Формы бюджетного финансирования
1. Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов (на условиях размещения на конкурсной основе), выделенная из бюджетных средств.
В настоящее время финансовые ресурсы государства выделяются на конкурсной основе вместо целевого распределения. В Министерстве экономики РФ создана комиссия по инвестиционным конкурсам, в состав которой входит рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Основными требованиями для участия в конкурсе для инвестиционных проектов, участвующих в конкурсе, являются:
а) проекты должны быть связаны с «точками» роста экономики, т.е. с теми направлениями, которые объявлены приоритетными в настоящий момент;
б) в этот проект должны быть вложены не менее 20 % собственных средств предприятия (акционерный капитал, прибыль, амортизация);
в) срок окупаемости данных проектов не должен превышать 2-х лет.
Государственная поддержка может осуществляться:
1) На условиях закрепления государственной собственности в части акций создаваемых акционерных обществ (т.е. государство выкупает у предприятия часть акций);
2) Путем предоставления государственных гарантий по возмещению в части вложенных инвестором финансовых ресурсов.
Представленные на конкурс инвестиционные проекты разделяются на 4 категории. Каждая категория поддерживается определенным процентом выделяемых финансовых ресурсов. Процент определяется от общей потребности в инвестициях на реализацию инвестиционного проекта. Различают категории:
А) включает проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии ее защищенности отечественными патентами. Государственная поддержка осуществляется в пределах 50 %.
Б) проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов. Государственная поддержка осуществляется в пределах 40 %.
В) проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен по сравнению с импортируемым. Государственная поддержка осуществляется в пределах 30 %.
Г)проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке. Государственная поддержка осуществляется в пределах 20 %.
Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от категорий проектов (вышеперечисленных), но не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.
Решение инвестиционной комиссии по отбору инвестиционных проектов направляется в министерство финансов для их реализации в установленном порядке. Выделенные министерством финансов средства на оказание государственной поддержки предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год.
Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционного проекта, имеет право выбора формы государственной поддержки:
1) Предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 мес.
2) Предоставление инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении 2-х лет с начала получения прибыли от реализации проекта. Размер пакета акций, закрепляемого в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта.
3) Предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета в части вложенных инвестором финансовых ресурсов обеспечивается в случае срыва выполнения этого проекта не по вине инвестора.
2. Централизованное финансирование федеральных инвестиционных программ (частичное или полное).
3. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
Государство в соответствии с законодательством гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности:
1. Обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.
2. Гласность в обсуждении инвестиционных проектов.
3. Право обжаловать в суде решение и действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленное на противодействие реализации инвестиционных проектов.
4. Защиту капитальных вложений:
- В случае, если вступает в силу новы федеральный закон или другие нормативные правовые акты, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС) и взносов в государственные внебюджетные фонды, в действующие федеральные законы и иные нормативные акты вносятся изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта.
- Если устанавливается режим запретов и ограничений, тогда введенные действующие нормативные документы пересматриваются в соответствии с утвержденными законодательными нормами, относящимися к реализации инвестиционных проектов.
- Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала финансирования указанного проекта.
- В исключительных случаях, при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства, срок окупаемости которого превышает 7 лет, принимается решение о продлении срока действия условий и режима, способствующего реализации этого инвестиционного проекта.
- Правительство устанавливает критерии оценки приоритетного инвестиционного проекта, утверждает порядок и время начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе и с участием иностранных инвесторов, утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов и осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых обязательств по реализации инвестиционного проекта. В случае неисполнения обязательств инвестор лишается льгот, предоставляемых ему в части налогообложения. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате их предоставления указанных льгот, подлежит возврату.
4. Осуществление регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
Государственное регулирование предусматривает следующие направления:
I. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений следующими путями:
1) Совершенствование налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений.
2) Установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.
3) Защита интересов инвестора.
4) Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий в пользовании землей и другими природными ресурсами.
5) Расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования инвестиционных проектов.
6) Создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности.
7) Принятие антимонопольных мер.
8) Расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования.
9) Развитие финансового лизинга.
10) Проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции.
II. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:
1) Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов.
2) Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных, государственных нужд и финансирования их за счет средств бюджета.
3) Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий.
4) Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов.
5) Проведение экспертизы инвестиционного проекта.
6) Защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, а также ненаукоемких технологий, оборудования и материалов.
7) Разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением.
8) Выпуск целевых гарантированных облигационных займов.
9) Представление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов и конкурсов в соответствии с действующим законодательством.
5. Лизинг
Лизинг – специальные вид инвестиционной деятельности, позволяющий привлекать финансовые ресурсы для финансирования основных фондов предприятия.
Виды лизинга:
1. Финансовый лизинг предполагает осуществление договора лизинга в течение всего периода амортизации лизингового оборудования и затем переход к лизингодержателю права собственности на приобретенное оборудование. Все затраты несет лизингодержатель. Налог наимущество платит покупатель.
2. Оперативный лизинг – банк самостоятельно выкупает оборудование и сдает его в аренду без перехода права собственности (аренда). Этот вид лизинга более дорогой. Все затраты несет банк. Налог на имущество платит банк (т.к. он является балансодержателем).
Преимущества финансового лизинга:
1. Налог на имущество, передаваемое в лизинг, платит собственник оборудования, которым является банк.
2. Стоимость лизинговых платежей входи в состав затрат лизингодержателя и относится на себестоимость продукции, выпускаемой с помощью объекта лизинга.
3. Лизинг допускает применение ускоренной амортизации, и норма амортизации может быть увеличена до 3-х раз, следовательно, период амортизации сокращается (это делается для увеличения эффективности лизингового договора в условиях повышенного риска большого срока возврата кредита).
4. Лизинговые затраты увеличивают общие издержки на производство продукции, и они сокращают величину получаемо прибыли, тем самым сокращая налогооблагаемую базу, что сокращает налог на прибыль.
Расчет лизинговых платежей:
В общую сумму лизинговых платежей за весь период договора лизинга включаются:
1. Сумма, возмещающая стоимость лизингового имущества. Она равняется сумме амортизационных отчислений, начисленных за период действия договора.
А = С × Н × Т
А – сумма амортизационных отчислений
С – балансовая стоимость имущества.
Н – годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление.
Т – период действия лизингового договора.
А = Аi = С× Аi = А
N – количество всех амортизационных выплат
m – количество лизинговых платежей в год
2. Комиссионные вознаграждения лизингодателю. В каждом периоде комиссионное вознаграждение определяется с учетом согласованного процента (в момент заключения договора), который начисляется на неоплаченную стоимость лизингового имущества.
Вi = [С - ]×
Вi – вознаграждение лизингодателю.
- величина уплаченных кредитных ресурсов.
n – количество уже произведенных лизинговых платежей.
РВ – величина годовой процентной ставки комиссионного вознаграждения в долях единицы
3. Выплата процентов лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные банком для приобретения имущества. Эти ресурсы представляют собой величину затрат, которые осуществляет банк, привлекая дополнительные ресурсы для приобретения предмета лизинга.
Кj = [С - ]×
L – количество уплат процентов по кредиту
Kj – величина затрат на уплату процентов, уплачиваемых банку, за 1 период
Pk - годовая процентная ставка, уплачиваемая банком за привлеченные ресурсы
Величина затрат на страхование включается в первоначальную балансовую стоимость оборудования, как и иные затраты.
, где Аi = С× ; Вi = (С - )× ; Кi = (С - )×
- лизинговые платежи (это суммарная величина, уплачиваемая по договору лизинга за 1 раз, с каждым разом она уменьшается)
4. Сумма, выплачиваемая за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем.
5. Иные затраты, предусмотренные договором лизинга.
Величина платежей определяется от остаточной стоимости оборудования, переданного в лизинг. Остаточная стоимость оборудования снижается, поэтому величина выплат, приходящихся на вознаграждение и оплату процентов, сокращается. Величина амортизационных платежей при линейном методе начислений остается постоянной.
В состав лизингового договора включается график лизинговых платежей, которые включает в себя их уплату по видам. Этот график позволяет корректировать величину уплачиваемого комиссионного вознаграждения и процентов за привлеченные ресурсы.
При оперативном лизинге лизинговые затраты не обеспечивают возмещения всей стоимости имущества. Стоимость возмещения оборудования входит в состав лизинговых затрат, пропорционально времени (периоду) эксплуатации оборудования лизингодержателем. Например, весь период эксплуатации оборудования составляет 5 лет, а лазингодержатель пользовался данным оборудованием в течение года. Тогда 1/5 часть стоимости оборудования составляет стоимость возмещения лизинговых затрат. К стоимости возмещения прибавляется величина вознаграждения, которая определяется по согласованию сторон лизингового договора.
Планирование долгосрочных финансовых инвестиций
Инвестиции в ценные бумаги представляют собой помещение капитала в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (минимально более года) либо с целью получения дополнительной прибыли, либо с целью приобретения влияния на другие предприятия, либо в связи с тем, что подобное вложение средств является более выгодным по сравнению с организацией собственных операций в этой области[1].
Многообразие ценных бумаг диктует необходимость провести их классификацию. В таблице 1 представлена классификация ценных бумаг о различным признакам.
Таблица 1[2]