Формирование доходов местных бюджетов

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществ- ляют органы местного самоуправления.

Доходы местного бюджета — денежные средства, посту- пающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответс- твии с законодательством РФ в распоряжение органов мест- ного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган государственной (местной) власти, а административно-тер- риториальное образование. Органы власти и управления осу-

Формирование доходов местных бюджетов - student2.ru

1 До 3% утверждаемого указанными законами общего объема расхо- дов (ст. 81 БК РФ).

ществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Фе- дерации и ее субъектов.

Порядок формирования местных финансов определен БК РФ.

Формирование и использование местных бюджетов осно- вываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использо- вания финансовых ресурсов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следую- щих источников:

· местных налогов и сборов;

· отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

· неналоговых доходов;

· безвозмездных поступлений (финансовая помощь из бюд- жетов других уровней в виде дотаций и субсидий, субвенции из регионального фонда компенсаций, от юридических и физиче- ских лиц, в том числе добровольные пожертвования).

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавли- ваемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.

Доходы в местные бюджеты от федеральных и региональ- ных налогов и специальных налоговых режимов определяются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации по нормативам отчислений (в процентах) и в порядке, предусмотренными ст. 58, 61, 611 и 612 БК РФ.

Отчисления от федеральных и региональных налогов в поль- зу местных бюджетов осуществляются по таким налогам, как:

· налог на доходы физических лиц;

· единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

· государственные пошлины;

· прочие налоги и другие платежи.

Местные налоги и сборы, доходы от федеральных и регио- нальных налогов, а также неналоговые платежи и безвозмездные и безвозвратные поступления (за исключением субвенций) в совокупности составляют собственные доходы местных бюдже- тов. Иными словами, их собственные доходы — это налоговые и неналоговые платежи (включая безвозмездные перечисления), закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законода- тельством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и последующими законодательными актами к местным было от- несено 23 налога. С введением в 1998 г. в действие первой части НК РФ к местным налогам относились:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на наследование или дарение;

4) налог на рекламу;

5) местные лицензионные сборы.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ (п. 7 ст. 1) к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Земельный налогустановлен (последняя редакция) Фе-

деральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ (гл. 31 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога являются органи- зации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) поль- зования или праве пожизненно наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные уча- стки, расположенные в пределах муниципального образования

(городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земель- ного участка как его кадастровая стоимость на начало налогового периода (налоговый период — календарный год), которая опре- деляется в соответствии с законодательством РФ.

От налогообложения освобождаются:

· организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

· предприятия и граждане, занимающиеся традиционными

художественными промыслами;

· организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользо- вания;

· религиозные организации — в отношении принадлежащих

им земельных участков, на которых расположены здания и со- оружения религиозного и благотворительного назначения;

· общероссийские общественные организации инвалидов,

среди членов которых 80% инвалидов, — в отношении земель- ных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности, и ряд других организаций и учреждений.

Ставки земельного налога устанавливаются на соответст- вующих территориях нормативными правовыми актами зако- нодательных органов муниципальных образований, но не могут превышать:

· 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к зем-

лям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищ- но-коммунального комплекса; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или живот- новодства;

· 1,5% в отношении прочих земельных участков.

С 2005 года плательщики земельного налога и арендной платы за земли городских поселений, находящиеся в государст- венной собственности до разграничения, перечисляют указанные средства в полном объеме на счета, открытые в территориаль-

ных органах Федерального казначейства, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в размерах:

· в бюджеты субъектов Федерации (за исключением г. Мос-

квы и Санкт-Петербурга) — 50%;

· в бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга — 100%;

· в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных об- разований — 50%1.

Плата за земли сельских поселений, находящиеся в госу- дарственной собственности до разграничения, зачисляется с 2005 года в местные бюджеты.

Для отдельных категорий налогоплательщиков (Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов труда, детства и боевых действий, физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законода- тельством РФ, и т. д.) предусмотрено уменьшение налогооблагае- мой базы в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном пользовании или пожизненно наследуемом владении.

Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I “О налоге на имущество физи- ческих лиц”. Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения; помещения и сооружения. Ставки налога устанавливаются органами законо- дательной власти субъекта Федерации. От налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза и Герои России, уча- стники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп, пенсионеры. Налог зачисляется полностью в местный бюджет.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был установлен Законом РФ от 12 декабря 1991 г.

Формирование доходов местных бюджетов - student2.ru

1 В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 декабря 2004 г.

№ 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год”.

№ 2020-I. С 1 января 2006 г. он отменен Федеральным законом от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ.

В соответствии с Законом от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транс- портных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются чле- нами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Освобождены от налогообложения (ст. 217 НК РФ, п. 18) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от фи- зических лиц в порядке наследования, за исключением возна- граждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Налог на рекламу1уплачивают предприятия, реализующие свою продукцию (товары, услуги) на территории района, города, где вводился этот налог. Ставки налога на рекламу устанавли- вались местными органами власти в размерах не более 5% сто- имости услуг по рекламе (без учета НДС и акцизов).

Введение местных налогов и сборов преследовало цель поднять их роль в балансировании бюджетов, обеспечить по- полнение доходных источников местных бюджетов и тем самым способствовать социально-хозяйственному развитию районов, городов и других административно-территориальных единиц.

Формирование доходов местных бюджетов - student2.ru

1 Распространение и (или) размещение наружной рекламы отне- сено к перечню видов предпринимательской деятельности, в отноше- нии которых вводится единый налог по решению субъекта РФ (измене- ния вносятся с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ).

Однако, как показывает практика, с данной ролью система ме- стного налогообложения не справляется. Поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12–15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов формируются главным образом за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемых местным бюджетам по нормативам, устанавливае- мым законами на финансовый год или более длительный срок.

До 2005 г.1 отчисления в местные бюджеты производились от таких федеральных налогов, как:

· акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия — в

размере 50% доходов;

· налог на прибыль (доход) предприятий и организаций — по нормативам, установленным законодательством РФ;

· налог на доходы физических лиц по нормативам, установ-

ленным законодательством РФ;

· земельный налог — в размере 50% доходов;

· платежи за пользование лесным фондом — по нормативам, установленным законодательством РФ;

· водный налог — в размере 40% дохода;

· прочие налоги, сборы, пошлины — по нормам, установлен- ным законодательством РФ.

С 2005 г. нормативы отчислений от федеральных, регио- нальных налогов и от специальных налоговых режимов, а также поступления от местных налогов в бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) устанавливаются уже зако- нами субъектов РФ согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюд- жетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений”.

С 1 января 2006 г. введены единые нормативы отчислений (в процентах) от налогов в бюджеты городских и сельских посе-

1 В настоящее время — в соответствии с нормативами и в порядке, предусмотренными ст. 58, 611, 612, 63 БК РФ.

лений, муниципальных районов и городских округов с учетом требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Ныне доходы местных бюджетов формируются по норма- тивам и в порядке, предусмотренными ст. 60 БК РФ, в том числе налоговые доходы бюджетов поселений — ст. 61 БК РФ, муни- ципальных районов — ст. 611, городских округов — ст. 612.

В местные бюджеты также поступают, как отмечалось, неналоговые доходы: от использования (сдачи в аренду) иму- щества, находящегося в муниципальной собственности; от плат- ных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении; от продажи имущества, находящегося в муниципальной собст- венности; штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и другие неналоговые доходы.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых законодательными актами органов местного самоуправления.

Наши рекомендации