Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана
В октябре 2014 года состоялись 3 аукциона по размещению 3-месячных нот Национального Банка (7,9 млрд. тенге, 5,0 млрд. тенге и 10,0 млрд. тенге). Эффективная доходность по размещенным нотам составила 3,35%, 3,27% и 3,27%, соответственно.
Объем нот в обращении на конец октября 2014 года по сравнению с сентябрем 2014 года увеличился на 42,2% и составил 43,7 млрд. тенге.Рынок государственных ценных бумаг
В июле 2014 года состоялось 5 аукционов по размещению государственных ценных бумаг Министерства финансов. На них были размещены 5-летние МЕОКАМ (17,8 млрд. тенге), 7-летние МЕУКАМ (8,3 млрд. тенге), 11-летние МЕУКАМ (23,5 млрд. тенге), 20-летние МЕУКАМ (48,7 млрд. тенге), 25-летние МЕУКАМ (25,0 млрд. тенге). Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила: по 5-летним МЕОКАМ – 6,25%, 7-летним МЕУКАМ – 6,65%, по 11-летним МЕУКАМ – 7,25%, по 20-летним МЕУКАМ – 8,05%, по 25-летним МЕУКАМ – 8,35%. 3
Объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении на конец июля 2014 года составил 3940,7 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 1,8%. Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана.
В июле 2014 года состоялись 3 аукциона по размещению 3-месячных нот Национального Банка (3,0 млрд. тенге, 3,0 млрд. тенге и 4,0 млрд. тенге). Эффективная доходность по размещенным нотам составила 3,27%.
Объем нот в обращении на конец июля 2014 года по сравнению с июнем 2014 года увеличился на 45,5% и составил 15,9 млрд. тенге.
5. Межбанковский денежный рынок
В октябре 2014 года общий объем размещенных межбанковских депозитов по сравнению с сентябрем 2014 года увеличился на 21,7%, составив в эквиваленте 3083,1 млрд. тенге.
Объем размещенных межбанковских тенговых депозитов вырос на 16,0% и составил 778,0 млрд. тенге (25,2% от общего объема размещенных депозитов). При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным межбанковским тенговым депозитам выросла с 2,79% в сентябре 2014 года до 3,40% в октябре 2014 года.
В октябре 2014 года объем размещенных долларовых депозитов по сравнению с августом 2014 года увеличился на 25,0% и составил 12,3 млрд. долл. США (72,1% от общего объема размещенных депозитов). Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным долларовым депозитам не изменилась, составив 0,07% в октябре 2014 года.
Объемы размещения депозитов в российских рублях и евро незначительны – 2,6% и 0,04% от общего объема размещенных депозитов, соответственно.
Доля межбанковских депозитов в иностранной валюте увеличилась с 73,5% в сентябре 2014 года до 74,8% в октябре 2014 года от общего объема размещенных депозитов. Доля депозитов, размещенных в банках-нерезидентах в иностранной валюте, увеличилась с 72,7% в сентябре 2014 года до 74,2% в октябре 2014 года от общего объема размещенных межбанковских депозитов.
Объем привлеченных Национальным Банком депозитов от банков в октябре 2014 года по сравнению с сентябрем 2014 года увеличился на 6,9% и составил 674,5 млрд. тенге.
6. Депозитный рынок
Общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях за сентябрь 2014 года повысился на 1,1% до 12097,5 млрд. тенге (с начала года рост на 19,9%). Депозиты юридических лиц увеличились за месяц на 2,2% до 7753,2 млрд. тенге (с начала года рост на 25,4%), физических лиц - снизились на 0,9% до 4344,3 млрд. тенге (с начала года рост на 11,2%).
В сентябре 2014 года объем депозитов в национальной валюте повысился на 0,8% до 6582,4 млрд. тенге (юридические лица – рост на 0,9%, физические лица – рост на 0,6%), в иностранной валюте – вырос на 1,4% до 5515,1 млрд. тенге (юридические лица – рост на 4,1%, физические лица – снижение на 2,0%). Удельный вес депозитов в тенге снизился за месяц с 54,5% до 54,4%.
Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) снизились за сентябрь 2014 года на 0,9% до 4382,9 млрд. тенге (с начала года рост на 11,1%). В структуре вкладов населения тенговые депозиты увеличились на 0,5% до 1960,7 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте снизились на 2,0% до 2422,1 млрд. тенге. В составе вкладов населения удельный вес депозитов в тенге повысился за месяц с 44,1% до 44,7%.
Срочные депозиты за сентябрь 2014 года повысились на 3,9% до 8229,6 млрд. тенге. В составе срочных депозитов тенговые депозиты повысились на 4,2% до 4312,1 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте – повысились на 3,5% до 3917,4 млрд. тенге.
В сентябре 2014 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 5,3% (в августе 2014 года – 5,2%), а по депозитам физических лиц – 8,6% (8,5%).
7. Кредитный рынок
Общий объем кредитования банками экономики за сентябрь 2014 года повысился на 0,4%, составив 12228,3 млрд. тенге (с начала года рост на 8,3%).
Объем кредитов в национальной валюте повысился на 1,7% до 8486,3 млрд. тенге (с начала года рост на 6,9%), в иностранной валюте – снизился на 2,4% до 3742,0 млрд. тенге (с начала года рост на 11,5%). Удельный вес кредитов в тенге вырос за месяц с 68,5% до 69,4%.
Долгосрочное кредитование в сентябре 2014 года повысилось на 1,5%, составив 9937,8 млрд. тенге, краткосрочное – снизилось на 4,0% до 2290,4 млрд. тенге. Удельный вес долгосрочных кредитов увеличился за месяц с 80,4% до 81,3%.
Объем кредитов юридическим лицам за сентябрь 2014 года повысился на 0,4% до 8203,7 млрд. тенге, физическим лицам увеличился на 0,3% до 4024,6 млрд. тенге. Удельный вес кредитов физическим лицам сохранился на уровне предыдущего месяца (32,9%).
Кредитование субъектов малого предпринимательства за сентябрь 2014 года повысилось на 4,7% до 1699,7 млрд. тенге (с начала года рост на 32,4%), что составляет 13,9% от общего объема кредитов экономике.
В отраслевой разбивке наиболее значительная сумма кредитов банков экономике приходится на такие отрасли, как торговля (доля в общем объеме – 19,6%), строительство (10,9%), промышленность (10,9%), сельское хозяйство (3,6%) и транспорт (3,4%).
В сентябре 2014 года средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным в национальной валюте небанковским юридическим лицам, составила 10,1% (в августе 2014 года – 10,2%), физическим лицам – 18,5% (18,8%).
Как сказано в пресс-релизе Минфина, выпуск гособлигации был осуществлен 6 октября 2014. Заем состоял из среднесрочных ценных бумаг на сумму $1,5 млрд со ставкой 3,875% и сроком погашения в 2024 и долгосрочных ЦБ на сумму $1,0 млрд со ставкой 4,875% и сроком погашения в 2044.
Бумагам был присвоен рейтинг «Baa2» по шкале Moody's, и «BBB+» по шкале S&P и Fitch. Данный выпуск установит ценовой ориентир (бэнчмарк) в будущем для казахстанских корпоративных эмитентов.
По мнению старшего аналитика по долговым инструментам Halyk Finance Сабины Амангельды, «инвесторы проявили крайне высокий интерес к суверенным еврооблигациям с общей книгой заявок, превысившей $11млрд».
В качестве организаторов займа выступили Citi, HSBC и JP Morgan. Поступление средств от сделки в республиканский бюджет ожидается 14 октября текущего года. Средства будут направлены на финансирование дефицита республиканского бюджета, который по итогам первого полугодия 2014 составил 285 млрд тенге, или $1,567 млрд (по курсу $1 - 181,8 тенге).
Данная сделка была осуществлена в рамках программы выпуска среднесрочных нот от 24 сентября 2014 года на сумму $10 млрд.
Последний раз Казахстан осуществлял выпуск облигаций в далеком 2000 году, когда правительство заняло у инвесторов сумму в $350 млн со сроком погашения в 2007.
Перспективы развития
Оживление финансового рынка возможно при активизации выпуска и обращения корпоративных ценных бумаг - акций и облигаций предприятий реального сектора экономики. В Казахстане, до последнего времени, этот сегмент финансового рынка находился в недостаточно развитом состоянии, что сдерживает экономический потенциал в целом. Развитие финансового сектора страны зависит от определения его места и роли в экономике страны с учетом потребностей общества и государства. При этом в силу разных точек зрения целевые установки перед финансовым сектором каждого отдельного экономического агента не должны доминировать. В противном случае возникают условия для роста неэффективности системы и увеличения системных рисков. Вместе с тем, при активной поддержке государства в области развития отечественного рынка ценных бумаг путем продолжения реализации программ «Народное IPO» и создания стимулов для эмитентов и инвесторов к выходу на
рынок ценных бумаг негативного сценария можно избежать. Организованный рынок ценных бумаг Республики Казахстан может быть сохранен в качестве центра торговли финансовыми инструментами в среднеазиатском регионе. Для этого необходимо сохранить отечественную фондовую биржу, обеспечив модернизацию и совершенствование ее торговой системы, клиринга и расчетов, что, в свою очередь, позволит иностранным инвесторам участвовать в торгах с финансовыми инструментами, а также осуществлять регулярное привлечение новых эмитентов, как казахстанских, так и региональных, на фондовую биржу для первичного размещения их акций.
Повышение эффективности рынка ценных бумаг.
1. Повышение и стимулирование спроса на рынке ценных бумаг в целях обеспечения альтернативных банковским займам источников привлечения эмитентами средств финансирования за счет размещения ценных бумаг на фондовой бирже, путем построения адекватной кривой доходности, являющейся индикатором безрисковой ставки участникам рынка. В рамках проводимой работы построения кривой будут разработана система первичных дилеров и института маркет-мейкеров, обновлена система управления государственным долгом, расширена инвесторская база. Повышению спроса и совершенствованию потенциальной ликвидности государственных ценных бумаг способствуют меры по дефрагментации рынка, предполагающие увеличение (укрупнение) объема путем повторного размещения государственных ценных бумаг существующего выпуска. В совокупности данные меры могут способствовать построению структурированного рынка по видам инструментов и созданию эталонных показателей на рынке, как по срокам, так и по ценам, способствуя появлению стандартных инструментов и повышению ликвидности на данном сегменте рынка. В Республике Казахстан разделение инвесторов на классы в зависимости от их квалификации не предполагает различий в степени их защищенности, как это предусматривается в международной практике.
Фондовой биржей будет продолжена реализация стратегических проектов, направленных на повышение гибкости реагирования биржи на потребности рынка, а также увеличение активности клиентов членов фондовой биржи, путем:
1) дальнейшего развития пользовательских сервисов, новых программных продуктов, предоставляющих казахстанским и иностранным инвесторам дополнительные технологические возможности торговли на фондовой бирже через Интернет;
2) развития удаленного членства на Казахстанской фондовой бирже, посредством которого юридические лица, учрежденные и действующие в соответствии с законодательствами иных кроме Республики Казахстан государств, могут получить членство на фондовой бирже с соответствующим доступом к торгам теми или иными финансовыми инструментами при условии соответствия таких лиц требованиям законодательства Республики Казахстан и внутренних документов фондовой биржи;
3) повышения возможностей брокерских компаний и инвесторов для прямого доступа к секторам фондового рынка и рынку производных финансовых инструментов фондовой биржи, а также создания прямого доступа к валютному рынку биржи;
4) введения системы отложенных платежей на фондовом рынке с частичным обеспечением, клирингом и надлежащей системой управления рисками;
5) внедрения на бирже клиринговой и расчетной систем, соответствующих международным стандартам в целях повышения операционной эффективности, уменьшения количества/объемов расчетных переводов, расходов на фондовой бирже, минимизации рисков и защиты от дефолтов участников рынка, в том числе с применением услуг центрального контрагента.
6. Формирование единого биржевого пространства в странах ЕЭП, кросс-трейдинг и кросс-листинг акции отечественных эмитентов, допущенных в листинг казахстанской фондовой биржи.
Формирование единого биржевого пространства в странах-участницах
Развитие финансового рынка сдерживается из-за невысокого уровня жизни большей части населения, что снижает количество индивидуальных инвесторов. В условиях хронической неплатежеспособности предприятий мало перспектив на их вложения в ценные бумаги. Дефицит денежных средств приводит к росту процентных ставок по краткосрочным кредитам и депозитам, в результате чего доходность ценных бумаг не может конкурировать с таковой по денежно-кредитным операциям банков.
Оживлению финансового рынка возможно будет способствовать активизация выпуска и обращения корпоративных ценных бумаг - акций и облигаций предприятий реального сектора экономики. В Казахстане, до последнего времени, этот сегмент финансового рынка находился в недостаточно развитом состоянии, что сдерживает экономический потенциал в целом.
Отчет о финансовой стабильности (далее – Отчет) является аналитическим документом по комплексному анализу системных рисков экономики и финансового сектора, который выпускается центральными банками порядка 90 стран мира. В Казахстане Отчет с периодичностью раз в год выпускается Национальным Банком с 2006 года и нацелен на информирование финансового сектора и других заинтересованных лиц о тех рисках, которые с точки зрения Национального Банка требуют особого внимания и, соответственно, корректировки соответствующей регуляторной политики.
Национальным Банком, с учетом растущего спроса на качественное теоретическое и практическое обоснование ключевых решений, будет расширяться масштаб освещения актуальных вопросов экономической политики, углубляться уровень сотрудничества Национального Банка с участниками финансового рынка. В этой связи с целью повышения эффективности работ по подготовке Отчета на Совете был предложен и в целом поддержан новый формат работ по данному документу с учетом лучшей международной практики, а также предложений участников отечественного финансового рынка.
Данные нововведения предполагают:
– изменение периода подготовки и выпуска Отчета – переход от 9-месячного на 12-месячный формат анализа рисков;
– привлечение экспертов финансового рынка в процесс формирования проблемных вопросов анализа, определения наиболее актуальных рисков экономики и финансового сектора, обсуждения степени их важности и вероятности реализации;
– предварительное и окончательное обсуждение на площадке Совета результатов анализа и выводов Отчета.
Будут проработаны вопросы подготовки отдельной аналитической информации на базе Отчета с большей периодичностью, в частности комплексной оценки рисков («Карта рисков»), результатов стресс-тестирования банковского сектора, анализа основных факторов и тенденций кредитования на финансовом рынке (по примеру «Trends in Lending» Банка Англии и аналогичных публикаций других центральных банков стран мира).
Представителями финансового рынка были также высказаны предложения по направлениям дальнейшего анализа и развития Отчета:
– углубление анализа реального (главным образом, несырьевого) сектора во взаимосвязи с развитием финансового сектора, включая вопросы доступности кредитных ресурсов для бизнеса;
– анализ и оценка влияния формируемой нормативной правовой базы, в том числе с точки зрения контрцикличности регулирования, на текущее состояние и дальнейшие перспективы развития финансового сектора (кредитную активность, ликвидность и т.д.).
Очередной выпуск Отчета за 2014 год будет подготовлен и опубликован в апреле-мае 2015 года.
При рассмотрении инфраструктуры на первый план выходит взаимодействие элементов, и их роль в выполнении определенной функции.