Формирование инвестиционной политики
Инвестиционная политика должна базироваться на учете следующих основных принципов:
§ доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;
§ презумпции добросовестности инвесторов;
§ необходимой сбалансированности публичных и частных интересов;
§ предельно допустимой открытости и доступности информации для всех инвесторов;
§ полной ясности и простоты реализации инвестиционного процесса;
§ равноправия инвесторов;
§ объективности оценок, выносимых по инвестиционным решениям;
§ здравого экономического смысла в принимаемых инвестиционных решениях;
§ неизменности принятых инвестиционных решений.
При разработке инвестиционной политики туристского предприятия целесообразно обеспечить полное соответствие предлагаемых к реализации бизнес - мероприятий законодательным и иным нормативным и правовым актам, касающимся вопросов регулирования инвестиционной деятельности в РФ.
На этапе формулирования инвестиционной политики необходимо учитывать:
§ экономическое и финансовое положение туристского предприятия;
§ сочетание собственных и заемных средств;
§ достигнутый, технический уровень производства;
§ финансовые условия инвестирования, имеющие место на рынке капитала;
§ возможность и экономическую целесообразность приобретения производственного оборудования по лизингу;
§ наличие льгот, которые могут быть предоставлены со стороны государства;
§ условия страхования разного вида рисков.
Исходным пунктом обоснования инвестиционной политики турпредприятия является анализ целевого рынка на предмет наличия реальной возможности сбыта производимой турпродукции (туристской услуги), которая будет поставлена на этот рынок.
При проведении анализа рынка турпродукции, которую намеревается поставлять данное туристское предприятие, необходимо:
1. Оценить его географические границы.
2. Спрогнозировать объем реализации туристской продукции на перспективу, в том числе аналогичной ей, производимой конкурентами в течение последних 2-3 лет.
3. Определить динамику потребительского спроса на протяжении всего периода реализации инвестиционной политики.
4. Определить уровень конкуренции на целевом туристском рынке.
5. Определить перспективы повышения уровня конкурентоспособности продукции туристского предприятия, а также расширения рынков ее сбыта.
Итогом анализа целевого рынка будет являться получение предварительной оценки сроков и капитальных затрат, необходимых для реализации инвестиционной политики турпредприятия.
Основными условиями проведения экономически целесообразной и соответственно привлекательной для инвесторов политики являются следующие:
1. Доступная и полная информация об альтернативных туристских объектах инвестирования.
2. Установленная и четко прописанная процедура получения прав.
3. Критерии оценки и отбора победителей в случае проведения тендеров за право реализации инвестиционного проекта.
4. Понятный механизм оценки стоимости прав.
5. Государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.
Разработка инвестиционной политики турфирмы предполагает:
1. Формулирование долгосрочных стратегических целей ее деятельности.
2. Поиск перспективных сфер приложения свободного капитала.
3. Проекты маркетинговых, экономических и финансовых прогнозов.
4. Подготовку бюджета капитальных вложений (инвестиций).
5. Оценку эффективности альтернативных бизнес-проектов.
6. Оценку последствий реализации ранее внедренных бизнес-проектов.
Инвестиционная привлекательность турпредприятия определяется макроэкономической эффективностью туристской сферы.
Многие факторы, определяющие способность турпредприятий привлекать инвестиции (например, состояние инвестиционного климата в России), находятся вне их контроля. Поэтому им необходимо осуществлять деятельность по разработке мероприятий, над которыми туристские предприятия смогли бы иметь полный контроль и, таким образом, повлиять на решения инвесторов вкладывать капитал.
В инвестиционной сфере среди факторов, характеризующих развитие кризисной ситуации, можно отметить следующие:
§ отсутствие экономической и административной ответственности за результаты реализации инвестиционных решений и неэффективное использование капитала;
§ достаточно высокая стоимость привлекаемого капитала;
§ сокращение научно-технического потенциала.
Поэтому инвестиционная политика должна предусматривать:
§ ранжирование туристских инвестиционных проектов по приоритетам;
§ классификацию туристских инвестиционных проектов по срокам реализации;
§ использование наиболее эффективных способов (источников) привлечения инвестиций;
§ наиболее эффективное использование непосредственно привлекаемых инвестиционных ресурсов;
§ действенное управление факторами риска.
Таким образом, инвестиционная политика в сфере развития туризма должна базироваться в первую очередь на создании условий инвестиционной привлекательности территории (туристской дестинации, региона) и на обосновании наиболее эффективных направлений деятельности туристского предприятия.
Планирование инвестиций на предприятиях туризма
С переходом отечественной экономики на рыночные отношения роль планирования, как на макро - так и на микроуровне не снизилась, а возросла. Существенно изменилась методология планирования.
В бытность плановой экономики каждому предприятию доводились контрольные цифры, на основе которых оно составляло пятилетние планы с разбивкой по годам. Основной формой планирования в этот период были пятилетние и годовые планы. Предприятия были хорошо обеспечены официальными материалами методического характера по разработке планов экономического и социального развития. Для предприятий разработка этого плана была обязательной. С переходом на рыночные отношения с предприятий уже никто этого не требовал. И многие из них отказались от планирования, особенно детального, и тем самым сделали существенную ошибку.
Анализ показывает, что именно те предприятия, которые с переходом на рыночные отношения мало обращали внимание на внутрифирменное планирование, оказались в тяжелейшем финансовом положении или вовсе банкротами.
Прогнозирование и планирование являются важнейшими составными управления туристского предприятием и без них вряд ли возможна успешная его работа.
Прогнозирование и планирование позволяют туристскому предприятию:
§ предвидеть перспективу развития на будущее;
§ более рационально использовать имеющиеся ресурсы;
§ избежать риска банкротства;
§ более целенаправленно и эффективно проводить научно- техническую и инвестиционную политику;
§ предвидеть позитивные и негативные факторы, которые
могут повлиять на финансовое состояние и своевременно принять необходимые меры;
§ повышать эффективность туристского производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах. Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии туризма. К ним относятся:
§ непрерывность планирования - на туристском предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
§ научность - планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий (например, опыт работы гостиничных цепей);
§ нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и достижение максимальной прибыли;
§ принцип ведущих звеньев и приоритет их реализации - на предприятии туризма всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, а это под силу только профессиональным менеджерам;
§ принцип взаимной увязки и координации - планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.
Эти основные принципы использовались при плановой экономике, но они не потеряли своей актуальности и для условий рыночной экономики, но рыночная экономика имеет свою специфику, особенности, и поэтому вышеназванные принципы должны быть дополнены принципами следующего содержания:
§ в основе плана экономического и социального развития предприятия должен быть хорошо разработанный прогноз - стратегия развития туристского предприятия на будущее;
§ учет и предвидение инфляционных процессов;
§ знание перспективы развития туристской индустрии (на региональном, национальном и международном уровнях);
§ учет конъюнктуры туристского рынка и прогнозирование цен;
§ знание и учет поведения своих основных конкурентов.
Учет совокупности принципов при разработке плана развития предприятия туризма позволяет избежать многих ошибок и составить научно обоснованный и достоверный план.
План инвестиций (инвестиционный план) является одним из разделов плана экономического и социального развития предприятия сферы туризма, поэтому этот план в первую очередь зависит от запланированной производственной программы предприятия, от научно-технической и инвестиционной политики предприятия.
Таким образом, план инвестиций должен вытекать из стратегии предприятия на будущее, из научно-технической и инвестиционной политики на предприятии.
Планирование инвестиций на предприятии туризма - очень важный и сложный процесс. Его сложность заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.
Важность этого процесса для предприятия заключается в том, что, планируя инвестиции, тем самым закладывается основа его работы на будущее. Если хорошо спланирован и организован план инвестиций, предприятие будет работать хорошо, плохо - в будущем оно может стать банкротом.
При планировании инвестиций следует руководствоваться следующими правилами:
1. План инвестиций на туристском предприятии должен вытекать из долгосрочной стратегии его развития.
2. Инвестировать средства в производство, в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке.
3. Инвестировать средства целесообразно только в наиболее рентабельные проекты.
4. Инвестировать средства имеет смысл только в том случае, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции.
5. Принимать окончательные решения по инвестированию только в том случае, если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.
Все эти правила свидетельствуют о насущной необходимости экономического обоснования инвестиций на основе глубоко проработанного плана функционирования и развития предприятия туризма.