Сделки, повлекшие большую предпочтительность в отношении отдельного кредитора. 2 страница
При продаже предприятия, которое является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, обязательным условием конкурса становится обязательство покупателя по соблюдению ограничений права пользования таким объектом, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению к нему доступа, сохранению его облика и интерьера (при условии отнесения интерьера к объекту охраны), выполнение требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. от 23 июля 2013 г.) <1>. При этом при проведении конкурса по продаже объекта культурного наследия должен быть соблюден порядок продажи имущества при приватизации государственного или муниципального имущества (абз. 4 п. 4 ст. 110).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4078.
При продаже предприятия можно выделить несколько этапов.
Во-первых, внешний управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника. Сведения о результатах инвентаризации имущества должника включаются в ЕФРСБ.
Во-вторых, должна быть произведена оценка имущества должника. С этой целью в течение 30 дней с даты включения сведений в реестр конкурсный кредитор или уполномоченный орган, требования которых превышают 2% от общей суммы включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить внешнему управляющему требование о привлечении оценщика. Внешний управляющий обязан обеспечить оценку имущества в течение двух месяцев с момента поступления требования кредитора. Оценка производится за счет средств должника, а при их отсутствии - за счет средств кредитора, заявившего требование об оценке. Понесенные кредитором расходы подлежат возврату в порядке удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам. Повторная оценка имущества производится за счет средств кредитора.
Отчет об оценке имущества должника также подлежит включению в ЕФРСБ в течение двух рабочих дней с момента поступления копии отчета в электронной форме.
В-третьих, необходимо утвердить собранием кредиторов или комитетом кредиторов порядок, сроки и условия продажи предприятия. Если предприятие обременено залогом, то порядок и условия проведения торгов по продаже устанавливает кредитор-залогодержатель, а не собрание кредиторов.
Начальная цена продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, если такая оценка производилась. Начальная цена продажи предприятия - предмета залога определяется на основе соглашения между залогодателем и залогодержателем, которое достигнуто при рассмотрении дела в суде, а при возникновении между ними спора - судом (подп. 4 п. 2 ст. 54 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в ред. от 21 июля 2014 г.) <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4218.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов определяют также состав предприятия, его характеристику, сроки продажи, форму торгов, условия конкурса (если торги проводятся в форме конкурса), форму представления предложений о цене предприятия, определяют средства массовой информации и сайты в сети Интернет, где предполагается опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, сроки их опубликования и размещения.
Если порядок, сроки и условия продажи не утверждены собранием (комитетом) кредиторов в сроки, установленные планом внешнего управления, или в течение двух месяцев с даты представления их внешним управляющим собранию (комитету) кредиторов, то внешний управляющий обращается с ходатайством в арбитражный суд об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия, о чем арбитражный суд выносит определение.
В-четвертых, необходимо организовать торги по продаже предприятия. Заключение договоров купли-продажи без проведения торгов в процедуре внешнего управления не допускается <1>. Порядок проведения торгов определен ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 8 октября 2013 г. N 12857/12 по делу N А59-841/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
Организатором торгов выступает внешний управляющий или специализированная организация, с которой внешний управляющий заключает договор об оказании услуг, оплата которых производится за счет предприятия должника. Организатор торгов не может быть заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего (п. 8 ст. 110).
Продажа предприятия производится на электронных торгах оператором электронной площадки, к которому предъявляются требования, установленные п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 29 декабря 2014 г.), в частности, оператор должен быть юридическим лицом российской национальности или физическим лицом, регистрация которого произведена на территории РФ, а также членом саморегулируемой организации операторов электронных площадок, должен владеть сайтом в сети Интернет. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен ст. ст. 111.1 - 111.8, регулирующими правовой статус саморегулируемой организации операторов электронных площадок, ответственность оператора электронной площадки при причинении убытков в ходе проведения электронных торгов, порядок заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности оператора электронной площадки.
Оператор должен быть аккредитован саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой является внешний управляющий.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих устанавливают порядок аккредитации операторов электронных площадок, которые обеспечивают проведение торгов в электронной форме по продаже предприятия должника. Внутренние документы саморегулируемой организации должны соответствовать Федеральному стандарту деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих <1>. Во внутренних документах должны быть отражены условия, срок, основания прекращения аккредитации, а также требования, предъявляемые к операторам электронных площадок. При этом оператор электронной площадки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к операторам, утвержденным согласно п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" приказом регулирующего органа.
--------------------------------
<1> Федеральный стандарт "Требования к аккредитации саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих операторов электронных площадок, обеспечивающих проведение торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве" (утв. Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2013 г. N 785) // Российская газета. 2014. 31 янв. N 21.
Организатор торгов заключает договор о проведении открытых торгов с оператором электронной площадки.
Порядок продажи имущества должника на открытых торгах в электронной форме регулируется Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 (в ред. от 9 октября 2014 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" (в ред. от 9 октября 2010 г.) // Российская газета. 2010. 2 июня. N 118; 2014. 10 дек. N 281.
В-пятых, после проведения торгов организатором торгов определяется их победитель в день подведения результатов торгов и результаты торгов оформляются протоколом о результатах проведения торгов.
Протокол о результатах проведения торгов размещается оператором электронной площадки на электронной площадке и направляется в ЕФРСБ в течение 30 минут после поступления протокола о результатах проведения торгов от организатора торгов.
В течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов или о признании торгов несостоявшимися, разместить это сообщение на сайте официального издания, в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов.
В-шестых, с победителем торгов заключается договор купли-продажи предприятия.
Победителю торгов в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола направляется копия протокола о результатах проведения торгов (п. 16 ст. 110).
Предложение заключить договор и проект договора купли-продажи предприятия направляются победителю торгов внешним управляющим в течение пяти дней с даты подписания протокола.
С победителем торгов внешним управляющим заключается договор купли-продажи, проект которого размещается на электронной площадке и в ЕФРСБ (п. 10 ст. 110). Условия договора купли-продажи установлены п. 19 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Оплата цены предприятия должна быть произведена в течение 30 дней со дня подписания договора.
При отказе победителя торгов от заключения договора внешний управляющий вправе направить предложение о заключении договора участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену, исключая победителя торгов (абз. 2 п. 16 ст. 110).
Если заявки на участие в торгах не были представлены или был допущен только один участник, то торги признаются несостоявшимися. В определенных случаях (абз. 2 п. 17 ст. 110) допускается заключение договора и с единственным участником торгов.
Повторные торги проводятся при: а) признании торгов несостоявшимися; б) незаключении договора с единственным участником торгов; в) незаключении договора по результатам торгов. Внешний управляющий принимает решение о проведении повторных торгов в течение двух дней после завершения срока о признании торгов несостоявшимися и об установлении начальной продажной цены предприятия на повторных торгах, которая может быть на 10% ниже начальной цены на первоначальных торгах.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 12857/12 по делу N А59-841/2009 указывается о продаже имущества должника в рамках строго установленной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" процедуры, исключающей продажу имущества путем прямого заключения договора купли-продажи по нормам гл. 30 ГК РФ. Порядок продажи имущества посредством проведения торгов используется в целях охраны прав кредиторов <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2014. N 2.
Продажа части имущества должника
Продажа части имущества должника в процедуре внешнего управления производится после включения купли-продажи части имущества должника в план внешнего управления, исключая продукцию, изготовленную должником в процессе обычной хозяйственной деятельности, которая реализуется посредством заключения прямых договоров.
В п. 2 ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлен предел осуществления субъективного права на продажу части имущества должника. В отличие от купли-продажи предприятия отчуждение части имущества должника не должно привести к невозможности осуществления им своей хозяйственной деятельности. Поскольку Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлен запрет на продажу части предприятия, то он должен быть соблюден, на наш взгляд, и при продаже части имущества должника. Установленные ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" пределы толкуются неоднозначно.
По мнению С.А. Денисова, "это требование препятствует возможности фактической продажи предприятия по частям в обход специальных норм Закона", а продажа по частям допускается для имущества в случаях перепрофилирования производства, закрытия нерентабельных производств, неиспользуемого имущества <1>. Аналогичное суждение высказывает и С.В. Сарбаш <2>.
--------------------------------
<1> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. С. 490 - 491 (автор главы - С.А. Денисов).
<2> Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения. С. 226 (автор главы - С.В. Сарбаш).
По мнению К.К. Лебедева, продажа части предприятия как имущественного комплекса допускается, "если только какая-либо часть предприятия не обособлена в системе бухгалтерского учета и вещное право не зарегистрировано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При наличии такого обособления и государственной регистрации часть имущества организации-должника охватывается правовым режимом части предприятия как имущественного комплекса, поэтому отчуждение такой части подчиняется правилам ст. 110 Закона" <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 3-е изд., перераб. и доп. С. 422.
Следует отметить, что на практике входящие в состав предприятия недвижимые вещи регистрируются как отдельные объекты недвижимости, а регистрация предприятия в качестве недвижимости встречается крайне редко. В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывается, что предприятие практически выбыло из оборота недвижимости из-за проблем, связанных с определением его состава <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 3.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
На наш взгляд, на продажу части предприятия как имущественного комплекса установлен запрет, а потому продажа части предприятия как части имущества должника допускается лишь в тех случаях, когда отчуждаемая часть имущества исключена из имущественного комплекса и не будет в последующем использоваться должником.
Продажа допускается после проведения обязательной инвентаризации имущества, а также его оценки по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
Продажа части имущества должника должна производиться на торгах в форме конкурса или аукциона по правилам п. п. 9 - 19 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
На торгах в электронной форме должны быть отчуждены:
- недвижимое имущество;
- ценные бумаги;
- имущественные права;
- предмет залога;
- предметы, имеющие историческую или культурную ценность;
- вещи, имеющие рыночную стоимость, превышающую 500 тыс. руб., в том числе неделимые вещи, сложные вещи, главная вещь и связанная с ней общим назначением ее принадлежность.
Порядок продажи части имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления не превышает 100 тыс. рублей, может быть определен планом внешнего управления. В этом случае проведение торгов не является обязательным, может быть использован и иной порядок продажи. Под балансовой стоимостью имущества должника, которое может быть отчуждено без проведения торгов, подразумевается стоимость части имущества по отдельной сделке (п. 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29).
Уступка прав требований должника
Взыскание дебиторской задолженности должником не всегда может быть возможным в процедуре внешнего управления; например, если не наступил срок исполнения обязательства, должник по данному обязательству не в состоянии его исполнить. Поэтому неплатежеспособный должник вправе уступить существующие у него права требования.
Уступка прав требований в процедуре внешнего управления рассматривается как способ санации должника (ст. 109). Уступка прав требований в этом случае включается в план внешнего управления, если иной порядок не установлен Законом.
Уступка прав требований в этом случае производится на возмездных началах, а потому должна быть облечена в форму договора купли-продажи <1>. Предметом купли-продажи выступают имущественные права. Продавцом имущественных прав выступает внешний управляющий. По мнению Л.А. Новоселовой, при этом не учитывается воля должника, а приоритет принадлежит взыскателям и публичному интересу <2>.
--------------------------------
<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотип. М.: Статут, 2002. С. 17.
<2> См.: Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М.: Статут, 2003. С. 307 - 308.
Уступка прав требования не допускается, если личность кредитора имеет для должника существенное значение (п. 2 ст. 388 ГК РФ), права неразрывно связаны с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ), сторонами договора установлен запрет на уступку прав (п. 1 ст. 388 ГК РФ), в иных случаях, установленных законом (п. 1 ст. 1, ст. 388 ГК РФ).
Продажа прав требований производится по правилам ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если иное не установлено Федеральным законом или не вытекает из существа обязательства.
Момент перехода права требования определен ст. 112 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - оплата передаваемого права требования.
Условия договора купли-продажи прав требования должны предусматривать: а) получение продавцом цены имущественного права не позднее 30 дней с даты заключения договора купли-продажи; б) осуществление перехода прав требования только после полной оплаты.
Как известно, при уступке права требования цедент не отвечает за исполнимость уступленного им права, а только за его действительность (п. 1 ст. 390 ГК РФ). По мнению Л.А. Новоселовой, на должника не может быть возложена ответственность за недействительность уступленного им права; ее при наличии вины возможно возложить на внешнего управляющего <1>.
--------------------------------
<1> См.: Новоселова Л.А. Указ. соч. С. 308 - 309.
Представляется, что ответственность за недействительность переданного права должна быть возложена на неплатежеспособного цедента, так как арбитражный управляющий действует в процедуре внешнего управления от имени должника, выражая его волю, а не от своего имени. Допускаем, что внешний управляющий может быть привлечен к ответственности при наличии его вины, если своими неправомерными действиями он причинит вред цессионарию, однако он не отвечает за недействительность права.
Исполнение обязательств должника учредителями
(участниками), собственником имущества должника -
унитарного предприятия либо третьим лицом
Как способ санации неплатежеспособного должника исполнение обязательства третьим лицом (третьими лицами) предусмотрено в ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Первоначально законодатель предусмотрел возможность возложения на третье лицо исполнения гражданско-правовых обязательств должника, а затем и погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам (ст. 112.1) <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ.
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" урегулированы процедура исполнения обязательств должника его учредителями (участниками), собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113), а также процедура погашения указанными субъектами задолженности по обязательным платежам (ст. 112.1).
Как известно, гражданско-правовое обязательство должно быть исполнено должником в пользу кредитора посредством совершения действий или отказа от совершения действий.
Должник обязан исполнить обязательство в пользу кредитора или третьего лица, если это обусловлено содержанием обязательства. При этом должник вправе возложить исполнение обязательства на третье лицо. Возложение исполнения обязательства на третье лицо регулируется ст. 313 ГК РФ, которая по отношению к ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" выступает общей нормой. В ней предусмотрены два вида такого возложения исполнения: а) по инициативе должника, если обязательство не носит личного характера; б) третьим лицом, подвергающимся опасности утратить право на имущество должника вследствие возможного обращения взыскания на него кредитором без согласия должника. Во втором случае к третьему лицу переходят в силу закона права кредитора по обязательству (п. 2 ст. 313).
Представляется, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", регулируя возложение исполнения обязательства третьим лицом как способ санации, устанавливает особые процедурные правила применения этого способа и не вторгается в регулирование собственно материально-правовых отношений возложения исполнения, что является предметом регулирования ГК РФ.
В пользу такой трактовки служат положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающие порядок подачи заявления о намерении погасить требования должника, срок рассмотрения заявления арбитражным судом, вынесение определения арбитражным судом об удовлетворении заявления, способ удовлетворения требований кредиторов - перечисление денежных средств на специальный банковский счет или в депозит нотариуса (абз. 1 п. 7 ст. 113). Отметим, что участие третьего лица в обязательстве без согласия должника возможно лишь в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 313 и ст. 397 ГК РФ).
Из признания возможности исполнения обязательств должника третьим лицом по собственной инициативе, т.е. без согласия должника или даже вопреки его воле, С.В. Сарбаш выводит, во-первых, отсутствие договорных отношений между должником и третьим лицом (хотя, на наш взгляд, они могут и быть связаны такими отношениями), а во-вторых, возможность предъявления третьим лицом к должнику кондикционного иска <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сарбаш С.В. Указ. соч. С. 157 - 158.
Можно ли допустить подобное вторжение третьего лица в обязательство?
В ГК РФ, в отличие от иных правопорядков, подобное не предусмотрено, а следовательно, возложение исполнения на третье лицо должно быть основано на волеизъявлении должника. Кроме того, в абз. 9 п. 2 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" упоминается соглашение между должником и третьим лицом, что предполагает получение согласия должника.
В Концепции развития гражданского законодательства предлагается изменить правовое регулирование исполнения обязательства третьим лицом и допустить возможность исполнения обязательства третьим лицом без согласия должника, если третье лицо имеет законный интерес в исполнении должником денежного обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности.
В арбитражной практике ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" толковалась как специальная норма по отношению к ст. 313 ГК РФ и ст. 45 НК РФ и, соответственно, допускалось принятие от третьего лица исполнения и налоговых обязанностей <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 8 декабря 2005 г. N А12-157/04-С58 (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".
В действующем Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" введена норма, предусматривающая возможность исполнения публичных обязанностей учредителями (участниками) юридического лица, а также третьим лицом (ст. 112.1). Этим же Федеральным законом урегулирована процедура погашения задолженности должника по обязательным платежам (ст. ст. 71.1, 85.1, 112.1) <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60.
В процедуре внешнего управления согласие должника необходимо и в тех случаях, когда соглашение об исполнении обязательств должника третьим лицом квалифицируется в качестве крупной сделки (п. 2 ст. 94).
Понятие крупной сделки используется в гражданском законодательстве применительно к таким организационно-правовым формам, как акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие. Абзац 10 п. 2 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает необходимость принятия решения о крупной сделке коллегиальным органом управления должника.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 разъясняется, что в этом случае нормы законодательства о юридических лицах подлежат применению лишь для цели определения соответствующего органа управления должника, компетентного на принятие указанных решений.
Таким образом, исполнение обязательств должника третьим лицом или третьими лицами, как правило, требует согласия должника или собственника имущества должника, если должниками выступают указанные юридические лица. В остальных случаях подлежат применению нормы ГК РФ.
Особенностью исполнения обязательств неплатежеспособного должника третьим лицом или третьими лицами в процедуре внешнего управления является также особая процедура заявления о намерении удовлетворить требования кредиторов посредством обращения в суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве). Оно рассматривается судом согласно п. п. 4 - 7 ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и подлежит удовлетворению.
Отметим, что третье лицо может удовлетворить требования конкурсных кредиторов, предъявляющих к должнику денежные требования, так как в реестр кредиторов в процедурах несостоятельности могут быть внесены только требования денежного характера <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N Ф04-5672/2005(19150-А27-22) по делу N А27-9032/2002-4 (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".
Для кредиторов с неденежными требованиями, не являющихся участниками процедур несостоятельности (банкротства), применяется внеконкурсный порядок возложения исполнения, установленный ГК РФ. Для возложения исполнения долга перед конкурсными кредиторами невозможен внеконкурсный порядок, так как должник неплатежеспособен, а его правоотношения с кредиторами регулируются нормами законодательства о несостоятельности. Особенностью возложения исполнения обязательства на третье лицо в процедуре внешнего управления является условие о полном удовлетворении требований всех кредиторов, внесенных в реестр.
Кроме того, при использовании возложения исполнения обязательства на третье лицо как способа санации должника Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены особенности завершения процедуры внешнего управления, выражающиеся в том, что в этом случае не переходят на основании определения арбитражного суда к расчетам с кредиторами, как это обычно происходит при восстановлении платежеспособности должника, поскольку расчеты уже произведены.
По окончании исполнения обязательств третьим лицом внешний управляющий обязан в течение 10 дней уведомить об этом всех кредиторов, требования которых включены в реестр кредиторов. Внешний управляющий, как этого требует Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", направляет в арбитражный суд свой отчет, который подлежит утверждению в порядке, предусмотренном п. п. 1, 3 - 7 ст. 119 <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2008 г. по делу N А05-5959/2006 (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".
Исполнение обязательства осуществляется по закону непосредственно третьим лицом (третьими лицами) <1>, а также посредством заключения беспроцентного договора займа между должником и третьим лицом (возможно, и со множественностью лиц на стороне кредитора), что не конкретизировано в ст. 113 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", однако согласно ст. 313 ГК РФ является возможным.