Финансовые отношения в туристской сфере
Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта. Задачами финансов туристской фирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.
В процессе предпринимательской деятельности у туристских фирм возникают хозяйственные взаимосвязи со своими контрагентами (поставщиками и покупателями туристской продукции, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансово-кредитной системой и т. д.), в результате которых появляются финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией туристского продукта, оказанием дополнительных услуг, формированием финансовых ресурсов.
Финансовые отношения туристской фирмы в зависимости от их экономического содержания можно сгруппировать по определенным направлениям (Рис. 5).
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
| ||||||||
Рис. 5. Схема финансовых отношений туристского предприятия
На Рис. 5 , видно, что финансовые отношения туристского предприятия (в данном случае нами рассматривается туристическая фирма туроператор) довольно дифференцированы и возникают между:
§ учредителями, акционерами (пайщиками) и туристской фирмой. Эти отношения связаны с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения (уставного капитала, фондов накопления, специального назначения и др.), а также с выплатой дивидендов;
§ туристской фирмой и государством. Они связаны с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и с их использованием. Денежные отношения приобретают форму налогов, обязательных платежей и взносов, а в случае получения средств - форму ассигнований, дотаций, субсидий;
§ туристской фирмой и другими организациями. Связаны с производством и реализацией туристского продукта; уплатой и получением штрафов (пени, неустоек); внесением средств в уставные капиталы других организаций; участием в распределении прибыли, полученной в результате совместной деятельности с другими организациями. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку от эффективности их организации во многом зависит финансовый результат деятельности туристской фирмы;
§ туристским предприятием и страховыми компаниями и организациями. Следует отметить, что страховые компании относятся к категории партнеров туристского предприятия, но, как правило, выделяются в классификации отдельной строкой. Эти отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников предприятия, коммерческих и предпринимательских рисков;
§ туристской фирмой и кредитно-банковской системой при уплате комиссий за расчетно-кассовое обслуживание, получении и погашении кредитов, а также при уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты и оказании других банковских услуг;
§ туристской фирмой и ее работниками при осуществлении: оплаты за труд, премирования, социальных выплат, удержания налогов с физических лиц, взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.
Также необходимо отметить, что в ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм возникают финансовые отношения:
· туристской фирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;
· туристской фирмы с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;
· туристской фирмы с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);
· туристской фирмы с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;
· туристской фирмы с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями и т.п. при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.
В любом случае финансовые отношения, возникающие между туристским предприятием (туристской фирмой) и другими организациями, обусловлены процессами формирования и реализации туристского продукта (туристской услуги).