Тема 4. Особенности исполнения отдельных видов расходов бюджетов

Порядок расходования средств бюджета на предоставление финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов Российской Федерации, из бюджета субъектов Российской Федерации местным бюджетам. Условия предоставления финан­совой помощи. Открытие лицевых счетов территориальных фи­нансовых органов в органах Федерального казначейства для за­числения финансовой помощи из федерального бюджета. Меха­низм финансового обеспечения социальных обязательств феде­ральных органов власти в субъектах Российской Федерации.

Договор между Министерством финансов России и админи­страцией субъекта РФ, между администрацией субъекта РФ и органами местного самоуправления о предоставлении бюджетной ссуды. Обеспечение возврата бюджетной ссуды. Примеры прове­дения взаимозачетов между бюджетами разных уровней при по­гашении бюджетной ссуды.

Порядок зачисления средств на счета бюджетов соответст­вующего уровня при осуществлении взаиморасчетов. Возможно­сти применения взаимозачетов между бюджетами разных уров­ней при осуществлении взаимных расчетов.

Особенности исполнения капитальных расходов за счет средств бюджетов разных уровней. Порядок предоставления бюджетных средств учреждениям и организациям на возвратных началах. Обеспечение возврата выданных бюджетных кредитов и ссуд.

Механизм зачисления сумм субсидий и субвенций на счета получателей средств федерального, регионального или местного бюджета. Обеспечение контроля за их целевым использованием.

Организация расчетов между федеральным бюджетом и го­сударственными внебюджетными фондами.

Исполнение расходов бюджетов разных уровней, связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга. Особенности обслуживания государственного долга Российской Федерации. Проблемы погашения долговых обязательств субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований.

Тема 5. Организация контроля в условиях казначейской системы исполнения бюджета

Содержание контроля за исполнением бюджетов; его виды, формы и методы. Правовые основы организации контроля за ис­полнением бюджетов всех уровней.

Контрольные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, их задачи и функции. Функции Счетной палаты РФ, счетных и контрольно-счетных палат субъектов РФ в осуществлении контроля за исполнением бюджетов. Роль Феде­рального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в организации контроля за исполнением бюджетов, их задачи и функции по проведению контроля. Кон­троль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств. Проблемы разграничения функций контролирующих ор­ганов в процессе исполнения бюджета.

Содержание контроля за исполнением доходной части фе­дерального и территориальных бюджетов. Порядок представле­ния информации Министерству финансов РФ, Счетной палате РФ органами, ответственными за исполнение доходной части феде­рального и территориальных бюджетов (налоговые, таможенные органы и др.). Проверка своевременности перечисления средств налогоплательщиков в уплату налоговых обязательств и других обязательных платежей и их зачисления кредитными организа­циями на счета по учету средств федерального и территориаль­ных бюджетов.

Предварительный, текущий и последующий контроль ис­полнения бюджетов по расходам. Организация работы террито­риальных органов Федерального казначейства, территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ и местного самоуправления по контролю за соблюдением действующего законодательства при осуществлении расходов бюджетов разных уровней. Условия проведения обязательной проверки бюджета субъекта Россий­ской Федерации федеральными контрольными органами.

Проверки целевого использования средств федерального, регионального или местного бюджета бюджетными учреждения­ми и другими получателями бюджетных средств. Контроль за це­левым использованием средств, выделенных на возвратной осно­ве, своевременностью их погашения и уплатой процентов по ним. Проверка полноты и своевременности списания бюджетных средств кредитными организациями по подтвержденным денеж­ным обязательствам получателей бюджетных средств.

Меры ответственности участников бюджетного процесса на стадии исполнения бюджета. Проблемы реализации ответствен­ности финансовых органов и казначейских органов, распорядите­лей и получателей бюджетных средств.

Проблемы контроля за эффективностью использования бюд­жетных средств на стадии исполнения бюджета.

Планы проведения аудиторных занятий

Занятие 1. (семинарское)

Содержание и организация казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации (2 часа)

1. Содержание казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Оценка правового обеспечения перехода на казначейскую сис­тему исполнения бюджетов разного уровня.

2. Координация деятельности органов, участвующих в казначей­ском исполнении бюджета.

3. Современные информационные технологии как основа казна­чейской системы исполнения бюджетов.

Учебно-методическое обеспечение Нормативно-правовые акты1 и комментарии

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. — М: Юридическая литература, 1996. — Ст. 77, 78, 114, 132.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Постатейный на­учно-практический комментарий / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты»», 2001. — Гл. 24, 25.

3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О феде­ральном бюджете на 2004 год». — Ст. 7, 10, 12, 13, 18, 19, 28, 35, 43, 60, 69, 75, 89, 94, 129, 133, 135, 136, 139, 141, 149, 151.

4. Закон г. Москвы от 06 ноября 2002 № 56 «Об организации ме­стного самоуправления». — Ст. 4. — П. 9.

5. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г.
№ 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую сис­
тему исполнения федерального бюджета».

6. Постановление Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677 «О федеральной целевой программе развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 гг.».

7. Приказ Минфина РФ от 19 апреля 2000 г. № 46н «Об утвер­ждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов террито­риальными органами федерального казначейства».

Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2003 № 106н «О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора».

9. Письмо Центрального банка РФ от 28.02.2000 № 55Т «Концеп­
ция функционирования единого счета федерального казначейства
Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюдже­
та».

10. Письмо Минфина РФ от 05 мая 1997 г. № 36н, ЦБ РФ от 11 апреля 1997 № 433а «О порядке расчетно-кассового обслужива­ния счетов органов Федерального казначейства в условиях фи­нансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства».

11. Регламент функционального взаимодействия Департамента финансов г. Москвы (Московского городского казначейства и финансово-казначейских управлений) с Акционерным коммерче­ским «Московским муниципальным банком - Банком Москвы» (ОАО) по выполнению п. 2 Постановления Правительства г. Мо­сквы от 09 июля 2002 г. № 518-ПП «О совершенствовании систе­мы размещения и исполнения городских заказов», утв. Департа­ментом финансов и ОАО «Банк Москвы» 20 декабря 2002 г.

Литература

1. Акперов И.Г., Коноппева И.А., Головач СП. Казначейская сис­тема исполнения бюджета в Российской Федерации: Уч. пособие для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — Гл. 1, 2.

2. Безденежных А.В. Институт казначейства как инструмент го­сударственного влияния на экономику государства // Финансы. — М. — 2003. — 2. — С. 25—28.

3. Бредихин Л.В. Внедрение системы казначейского исполнения бюджетов на местах - объективный процесс // Финансы. — М. —

2003.—№12.— С. 24—27.

4. Буишин Е.В. Автоматизация процесса исполнения бюджета — порядок в работе финансового органа на долгосрочную перспек­тиву // Финансы. — М. — 2003. — № 6. — С. 11—16.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — М.: Юрайт-Издат, 2003. —Гл. 25.

6. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации госу­дарственного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. — М. — 2004, — № 2. — С.З—7.

7. Лисенков М.Е., Реш В,К., Катаров В.Н., Петрова Г.В. Органи­зация электронного межведомственного взаимодействия в бюд­жетном процессе (опыт Тульской области) // Деньги и кредит. — М. — 2003. — № 9. — С.28—32.

8. Максимов А.В. Развитие управления финансовой системой му­ниципального образования // Финансы. — М. — 2003. — № 9. — С. 22—23.

9. Наумов В.О. Казначейское исполнение бюджета города // Финансы. — М. — 2003. — № 10. — С. 23—27.

10.Несетеренко Т.Г. Казначейская система: дальнейшее развитие // Финансы. — М. — 2003. — № 7. — С.З—7.

11.Пантелеев А.Ю, О кассовом обслуживании исполнения бюд­жетов субъекта Российской Федерации // Финансы. — М. — 2003,—№12. —С.21—24.

12.Прокофьев С.Е., Шубина Л.В. О расширении функций орга­нов Федерального казначейства // Финансы. — М. — 2003. — № 9. — С. 20—22.

13.Рудовол ИЛ. Правовое регулирование казначейского испол­нения бюджета // Финансы. — М. — 2003. — № 8. — С. 25—28.

14.Седова М.Л. Проблемы реализации принципа единства кассы при исполнении федерального и региональных бюджетов // Бух­галтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — М. — 2002. — № 12. — С.25—30.

15.Сидоренко В.В. Государственное казначейство России — одно на всех! // Финансы. — М. — 2003. — № 5. — С. 7—9.

Наши рекомендации