Раздел I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Предисловие

Переход Советского Союза, а затем России от планово-распределительной системы к рыночным отношениям потребовал быстрого освоения принципов и методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, переход к условиям рыночного хозяйства начался без разработки руководством страны какой-либо стратегии, предусматривающей опережающее правовое обеспечение реформ, без установления налоговых принципов, стимулирующих поэтапную реструктуризацию мощного производственного комплекса и сохранения необходимых элементов государственного регулирования экономических процессов.

Опоздание в создании нормативной базы и чрезмерное налоговое давление загнало значительную часть предпринимателей в теневую экономику со своими неписанными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений. Вместе с этим, наметившийся в последние годы прогресс в создании законодательных основ рыночных отношений не вызывает сомнения в неотвратимости сближения принципов внутренней и международной торговли. Это вызвало повышенный интерес к изучению вопросов экономики, управления и коммерции.

Предлагаемый учебник предназначен в первую очередь для студентов, обучающихся по специальности «Коммерция», но может быть полезен для широкого круга лиц, испытывающих потребность в получении комплексных знаний в области коммерции. Им могут пользоваться студенты экономических факультетов высших учебных заведений и все лица, решившие самостоятельно углубить свои знания в сфере коммерческой деятельности. Учебник содержит ряд теоретических положений, которые необходимы для восприятия содержащихся в нем практических рекомендаций, многие из которых, при необходимости, подкреплены примерами из современной коммерческой практики. Следует отметить, что в учебник включены только практические рекомендации по применению маркетинга, осуществлению рекламной деятельности, теоретические положения которых достаточно широко освещены в многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов.

, В учебнике достаточно подробно рассмотрены различные направления коммерческой деятельности, в рамках которых наиболее часто приходится работать российским предпринимателям. Среди них контракты купли-продажи, договоры подряда на выполнение строительных и других работ, торговля через посредников, встречная торговля, включающая бартерные операции, торговля промышленной и интеллектуальной собственностью, различные формы кооперации, торговые операции с сырьем, включая биржевую и аукционную торговлю, арендно-лизинговые операции.

Много внимания уделяется тому, как организовать коммерческую фирму, спланировать ее работу, осуществлять рекламу, работать с покупателями и продавцами, вести с ними переговоры, заключать и исполнять контракты.

С момента становления в России частных коммерческих структур прошло не так много времени, чтобы можно было говорить о накопленном опыте их деятельности, устойчивой специализации, появлении и распространении особых форм и методов работы с отечественными производителями. Более того, российский опыт нередко являет примеры как раз нецивилизованного ведения коммерческой деятельности. Однако в Советском Союзе и России все же накоплен положительный, признанный на мировом рынке опыт цивилизованной торговли. Речь идет об опыте в сфере внешней торговли, которая уже несколько десятилетий ведется в соответствии с международными принципами. Отечественная внешнеторговая практика дает будущим коммерсантам множество приемов, форм, методов работы, которые можно и нужно использовать. Поэтому в изложении учебного материала присутствует много аналогий с положениями, принятыми во внешней торговле.

В заключение автор хотел бы выразить благодарность всем, кто помогал ему в работе над учебником: коллегам, сотрудникам и слушателям Высшей коммерческой школы и работникам издательства. Особо хотелось бы поблагодарить редактора книги, канд. экон. наук Е.Е. Смирнову.

Введение. Сущность и содержание коммерческой деятельности

Коммерция (от лат. coomercium — торговля) является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью, с выгодой для себя выполняют общественно полезную деятельность, содействуя производителям материальных благ в обмене продуктами их труда.

С развитием рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Более того, коммерция активно влияет на развитие процессов производства и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют производителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансировании их производства. С другой стороны, коммерсанты активно воздействуют и на потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных материалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами производители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, оптовые и розничные фирмы. Коммерческие структуры создают условия для сотрудничества заказчиков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышленных объектов, содействуя повышению эффективности строительства и росту экономики в целом.

Специализированные коммерческие фирмы организуют и оптимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являющихся одними из наиболее эффективных способов инвестирования средств в развитие экономики. Практически невозможно найти области предпринимательской деятельности, в которойкоммерческие структуры не играли бы важнейшей роли.

Коммерческие или производственные организации, участвующие в обращении товаров и услуг, называются сторонами или контрагентами.

Они заключают между собой сделки купли-продажи, мены, займа и др. Сделки оформляются устными договорами при розничной купле-продаже и письменными при оптовой.

Однако, отношения сторон не ограничиваются заключением и исполнением основных договоров. Обычно одновременно совершаются финансовые платежные (расчетные) операции, заключаются договоры перевозки, хранения, страхования, залога и т.д.

Комплекс основных и сопутствующих договоров называется на внутреннем рынке торговыми операциями, на внешнем - внешнеторговыми.

Внешнеторговые операции делятся на несколько видов:

• экспортные, при которых продажа товаров и услуг осуществляется за границу или нерезидентам внутри национальной территории продавцов;

• импортные, при которых осуществляется приобретение товаров из-за границы или у нерезидентов на территории покупателей;

• реэкспортные, при которых за границу продаются ранее импортированные товары без их переработки в стране покупателя. Реэкспорт может осуществляться и без завоза товаров в страну покупателя;

• реимпортные, при которых в страну ввозятся ранее проданные или вывезенные товары без их существенной переработки за границей. Например, товары, сданные в аренды или вывезенные в качестве экспонатов на выставки.

Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций — производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью.

Последовательность изложения учебного материала предусматривает изучение сначала условий основных видов договоров и посреднических отношений, что создает базу для понимания способов применения современных форм и методов торговли. Затем рассматривается организация коммерческой деятельности фирмы.

Раздел I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Содержание

Наши рекомендации