Субъекты валютно-финансовых отношений

Общие субъекты:

1) резиденты;

2) не резиденты.

В РФ резидентами считаются:

1) граждане РФ, за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом на основании вида на жительство;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства, иные подразделения резидентов Российских юридических лиц;

5) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ при международных организациях;

6) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.

Не резидентами в РФ считаются:

1) физические лица, не являющиеся резидентами РФ;

2) иностранные юридические лица;

3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие место нахождения за пределами РФ;

4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;

5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в РФ;

6) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные структурные подразделения не резидентов иностранных организаций;

7) некоторые иные лица.

Специальные субъекты:

1) государство;

2) федеральные органы исполнительной власти;

3) органы и агенты валютного контроля;

4) муниципальные образования.

Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и наличия необходимых для них разрешения;

2) проверка выполнения обязательств резидентом перед государством по проводимым им валютным операциям;

3) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются государственные органы в соответствии с компетенцией, установленной национальным законодательством. В РФ органами валютного контроля являются:

1) ЦБ РФ;

2) Федеральные органы исполнительной власти;

3) уполномоченное правительство.

Агенты валютного контроля – это организации, которые в соответствии с национальным законодательством наделены соответствующей компетенцией в сфере валютного контроля. В России это:

1) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3) таможенные и налоговые органы;

4) Внешэкономбанк.

Тема 8. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие. Все финансовые отношения, складывающиеся на государственных и муниципальных унитарных предприятиях могут быть подразделены на 3 группы:

1) денежные отношения, связанные с формированием и частичным использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения;

2) денежные отношения между предприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов, а также использование этих фондов на нужды предприятия;

3) денежные отношения между предприятиями, связанные с внесением средств в уставные фонды других предприятий, участием в распределении прибыли этих предприятий.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на:

1) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

2) оперативного управления (казенные предприятия).

На государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения:

1) между предприятием и другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли;

2) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

3) между собственником имущества и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

На государственных мероприятиях на праве оперативного управления возникают следующие финансово-правовые отношения:

1) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему размера чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет;

2) между казенным предприятием и уполномоченным государственным органом по поводу расходования прибыли казенного предприятия.

Тема 9. Внебюджетные фонды.

30.


Семинары.

Тема 1.

Место финансового права в системе права РФ.

Наши рекомендации