Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан была принята Указом Президента Республики Казахстана № 958 от 19 марта 2010 года.
Цель программы – обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Ключевыми задачами программы являются:
· развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности;
· создание благоприятной среды для индустриализации;
· формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала;
· обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.
В результате реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию к 2014 году Казахстан должен достичь следующих ключевых показателей:
· рост ВВП не менее чем на 7 трлн. тенге, в реальном выражении прирост ВВП составит 15%;
· увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до уровня не менее 12,5%;
· увеличение доли несырьевого экспорта до уровня не менее 40% в общем объеме экспорта;
· увеличение объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности;
· рост производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,5 раза.
9. Понятие инвестиционной политики, цели и задачи инвестиционной политики Инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Она является важным рычагом, воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны. С ее помощью государство может воздействовать на темпы и объем производства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства и решения социальных проблем. В зависимости от масштабности различают инвестиционную политику на макро-уровне, на региональном уровне и на уровне предприятий.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
· обеспечении структурной перестройки экономики;
· стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
· создании дополнительных рабочих мест;
· привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
· стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
· создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
· развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
· поддержке малого и среднего предпринимательства;
· совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
· создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
10. Инвестиционный климат. Факторы, формирующие инвестиционный климат. Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:
· объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);
· субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).
11. Этапы разработки инвестиционного проекта. Во Всемирном банке (World Bank) и UNIDO (подразделение ООН по промышленному развитию) принято следующее деление на фазы:
— предынвестиционная фаза: анализ инвестиционных возможностей, предварительное технико-экономическое обоснование, технико-экономическое обоснование, доклад об инвестиционных возможностях;
— инвестиционная фаза: переговоры и заключение контрактов, проектирование, строительство, маркетинг, обучение;
— эксплуатационная фаза: приемка и запуск, замена оборудования, расширения, инновации.
3. Методические рекомендации выделяют следующие этапы создания и реализации инвестиционного проекта:
— формирование инвестиционного замысла (идеи): выбор и предварительное обоснование замысла, инновационный, патентный и экологический анализ технических решений, предварительный отбор предприятий для реализации;
— исследование инвестиционных возможностей: изучение спроса на продукцию, оценка уровня цен, организационно-правовая форма реализации и состав участников, оценка объема инвестиций, исходно-разрешительная документация;
— технико-экономическое обоснование проекта (строительства): маркетинговые исследования, подготовка программы выпуска продукции, описание организации строительства, экономическая оценка инвестиций, риски и т.п.;
— подготовка контрактной документации: переговоры с потенциальными инвесторами, тендерные торги;
— подготовка проектной документации;
— строительно-монтажные работы;
— эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей:
сертификация продукции, создание дилерской сети, центры сервисного
обслуживания (ремонта), текущий мониторинг (детальный анализ) экономических показателей проекта.
12. Инвестиционный проект, его структура и жизненный цикл С точки зрения управления проектами (менеджеров) стадии жизненного цикла проекта выделяются следующим образом:
— замысел;
— анализ проблемы (цели, требования, задачи);
— разработка концепции (анализ выполнимости, альтернативные концепции);
— детальная проработка (спецификации, чертежи, детальные планы);
— выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);
— использование (внедрение, техобслуживание, эксплуатация);
— ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).
13. Методы финансирования инвестиционных проектов
Метод финансирования инвестиционного проекта выступает как способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта.
В качестве методов финансирования инвестиционных проектов могут рассматриваться:
· самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
· акционирование, а также иные формы долевого финансирования;
· кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);
· лизинг;
· бюджетное финансирование;
· смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов;
· проектное финансирование.
14. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РК Предметом правового регулирования инвестиционного права являются инвестиционные отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности. Метод инвестиционного права характеризуется тем, что содержание правоотношения определяют нормативные акты и договоры, в том числе и международные.
Права и обязанности участников инвестиционных правоотношений определяются договорами, поэтому для инвестиционного права
характерны равномерные распределения прав и обязанностей между субъектами.
Система Общей части инвестиционного права включает следующие правовые институты: государственное регулирование инвестиционных отношений; инвестиционные правоотношения; защиты инвестиции; инвестиционный договор и организационно-правовые формы инвестиционной деятельности.
Институты Особенной части характеризуют инвестиционное право в действии и располагаются в логической последовательности в зависимости от роли и значения регулируемых отношений, а именно: инвестиционная деятельность; лицензирование; налогообложение; управление инвестициями; инвестиционные инструменты; кредитование; инвестиционный проект; страхование инвестиционных рисков; отдельные виды инвестиций; виды инвестиционных договоров; концессионные соглашения; договоры банковского займа; договоры лизинга; обязательства в сфере инвестиционной деятельности; досудебные, судебные и иные формы разрешения инвестиционных споров; ответственность за нарушения инвестиционного законодательства.
Принципы инвестиционного права: общеправовые (законность, равноправие и т.д.); межотраслевые (выбор инвестора, объекта инвестиций, самостоятельное осуществление инвестором своей деятельности, установление преференций).
В ст. 1 Закона РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. дается такое определение инвестиций: инвестиции — это все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.
В широком смысле под инвестициями следует понимать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, а также прав на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, с целью получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта. В узком смысле (или в традиционном понимании) инвестиции — это только капиталовложения, направленные на создание материальных или духовных благ.
Субъектами или участниками инвестиционных правоотношений выступают физические или юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство имеет особую правосубъектность, так как законодательно закрепляет основание и порядок осуществления инвестиционной деятельности. Субъекты обладают общей и специальной правосубъектностью.
15. Инвестиционная деятельность коммерческих банковБанки как ведущие институты современной кредитной системы активно занимаются инвестиционной деятельностью. Для большинства стран с развитой рыночной экономикой характерно разделение функций между финансово-кредитными институтами в инвестиционной сфере. Наряду с инвестиционными банками, занимающимися организацией долгосрочного кредитования под инвестиционные проекты, имеется и другой тип инвестиционных банков, осуществляющих операции исключительно с ценными бумагами на финансовом рынке. Именно второй тип операций получил название банковских инвестиций.
В международной банковской практике инвестиции – это вложение банком средств в ценные бумаги с целью обеспечения притока средств на протяжении продолжительного времени. Инициаторами таких сделок выступают клиенты.
Интерес банка заключается в том, что обеспечиваются долгосрочное сохранение средств банка, их диверсификация, доходность и ликвидность.
Для российских банков не характерно такое разделение функций. С точки зрения возможностей осуществления инвестиционных операций они могут быть универсальными.
Кроме того, в условиях глубокого экономического спада на кредитные ресурсы возлагаются особые надежды как на наиболее рациональный и эффективный источник инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления экономического роста в стране.
С позиций элементов в структуре инвестиций различают реальные (прямые) и портфельные (финансовые) инвестиции. В первом случае осуществляются вложения в какую-либо сферу экономики, результатом которых является приращение реального капитала в виде недвижимости, оборудования, товарно-материальных запасов и т. д.
В Казахстане наиболее яркой иллюстрацией реальных (прямых) инвестиций коммерческих банков являются вложения в строительный комплекс.
Во втором случае осуществляются вложения в различные ценные бумаги. Эти вложения не характеризуются реальным приростом капитала, так как закрепляется лишь титул собственности или перераспределяются ресурсы по отраслям с помощью механизма смены титула собственника. Это же наблюдается при вложении ресурсов в покупку земли и недвижимости.
Вся совокупность средств, вложенных в ценные бумаги юридических лиц и приобретенных банком, составляет инвестиционный портфель банка.
Портфель ценных бумаг может характеризоваться как диверсифицированный, т. е. содержащий несколько наименований ценных бумаг, и как недиверсифи-цированный, состоящий из одного вида финансовых активов.
Управление портфелем составляет инвестиционную политику и стратегию банка на увеличение прибыли банка, поддержание допустимого уровня риска и ликвидности активов.
Банковским инвестициям присущи следующие факторы риска: кредитный, рыночный и процентный.
Потребность в доходе и ликвидности – это основные факторы, определяющие цели инвестиционной политики.
Как правило, инвестиционная политика банка представляет собой письменный документ, в котором сформулированы указания сотрудникам банка относительно структуры инвестиционного портфеля, видов ценных бумаг, стратегии банка в части их покупки и продажи и т. д. По мере изменения экономической конъюнктуры меняется и политика банка в отношении инвестиций.
16. Роль государственных финансовых институтов развития в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития КазахстанаВ целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.
Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, включая финансовую, инициатив частного сектора.
Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и (или) видах деятельности.
Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе.
Принцип транспарентности означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов.
ВреализацииСтратегиииндустриально-инновационногоразвитияРеспубликиКазахстанопределенытриэтапа. Напервомэтапе, в 2003-2005 годы, будутвнесеныизменениявзаконодательство, отраслевыепрограммыразвития, определеныобъемыфинансированиянауки, образования, подготовкисоответствующихспециалистов. Такжебудутсозданыинститутыразвития, черезкоторыегосударствобудетосуществлятьсвоеучастиевреализациипрограммы. Второйэтап, 2006-2010 годы, предполагаетизучениеинициативчастногосектора, поискинвесторов – участниковреализацииотобранныхпроектов, подготовкукадров, строительствоиреконструкциюосновныхивспомогательныхобъектов. Натретьемэтапе, в 2011-2015 годы, будетотлаженвеськомплексорганизационныхмер, ускореныработывобластиразвитияконкурентоспособнойпродукцииобрабатывающейпромышленности. РезультатомреализацииПрограммыстанетизменениеструктурыэкономикиидиверсификацияэкспорта.
ОсновнойцельюРазвитияявляетсясовершенствованиеиповышениеэффективностигосударственнойинвестиционнойдеятельности, развитиепроизводственнойинфраструктурыиобрабатывающихпроизводств, содействиевпривлечениивнутреннихивнешнихинвестицийвэкономикуреспублики