Рынок ценных бумаг как инструмент перераспр-я фин рес-в
Рынок ценных бумаг (РЦБ) - это часть денежно-финансового рынка, включающего в себя операции по эмиссии и купле-продаже ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг аккумулируются денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производственное и непроизводственное вложение капиталов. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней.
В структуре любого рынка одним из важнейших элементов является товар или объект экономических отношений. Рынок ценных бумаг отличается специфичностью своего товара. Ценные бумаги весьма разнообразны. Они могут представлять титулы собственности, долговые обязательства, права на получение дохода или обязательства по его выплате. Ценные бумаги как рыночный товар обладают свойствами обращаемости, ликвидности, стандартности, рискованности и т.п. Функционирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством организационно-экономического механизма.
Организационно рынок ценных бумаг представляет собой структуру, состоящую из первичного и вторичного рынка. Первичный рынок ценных бумаг объединяет конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Размещение ценных бумаг на первичном рынке предполагает разработку эмитентами условий выпуска ценных бумаг, обеспечивающих их ликвидность и спрос, а также регистрацию ценных бумаг в соответствующем государственном органе.
Центральным звеном на рынке ценных бумаг развитых стран являются фондовые биржи. Формы организации фондовых бирж различны, но все они концентрируют информацию об эмитентах, их финансовом положении и рейтинге ценных бумаг, выступают посредниками между продавцами и покупателями ценных бумаг, создают необходимые условия торговли, определенные гарантии ее участникам, что повышает ликвидность рынка ценных бумаг в целом.
Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений финансовой политики государства, то государство регулирует и контролирует деятельность рынка ценных бумаг.
41 Сущность финансового планирования и его организация на предприятии
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменногопланирования. Оно представляет собой процесс разработки системы показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовымиресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую определение необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.
Финансовое планирование необходимо для обеспечения необходимымифинансовыми ресурсами деятельности компании для выбора вариантов эффективного вложения капитала; выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств. Оно способствует контролю финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Необходимо выделить основные принципы финансового планирования, в том числе:
• принцип интегрированности в общую систему планирования и подчинения миссии и общей стратегии развития организации;
• принцип обеспечения платежеспособности предприятия по планируемым интервалам времени;
• принцип учета потребностей рынка, его конъюнктуры, емкости и деятельности конкурентов;
• принцип предельной рентабельности.
Для финансового планирования применяются различные методы нормативный, коэффициентный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Применение нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.
Коэффициентный метод основывается на коэффициентах, которые отражают тенденции динамики планируемых показателей.
Использование балансового метода для определения потребности предприятия в финансовых средствах основывается на увязке поступлений средств и их расходования в конкретных интервалах времени. Финансовые ресурсыдолжны бьпь сбалансированы. Балансовый метод применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, составлении плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.
42 Формы финансовых планов
Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации (предприятия).
Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:
• оперативные финансовые планы, которые составляются на период — месяц, декаду или неделю;
• текущие финансовые планы – на год с поквартальной разбивкой;
• среднесрочные финансовые планы – на плановый период от одного года до трех лет;
• перспективные (долгосрочные) финансовые планы – на пять и более лет планового периода;
• программные финансовые планы – на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.
Финансовые планы по всем формам составляются только незначительным количеством организаций (предприятий).
На малых предприятиях всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, так как невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в том числе выручки от реализации продукции (работ, услуг), и т. п.
Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов являются разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.
Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных и сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработанных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции; наиболее эффективное использование свободных денежных и иных ресурсов, прибыли; оптимизация влияния на деятельность системы государственного регулирования, в том числе системы налогообложения и т. д.
Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных и сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.