В сфере образования и науки

6) в сфере медицины, здоровья,

7) в сфере социальной экологии,

8) в сфере культуры,

9) в сфере демографии,

10) в сфере девиации и деликвентности (преступности) и др.

4.3. Демографическая ситуация как одна из основ прогнозирования в социальной работе

Демография – наука о народонаселении, изучающая численность, состав, размещение и движение населения. Демография дает развернутую систему состояния и динамики населения, изучает закономерности изменения населения, его воспроизводства на основе биологических, экономических, социальных, географических факторов и условий.

Статистика населения изучает изменения, происходящие в населении в статике и динамике, связи между его частями. Она изучает его в конкретных условиях места и времени, выявляя все формы его движения: естественное, миграционное, социальное.

Основным объектом изучения при анализе населения является демографическая ситуация. Демографическая ситуация – одно из фундаментальных понятий демографии – развернутая характеристика воспроизводства населения по основным его структурным элементам и демографическим процессам в пространственной и временной определенности. Именно на параметрах текущей демографической ситуации основывается демографическое и социально-экономическое прогнозирование, а также формулировка целей и задач демографической политики, выбор ее приоритетных направлений. Демографическая ситуация может рассматриваться как в общегосударственном, так и в региональном аспектах – в зависимости от целей и задач, определяющих масштабы проводимого исследования.

Численность населения – измеренная количественно его совокупность, проживающая на территории. Данные о численности населения получают в настоящее время на основе переписей населения, постоянно ведущихся систем учета, таких как регистры, бланки данных, всевозможные списки населения. При всех учетах численность населения определяется на какую-то дату, момент времени. При переписях населения – на критический момент (например, в 2001 г. на территории бывшего СССР ежедневно рождалось около 15 тыс. человек и умирало более 17 тыс.).

Получаемые абсолютные данные о численности населения являются и социальными показателями, хотя довольно сложно однозначно указать все аспекты влияния демографической ситуации на социальную. Это объясняется сложной опосредованностью ее влияния. Так, общее увеличение численности населения в зависимости от конкретного состояния экономики может вести как к увеличению объемов производства и повышению уровня благосостояния, так и к росту безработицы. Однако в ряде случаев показатели демографической ситуации вполне однозначно определяют социальные последствия. Например, увеличение численности лиц пожилого возраста ведет к росту демографической нагрузки.

Прогнозирование населения.Прогнозирование численности и состава населения является важной составной частью социального прогнозирования. Оно дает необходимую информацию:

– об изменении объемов потребностей населения на основе данных об изменении его численности,

– изменении структуры этих потребностей в соответствии с изменением качественного состава населения,

– изменении абсолютного роста илисокращения численности отдельных его групп.

Так, сокращение средней численности семьи потребует при прочих равных условиях снижения количества комнат в квартирах, а снижение уровня рождаемости будет сигнализировать о сокращении потребности в количестве мест в детских дошкольных учреждениях в ближайшем будущем.

Кроме того, прогнозы относительно населения позволяют делать и опосредованные социальные прогнозы. Так, снижение уровня рождаемости позволяет прогнозировать снижение потребности в товарах детского ассортимента и, следовательно, сокращение потребности в рабочей силе на соответствующих предприятиях. С другой стороны, тот же самый процесс, вероятно, приведет к увеличению численности женщин фертильного возраста, ищущих работу на условиях полного рабочего времени. А все вместе это, очевидно, будет воздействовать на ситуацию на местном рынке труда, вызывая ее обострение, прежде всего среди женского контингента.

Безусловно, процесс социального прогнозирования далеко не так прост и однозначен. Разработка серьезного прогноза требует одновременного учета большого количества дополнительной и очень разносторонней информации, прежде всего экономической, как о текущей ситуации (конъюнктура рынка, уровень цен и доходов населения и тому подобное), так и о прогнозной направленности тенденций и скорости изменения ситуации.

Не менее важной является и информация, получаемая непосредственно от населения в результате проведения социологических исследований.

Однако именно демографическая информация и прогнозы населения в большинстве случаев являются базой и создают надежную основу для разработки достоверных социальных прогнозов.

В настоящее время приняты следующие основные классификации прогнозов населения на основании использования различных признаков:

1) по объекту прогнозирования:

– прогнозы общей численности населения;

– прогнозы изменения структуры населения;

– прогнозы естественного движения населения;

– прогнозы механического движения населения;

2) по продолжительности рассматриваемого временного интервала:

– краткосрочные (1–5 лет);

– среднесрочные (6–25 лет);

– долгосрочные (свыше 25 лет);

3) по методам прогнозирования:

– по типу используемых математических функций;

– по демографическим моделям воспроизводства;

– по передвижке возрастов;

– по сочетанию разных методов.

4.4. Методы прогнозирования населения

Историческая справка. Прогнозирование населения начиналось с прогнозов его численности, причем в довольно специфической форме: с определения продолжительности так называемого «периода удвоения населения». Его расчетами занимались и знаменитый английский экономист В. Петти, и известный русский математик Л. Эйлер. Эти прогнозы делались на длительный срок и редко оказывались верными, но создавали необходимую научную базу для современного прогнозирования населения.

Первый советский прогноз населения, сделанный в 1920 г. академиком С. Г. Струмилиным, был рассчитан на 20 лет и дал к началу Великой Отечественной войны лишь трехпроцентное отклонение прогнозных данных от фактических. Этот прогноз был основан на гипотезе о последовательном увеличении коэффициента естественного прироста населения.

Математическое прогнозирование.В основе математических прогнозов лежит использование того факта, что график изменения численности населения имеет плавный рост, напоминая некоторые математические кривые. Именно это привело к попыткам подобрать адекватную математическую функцию, на основе фактических данных об изменении численности населения за предшествующий период (их выравнивании) экстраполировать данную функцию в будущее. Наиболее часто использовались параболическая, показательная и логистическая функции.

Идея прогнозирования численности населения по логистической кривой принадлежала бельгийскому ученому Р. Ферхюсту (XIX в.) и получила дальнейшее развитие в трудах американских ученых Р. Пирля и Л. Рида. Согласно теории Пирля–Рида вследствие ограниченности территории любой страны существует однозначная зависимость между темпами прироста населения и его плотностью: вначале низкая плотность населения, которая достаточно быстро растет, но затем, как бы сталкиваясь с постоянно возрастающим сопротивлением окружающей среды, скорость этого прироста сокращается, доходя до нуля.

В РФ наиболее известны результаты прогнозирования численности населения таким ученым, как П.С. Капица, который активно использует математические модели прогноза.

Прогнозирование по демографическим моделям.Для целей прогнозирования разработаны два вида моделей: стационарного населения и стабильного населения.

Модель стационарного населения.Модель стационарного населения представляет население в виде замкнутой совокупности людей (т.е. предполагает полное отсутствие миграции), в которой интенсивность рождений и порядок вымирания неизменны во времени. При этом предполагается нулевой прирост населения, т.е. равенство числа рождений и смертей на рассматриваемом временном интервале, а также постоянство численности отдельных возрастных категорий, групп населения.

Естественно, такая модель не имеет аналогов ни в одном известном обществе. Однако в современном прогнозировании она играет довольно важную теоретическую и практическую роль. Она служит теоретическим обоснованием для расчета целого ряда демографических показателей и таблиц, а также применяется для изучения влияния изменений в режиме воспроизводства на численность населения и его возрастной состав.

Модель стабильного населения.Модель стабильного населения отличается от модели стационарного населения отсутствием допущения о равенстве интенсивности рождений и вымирания, т.е. предположения о постоянстве численного состава населения. Под стабильным населением понимается совокупность людей, в которой неизменны интенсивность рождений и порядок вымирания, постоянный по уровню в отдельных возрастных группах. Модель стабильного населения также рассматривается при условии отсутствия миграции (или равенстве нулю ее сальдо по половозрастным категориям). Это означает, что численность населения либо постоянно растет (если рождаемость превышает смертность), либо, наоборот, постоянно снижается (при превышении смертности над рождаемостью). В случае равенства смертности и рождаемости модель стабильного населения вырождается в модель рассмотренного выше стационарного населения.

В случае высоких значений смертности и рождаемости модель стабильного населения, очевидно, применима для расчетов возрастной структуры и параметров естественного движения населения в развивающихся странах, а в случае низких значений смертности и рождаемости характерна для развитых стран.

Метод передвижки возрастов.Этот способ применяется для оценки будущего возрастного состава населения как при текущих расчетах, так и при перспективных исчислениях населения. Его сущность заключается в том, что численность населения в каждом возрасте переводится в следующий возраст с учетом того, что к началу следующего года (или иного временного периода) часть людей умрет, а дожившие станут старше на число лет, равное продолжительности периода. При текущих расчетах для передвижки используются фактические числа умерших из таблиц смертности.

Передвижка производится отдельно для мужчин и женщин вследствие различия показателей смертности не только по возрастным группам, но и по полу.

Обычно с помощью метода передвижки производят расчет по пяти- и десятилетним интервалам, поскольку именно по ним обычно даются показатели половозрастной рождаемости. Коэффициенты дожития рассчитываются на основании чисел живущих.

Сценарный подход предоставляет довольно широкие возможности для учета и проигрывания последствий различных процессов, происходящих в обществе. Например, осуществление на государственном или региональном уровне политики, направленной на стимулирование рождаемости, очевидно, вызовет ее увеличение, а разработка мер по улучшению медицинского обслуживания приведет к снижению коэффициентов смертности.

Следующим важным моментом при разработке прогнозов населения в рамках социального прогнозирования является учет наряду с естественным и механического движения населения, т.е. различных видов миграции.

Для регионов с высокой миграцией, в отличие от «стабильных» населенных пунктов и местностей, где показатели миграционного движения могут приниматься на уровне прошлых лет или же экстраполироваться на основе изучения их предыдущей динамики, единственным выходом является тщательная сценарная проработка последствий тех явлений, которые нарушают стабильность.

Опыт показывает, что достоверность прогнозов населения, как впрочем, и всех прогнозов, существенно увеличивается при уменьшении горизонта прогнозирования.

Следствием этого является предпочтительность итеративного процесса прогнозирования: составление прогнозов на сравнительно небольшие временные интервалы с постоянной последующей их корректировкой в соответствии с происходящими изменениями и постепенной пролонгацией. В условиях современного развития средств электронно-вычислительной техники и программного обеспечения такая задача не представляет особой сложности вследствие значительного снижения трудоемкости прогнозных расчетов после разработки соответствующих моделей и их отработки на первых этапах.

Основные проблемы возникают на уровне формирования моделей и формулирования исходных предпосылок, а также вследствие недостаточной полноты, точности и достоверности исходной информации, которая в полном объеме может быть получена и откорректирована лишь в результате проведения переписей населения, осуществляемых обычно 1 раз в 10 лет.

Поэтому социальное прогнозирование наиболее целесообразно осуществлять на кратко- и среднесрочные периоды.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и задачи прогнозирования в социальной работе?

2. Перечислите основные направления прогнозирования в социальной работе.

3. Чем прогноз отличается от плана?

4. Перечислите функции прогнозов в социальной работе на теоретическом и практическом уровнях.

5. Что является основным объектом изучения при анализе населения?

6. В чем цель прогнозирования населения?

7. Дайте определение понятию «демографическая ситуация».

8. Какие виды прогнозов населения вам известны?

9. Какие модели прогнозирования населения вам известны?

10. Чем стационарная модель населения отличается от модели стабильного населения?

11. В чем суть метода передвижки возрастов?

12. Что такое сценарный подход в прогнозировании населения?

13. Какие виды прогнозов населения наиболее часто используются?

14. Как влияет перепись населения на прогнозирование населения?

Раздел 5

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГНОЗНЫХ РАЗРАБОТОК
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Важной компетенцией социального работника является умение применить на практике теоретические знания в сфере прогнозирования и моделирования. Повторим, что моделирование является этапом, элементом прогнозного исследования и позволяет провести исследование более эффективно, точно, с применением ЭВМ. Математическое моделирование в современном обществе становится нормой работы, поскольку базируется на применении повседневно используемых программ, таких как Excel и др. Все это позволяет на достаточно хорошем научном уровне провести прогнозное исследование в соответствии с целями социального центра, социальной службы. Перейдем к рассмотрению технологии прогнозного исследования, которая включает в себя различные стадии.

5.1. Этапы прогнозного исследования

Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам.

1. Предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения и т.д. Формулирование целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования.

2. Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов.

3. Сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше.

4. Построение динамических рядов показателей – основы стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции, возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев.

5. Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значений.

6. Построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т.е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т.е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям.

7. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза – уточнение гипотетических моделей обычно методами опроса экспертов.

8. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Для уточнения рекомендаций возможен еще один опрос населения и экспертов. Иногда (правда, пока еще редко) при этом строятся серии поствероятностных прогнозных моделей‑сценариев с учетом возможных последствий реализации выработанных рекомендаций для их дальнейшего уточнения.

9. Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

10. Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования, ибо прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, программирование, проектирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить.

5.2. Построение программы прогнозного исследования
(предпрогнозная ориентация)

Программа прогностического социологического исследования – это документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации. Она предваряет все другие процедуры исследования и является необходимым его элементом. Построение программы – это предпрогнозная ориентация – совокупность работ, позволяющих разработать задание на прогноз, который включает определение проблемы, объекта, предмета, цели, задач прогнозирования, периода основания и периода упреждения, описание методов, формулировка рабочих гипотез исследования. Задание на прогноз можно сравнить с методологической частью программы социологического исследования.

В сфере образования и науки - student2.ru

Рис. 1. Этапы и процедуры разработки программы
прогностического исследования

Предпрогнозная ориентация включает компоненты:

1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы (формы общественного сознания, формы жизнедеятельности, формирование личности, народонаселение, расселение, социальное развитие, социальные изменения и структура, социальные институты, государство, международные отношения, национальные движения и т.д.).

Объект прогнозной разработки – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, включенной в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социального противоречия, выражающегося в проблемной ситуации.

2. Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью, несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация – исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.

3. Проблема социального прогноза – форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.

4. Предмет прогнозной разработки – социальные механизмы, обусловливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Важнейшими частными предметами исследования служат механизмы социальной активности; социальной дифференциации общества на определенные структурные группы и интеграции этих групп в сложные комплексы социально‑групповых связей; социальной организации общества, дифференциации его жизнедеятельности на определенные социальные институты и интеграции этих институтов в сложные совокупности связей между предприятиями, учреждениями, организациями; социального управления обществом.

Предметы конкретных исследований выбираются не произвольно, а определяются проблемой исследований. Формируются на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадают с ним (один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и тем самым предполагает множество предметов исследования). Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблем исследования.

5. Цель прогностического исследования – модель решения проблемы. Четкое формулирование цели – одно из важнейших методологических требований к программе исследования.

Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безусловное) предсказание, т.к. происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обусловливает методологическую ориентацию социального прогноза на повышение степени объективности принимаемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого – выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и нормативного – определение альтернативных путей оптимального решения перспективных проблем. Для повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно‑управленческих решений разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и т.д.) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить несколько задач.

6. Задачи прогностического исследования – это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задачи – необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).

7.Главным методологическим инструментомисследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов:

1) методологические (инструментальные): предположения, что применяемая методика при таких‑то условиях способна дать достоверные результаты,

2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.

8. В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (ретроспекция) – отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) – отрезок времени, на который рассчитан прогноз.

По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные (до года), краткосрочные (от года до 5 лет), среднесрочные
(от 5 до 15 лет), долгосрочные (от 15 до 30 лет), сверхдолгосрочные (дальнесрочные) (свыше 30 лет).

9. Существуют три дополняющих друг друга способа (т.е. совокупности однотипных методов) разработки прогнозов:экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов; экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее; моделирование – построение и исследование моделей объекта с учетом его возможного или желательного изменения по имеющимся или косвенным данным о масштабах и направлении изменений.

10. Прогностическое исследование требует тщательной организации. Опыт показывает, что даже для относительно несложного социального прогноза требуется исследовательская группа в 5–7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют группы из 10–15 специалистов (превышение этой величины нерационально) и срок в 2–3 года (более продолжительные сроки обесценивают прогноз вообще, и в качестве предплановых разработок – в особенности). Состав исследовательской группы:

– руководитель (желательно – генератор идей);

– 2–3 его помощника (желательно, чтобы один был с критическим складом мышления – модератор идей; один – с конструктивным складом мышления – аниматор идей, и один – с аналитическим складом мышления – систематизатор идей);

– 1–2 разработчика – математика, способных формализовать аппарат исследования на должном уровне;

– секретарь‑делопроизводитель.

Что касается формирования экспертных групп, то опыт социального прогнозирования показывает желательность:

1) оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности;

2) различного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода»);

3) различного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» – работников научных учреждений и «практиков» – работников общественных, хозяйственных и других органов).

По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта.

5.3. Построение исходной (базовой) модели

Социологическая прогнозная модель представляет собой совокупность более или менее строго измеряемых данных, достаточно полно отображающих структуру и характер предмета исследования. Предмет исследования должен быть формализован настолько, чтобы предстать в форме, поддающейся количественным оценкам аналитического, диагностического и прогностического характера. Прогноз в этом случае выступает как преобразование индикаторов конкретных значений одной модели (исходной) в измененные по определенным законам и правилам индикаторы двух других (поисковой и нормативной).

Простейший тип исходной модели – упорядоченный набор показателей. Показатель – это операционная характеристика объекта, которая отражает его свойства, связи или отношения и является одновременно инструментом их измерения. Показатель как инструмент социологического измерения – некоторое суждение о наличии или отсутствии, а также интенсивности проявления определенного эмпирически наблюдаемого свойства объекта. Например, характеристика среднего дохода на душу населения может служить одним из показателей материального благосостояния общества, а степень загрязненности воздуха – охраны окружающей среды.

Структура показателя: индикатум (измеряемое) и индикатор (измеряющее). Индикатум и индикатор в структуре показателя аналогичны субъекту и предикату суждения и вследствие этого поддаются всем операциям и преобразованиям логики предикатов. Индикатум почти всегда имплицитно присутствует, подразумевается в содержании индикатора. Например: «средний возраст вступления в брак» – характеристика, являющаяся индикатумом, подразумевает определенное число‑индикатор. Индикатум «среднее число учащихся на одного преподавателя» тоже предполагает соответствующее число‑индикатор. Наиболее адекватная интерпретация социального показателя – таблица, состоящая из индикатумов и индикаторов. Любой социальный показатель, имеющий структуру «индикатум» – «индикатор», можно изобразить функцией Р(х) – объект х имеет свойство Р. Однако социологическое прогнозное исследование имеет целью объяснить изучаемые явления и процессы, выявить функциональные и причинные связи между переменными.

Показатели функциональных связей могут быть выражены логической формой: «Если объект х имеет свойство Р, то он имеет свойство К». Этой же формой можно выразить причинные взаимосвязи между свойствами разных объектов: «Если объект х имеет свойство Р, то объект у имеет свойство К».

Все изложенное касается только таких показателей, которые имеют непосредственное конкретное содержание и выражаются в вещественных единицах. Однако показатели могут быть получены расчетным путем на основе некоторого количества других показателей и выражаться невещественными величинами через показатели‑индексы. Показатели‑индексы имеют комплексную структуру и описываются формулой: «Если объект х имеет некоторые свойства К, L и т.д., то он имеет свойство Р». Индикатор в структуре индекса, как правило, отражает ненаблюдаемое свойство объекта. Основное отличие показателя от индексов заключается в опосредованной, усложненной процедуре расчета последних, а также в особенностях теоретической интерпретации. В остальном они, как правило, совпадают.

Виды социальных показателей

– Простой числовой абсолютный (например, численность населения).

– Простой числовой относительный (число телевизоров на 1000 чел.).

– Простой процентный – процентная доля.

– Динамичный процентный – темпы развития в процентах.

– Средний числовой абсолютный (например, средняя величина дохода).

– Сложный процентный – соотношение процентных долей в структуре населения.

– Нормативный относительный (например, уровень питания в сопоставлении с научными нормами).

– Балльный – оценка в баллах.

– Динамичный балансовый (баланс миграции).

– Средний числовой (число учеников на одного учителя).

– Социологические – показатели опросов населения.

– Экстремальный – соотношение максимальных и минимальных величин.

В существующих системах социальных показателей в основном используются простейшие частные типы показателей. Наиболее распространенный тип – процентная доля. При правильной постановке дела этот показатель сообщает исследователю или практическому работнику гораздо больше, чем простое абсолютное число, но все же гораздо меньше, чем более сложные и более трудоемкие показатели.

Последовательность операций
при построении исходной (базовой) модели

1. Составление предварительного перечня индикатумов (названий возможных показателей) исходной модели с помощью одного или нескольких из следующих апробированных методов:

– предварительный анализ аналогичных моделей, имеющихся в литературе;

– информационный анализ текстов, потенциально содержащих искомые индикатумы;

– очный опрос экспертов, способных назвать искомые индикатумы;

– заочный опрос экспертов с той же целью;

– так называемый имитационный опрос экспертов с той же целью (анализ научной литературы по предмету исследования, при котором авторы рассматриваются как эксперты, а соответствующие цитаты из их трудов – как эспертные оценки по заранее избранному кругу вопросов);

– опрос населения.

2. Сведение предварительного перечня к состоянию, пригодному для проведения дальнейших операций. Как правило, предварительный перечень насчитывает многие десятки, нередко сотни, а иногда и тысячи индикатумов. Правда, большинство из них обычно дублируют содержание друг друга. Поэтому в начале данного этапа проводится содержательный анализ перечня с целью вычеркнуть индикатумы‑дублеры. Эмпирически установлено, что индикаторная система удобна для работы только при масштабе порядка десятков показателей, и чем меньше десятков, тем ближе к оптимуму. Идеальным было бы наличие лишь нескольких показателей, но это грозит подорвать репрезентативность индикаторной системы, сделать ее односторонней и дать искаженное представление о предмете исследования.

Выявлено три способа минимизации индикаторной системы до оптимума:

а) замена групп однородных показателей обобщающими индексами. Это – наиболее эффективный способ, но применение его требует предварительного развития теории индексации социальных явлений и процессов;

б) агрегация групп однородных показателей с конструированием высокоагрегированных показателей более общего характера, чем первоначальные частные. Этот способ проще и применяется чаще, но также требует более глубокого освоения теории;

в) выделение по каждой группе однородных показателей так называемого «проблемного», т.е. показателя, наиболее тесно коррелирующего с какой‑либо отдельной социальной проблемой, ради которой предпринимается соответствующее исследование. Такой способ наиболее экономичен и весьма оперативен, но грозит односторонним подходом и требует ясного представления о проблеме исследования, ее четкой формулировки.

3. Обсуждение (очный или заочный опрос более широкого круга экспертов) с целью уточнения полученной модели «методом комиссии», дельфийской техники.

4. Доработка исходной модели на основании обсуждения и ее окончательная редакция с помощью методов системного анализа.

5. Индикация исходной модели – построение динамических рядов индикаторов по каждому показателю исходной модели соответственно установленным индикатумам на весь период основания прогноза.

6. Прогнозная ретроспекция – анализ динамических рядов исходной модели с целью выявить особенности тенденций развития предмета исследования.

7. Прогнозный анализ – анализ выявленных тенденций предмета исследования.

Конечный результат процедуры построения базовой модели и ее анализа – удобная для последующих операций модель предмета исследования и комментарии – пояснения к ней, определяющие порядок дальнейшей работы.

5.4. Модель прогнозного фона

Исходная модель социального прогноза не будет адекватна задачам и цели исследования, если она не сопрягается с моделью прогнозного фона.

Прогнозный фон – это совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования. Данные прогнозного фона выражаются такими же показателями, как и характеристики исследуемого объекта. Но в отличие от них, берутся готовыми или постулируются условно. Сопоставление профильных и фоновых данных позволяет анализировать исследуемое явление с целью разработки прогноза.

Стандартные аспекты прогнозного фона:

1. Научно‑технический фон: ожидаемые изменения топливно‑эн

Наши рекомендации