на федеральные, субъектов РФ и местные.
Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с принятием НК РФ). В этом Законе были реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:
• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
• однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законодательно период налогообложения;
• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.
Однако налоговая система оказалась весьма несовершенной. Этому способствовал ряд причин: многочисленность нормативных документов, регулирующих налоговые отношения, и как следствие, большое количество налогов, затрудняющее расчеты плательщиков налогов с бюджетом; нестабильность налогового законодательства; высокая налоговая нагрузка. В связи с этим возникла необходимость реформ. Новым этапом развития налоговой системы России стало принятие НК РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г. Он был призван решать следующие важнейшие задачи:
построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
• снижение общего налогового бремени, уменьшение числа налогов;
• формирование единой налоговой правовой базы;
• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
В основу НК РФ был заложен принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков; опубликовать акты законодательства о налогах и сборах требуется не менее, чем за один месяц до вступления их в силу.
Налоговая политика государства — это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.
Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.
Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законодательство), методов и инструментов управления налогообложением. Для достижения целей, стоящих пред налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты, и в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санкции. Для продуманной налоговой политики самым важным является определение оптимального размера налогового бремени.
Глобальный экономический кризис во всех странах мира привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В России проблема усугубляется высокой зависимостью экономики от экспорта природных ресурсов и недостаточной конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики. Поэтому особенно важно разумное использование инструментов налогового регулирования в условиях кризисной экономики. Налоговую систему нельзя считать окончательной и неизменной. Она трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты социально-экономической политики государства.
В перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики заключаются в создании эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной систем, отказе от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. Целью налоговой политики на данный период времени является:
• отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
• унификация налоговых ставок;
• пересмотр налоговых льгот;
• интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повышение уровня информационного обеспечения, в том числе и между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами). Основные направления развития налоговой политики:
• контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
• регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
• решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;
• совершенствование механизма НДС;
• индексация акцизных ставок;
• совершенствование налогообложения юридических и физических лиц при свершении сделок с ценными бумагами;
• совершенствование налогов на имущество и на добычу полезных ископаемых;
• международное сотрудничество, интеграция в международные организации, реализация концессионных соглашений, информационный обмен.
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налоговой политики оформляется принятием соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.