Субъекты валютно-финансовых отношений
Общие субъекты:
1) резиденты;
2) не резиденты.
В РФ резидентами считаются:
1) граждане РФ, за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом на основании вида на жительство;
2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;
3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства, иные подразделения резидентов Российских юридических лиц;
5) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ при международных организациях;
6) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.
Не резидентами в РФ считаются:
1) физические лица, не являющиеся резидентами РФ;
2) иностранные юридические лица;
3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие место нахождения за пределами РФ;
4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;
5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в РФ;
6) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные структурные подразделения не резидентов иностранных организаций;
7) некоторые иные лица.
Специальные субъекты:
1) государство;
2) федеральные органы исполнительной власти;
3) органы и агенты валютного контроля;
4) муниципальные образования.
Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и наличия необходимых для них разрешения;
2) проверка выполнения обязательств резидентом перед государством по проводимым им валютным операциям;
3) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.
Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются государственные органы в соответствии с компетенцией, установленной национальным законодательством. В РФ органами валютного контроля являются:
1) ЦБ РФ;
2) Федеральные органы исполнительной власти;
3) уполномоченное правительство.
Агенты валютного контроля – это организации, которые в соответствии с национальным законодательством наделены соответствующей компетенцией в сфере валютного контроля. В России это:
1) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
3) таможенные и налоговые органы;
4) Внешэкономбанк.
Тема 8. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие. Все финансовые отношения, складывающиеся на государственных и муниципальных унитарных предприятиях могут быть подразделены на 3 группы:
1) денежные отношения, связанные с формированием и частичным использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения;
2) денежные отношения между предприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов, а также использование этих фондов на нужды предприятия;
3) денежные отношения между предприятиями, связанные с внесением средств в уставные фонды других предприятий, участием в распределении прибыли этих предприятий.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на:
1) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
2) оперативного управления (казенные предприятия).
На государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения:
1) между предприятием и другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли;
2) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;
3) между собственником имущества и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.
На государственных мероприятиях на праве оперативного управления возникают следующие финансово-правовые отношения:
1) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему размера чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет;
2) между казенным предприятием и уполномоченным государственным органом по поводу расходования прибыли казенного предприятия.
Тема 9. Внебюджетные фонды.
30.
Семинары. |
Тема 1.
Место финансового права в системе права РФ.