Сделки, повлекшие большую предпочтительность в отношении отдельного кредитора. 5 страница

При признании несостоятельным унитарного предприятия прекращаются полномочия собственника имущества предприятия.

Конкурсный управляющий и его полномочия

При принятии решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и о введении процедуры конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Арбитражный суд выносит об этом определение (п. 1 ст. 127). Конкурсный управляющий действует в пределах своей компетенции с даты его утверждения и до окончания конкурсного производства.

Указанное определение может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (п. 35.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

В процедуре конкурсного производства полномочия единоличного органа юридического лица и его коллегиальных органов осуществляет конкурсный управляющий (п. 1 ст. 129).

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий формирует и изъявляет волю юридического лица в пределах, порядке и на условиях, которые установлены законом. Поскольку конкурсный управляющий осуществляет функции единоличного и (или) коллегиальных органов управления, он действует от имени юридического лица.

Конкурсный управляющий обязан принять в свое ведение имущество должника и провести его инвентаризацию. Инвентаризация имущества производится в соответствии с правилами проведения инвентаризации <1>. Инвентаризации подлежат основные средства юридического лица, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а также финансовые обязательства: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы <2>.

--------------------------------

<1> Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. (в ред. от 8 ноября 2010 г.) // Экономика и жизнь. 1995. N 29; Финансовая газета. 2010. 23 дек. N 52.

<2> Пункт 1.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (в ред. 8 ноября 2010 г.).

Выявленные в ходе инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

По окончании инвентаризации в течение трех рабочих дней конкурсный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника (абз. 3 п. 2 ст. 129).

Конкурсный управляющий в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", обязан привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника (абз. 4 п. 2 ст. 129).

Отчет об оценке имущества должника включается конкурсным управляющим в ЕФРСБ в течение двух рабочих дней с даты поступления копии отчета в электронной форме (абз. 4 п. 1 ст. 130).

Конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Согласно абз. 7 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий наделен правом запрашивать необходимые сведения о должнике, его имущественных правах у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Конкурсный управляющий вправе запросить актуальную информацию об имуществе должника, законодатель не ограничивает конкурсного управляющего в объеме запрашиваемой информации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение ВАС РФ от 6 июня 2012 г. N ВАС-7243/12 по делу N А14-3797/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Конкурсный управляющий обязан принимать меры по сохранности имущества должника.

Поскольку конкурсное производство является ликвидационной процедурой, по окончании которой юридическое лицо ликвидируется, в обязанности конкурсного управляющего вменяется уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения процедуры решением арбитражного суда.

Конкурсный управляющий обязан взыскивать долги третьих лиц в пользу должника.

При установлении требований кредиторов в процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий при наличии оснований обязан заявлять возражения относительно предъявляемых к должнику требований, бездействие конкурсного управляющего при отсутствии оснований для возражений не может рассматриваться как неисполнение им своих обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: дело N А31-295/2006 Арбитражного суда Костромской области о признании несостоятельным ООО "Кредо-сервис".

В том случае, если ведение реестра не поручено реестродержателю, конкурсный управляющий обязан вести реестр требований кредиторов.

Конкурсный управляющий обязан передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив упорядоченные документы должника, подлежащие обязательному хранению.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИС. 2010. N 38.

Хранение документов акционерных обществ регулируется Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс // Российская газета. 2003. 26 авг. N 168.

При ликвидации негосударственных организаций в архив передаются архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки хранения которых не истекли согласно п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (в ред. от 4 октября 2014 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169; 2014. N 40 (ч. II). Ст. 5320.

Передача документов негосударственной организации на хранение в архив производится на основании договора, заключаемого конкурсным управляющим с архивами. Между конкурсными управляющими и архивными учреждениями возникают споры о возмездном оказании услуг по хранению документов; в случае если договор заключен, расходы возмещаются из конкурсной массы должника. Однако возможна передача документов и на безвозмездной основе <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 25 апреля 2012 г. N ВАС-4652/12 по делу N А05-3700/2011.

При заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, конкурсный управляющий обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов.

Конкурсный управляющий в целях реализации своих полномочий в процедуре конкурсного производства наделен правами, перечень которых установлен в п. 3 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В ходе конкурсного производства формируется конкурсная масса, имущество должника подлежит продаже. Конкурсный управляющий наделен правом распоряжения имуществом должника. При признании несостоятельным юридического лица распоряжение его имуществом производится конкурсным управляющим.

Поскольку должник признан несостоятельным (банкротом), не способным исполнить свои обязательства перед кредиторами, конкурсный управляющий наделен правом отказа от исполнения договоров и иных сделок в порядке, предусмотренном ст. 102 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Заявление отказа от исполнения обязательств должника не допускается для договоров о залоге имущества (п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58), а также в случае, если такой отказ препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Конкурсный управляющий в ходе процедуры конкурсного производства формирует конкурсную массу должника. С целью возврата имущества в конкурсную массу, т.е. с целью увеличения размера конкурсной массы, конкурсным управляющим могут быть оспорены заключенные должником сделки. Законодатель наделяет его правом подачи заявлений в суд о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий ничтожных сделок.

Кроме того, конкурсный управляющий вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в форме возмещения убытков руководителя должника при неисполнении им обязанности по организации хранения бухгалтерской документации и при отражении в ней неполной или недостоверной информации, которые влекут невозможность формирования конкурсной массы или ее формирование не в полном объеме согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <1>, контролирующих должника лиц, собственника имущества должника - унитарного предприятия, иных лиц, действовавших от имени должника.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 9127/12 по делу N А40-82872/10-70-400"Б" // СПС "КонсультантПлюс".

Конкурсный управляющий вправе предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц в целях возвращения его в конкурсную массу.

В процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий имеет право предъявлять требования о расторжении договоров, а также вправе совершать иные действия, направленные на возврат имущества должника, например предъявлять иски о признании права собственности и др.

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего

Согласно ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" деятельность конкурсного управляющего контролируется арбитражным судом и органами сообщества кредиторов.

Конкурсный управляющий обязан представлять собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности.

Отчет о деятельности конкурсного управляющего должен быть составлен в соответствии с Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего. До разработки национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих федеральных стандартов применяются нормативные правовые акты Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> Решение ВАС РФ от 11 августа 2011 г. N ВАС-8861/11 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "е" пункта 5, подпункта "л" пункта 8 и пункта 12 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 209" (официально не опубликовано) // СПС "КонсультантПлюс".

Отчет должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Конкурсный управляющий представляет органам сообщества кредиторов информацию о финансовом состоянии должника и о его имуществе на момент введения конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию, состав которой определяется конкурсным управляющим, собранием (комитетом) кредиторов, арбитражным судом, не реже одного раза в три месяца, если иной срок не установлен собранием кредиторов.

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляет арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника. Арбитражному суду конкурсный управляющий представляет все сведения о конкурсном производстве, а также свой отчет (п. 3 ст. 143).

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" контроль за деятельностью своих членов осуществляют саморегулируемые организации арбитражных управляющих, которые вправе контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности.

Спорным является вопрос о государственном контроле (надзоре) за деятельностью арбитражного управляющего <1>. Согласно п. 2.1 ст. 27 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 31 декабря 2014 г.) <2> положения настоящего Закона не применяются к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих до 31 декабря 2009 г. Представляется, что деятельность арбитражных управляющих в связи с утратой ими статуса индивидуальных предпринимателей не является предметом государственного контроля (надзора) в рамках этого Закона.

--------------------------------

<1> См.: Аналитический доклад - 2010 "О состоянии системы государственного контроля в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249; Российская газета. 2014. 31 дек. N 299.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим органом.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих <1>.

--------------------------------

<1> Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6709; 2014. N 46. Ст. 6356; Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и о внесении изменений в Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2011 г. N 203, утв. Приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 г. N 549 // БНА ФОИС. 2012. N 12.

Предметом проверок является соблюдение саморегулируемой организацией требований законодательства, касающихся в том числе стандартов и правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемых организаций, а также осуществления этой организацией контроля за профессиональной деятельностью своих членов.

В п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 указывается, что в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ст. 28.1 КоАП РФ проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а в компетенцию регулирующего органа входит проверка деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Регулирующий орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего согласно ст. 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Освобождение конкурсного управляющего, его отстранение

Конкурсный управляющий может быть освобожден, а также отстранен от исполнения своих полномочий. Освобождение и отстранение конкурсного управляющего различаются прежде всего по основаниям.

Основания освобождения конкурсного управляющего установлены п. 1 ст. 144 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":

- по заявлению конкурсного управляющего;

- по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих в случае его выхода из саморегулируемой организации;

- в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

С заявлением о своем освобождении конкурсный управляющий вправе обратиться по любым мотивам. В п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих" <1> указывается о безусловном праве конкурсного управляющего на освобождение от исполнения обязанностей; даже если одновременно в производстве арбитражного суда имеется ходатайство о его отстранении, поданное конкурсным управляющим заявление подлежит рассмотрению в минимально короткий срок, поскольку невозможно принудительное осуществление возложенных на конкурсного управляющего обязанностей.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.

Основания отстранения конкурсного управляющего установлены в ст. 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":

- ходатайство собрания (комитета) кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей;

- удовлетворение арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, что нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь убытки должника или его кредиторов;

- выявление обстоятельств, препятствующих утверждению лица в качестве конкурсного управляющего, а также их возникновение после утверждения лица конкурсным управляющим.

Конкурсный управляющий отстраняется от исполнения обязанностей только в том случае, если он обнаружил свою неспособность к надлежащему ведению конкурсного производства независимо от его недобросовестных предшествующих действий или отсутствия необходимого опыта и если он допустил существенные нарушения, а его отстранение будет способствовать восстановлению нарушенных прав кредиторов и должника (п. п. 10, 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 150).

При наличии нескольких оснований для освобождения и (или) отстранения конкурсного управляющего от исполнения обязанностей арбитражный суд прежде всего рассматривает заявление конкурсного управляющего об освобождении, поскольку освобождение от исполнения обязанностей не препятствует рассмотрению жалоб на его действия (бездействие), или одновременно рассматривает жалобу лица, участвующего в деле о банкротстве, и его ходатайство об отстранении (п. п. 2, 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 150).

При выявлении обстоятельств, препятствующих утверждению физического лица конкурсным управляющим, в отсутствие ходатайства лиц, участвующих в деле, или собрания (комитета) кредиторов инициатором отстранения может выступить арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве), осуществляющий контроль за законностью утверждения арбитражных управляющих. Если с заявлением об отстранении обращается саморегулируемая организация арбитражных управляющих, в которой он утратил членство, то при этом необходимо учитывать, что переход в другую саморегулируемую организацию арбитражных управляющих сам по себе не может быть основанием его отстранения по требованию той саморегулируемой организации, членство в которой он утратил в связи с его исключением на основании нарушения им условий членства в саморегулируемой организации, если соблюдаются интересы лиц, участвующих в деле <1>.

--------------------------------

<1> Пункты 5, 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150.

Определение арбитражного суда об освобождении или отстранении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (п. 3 ст. 144, п. п. 2, 3 ст. 145) в течение 10 дней в суд апелляционной инстанции со дня их вынесения, а также в кассационной и надзорной инстанциях (п. 35.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Вознаграждение конкурсного управляющего не выплачивается с даты его освобождения от исполнения возложенных на него обязанностей (п. 4 ст. 20.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Отчет конкурсного управляющего о результатах

конкурсного производства

После завершения расчетов с кредиторами в конкурсном производстве или при прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника по основаниям, предусмотренным ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.

Отчет конкурсного управляющего должен быть составлен по Типовой форме <1>. В отчете конкурсного управляющего должны содержаться следующие сведения <2>:

--------------------------------

<1> Приказ Минюста России от 14 августа 2003 г. N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (приложение N 5).

<2> Постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2015.

а) реквизиты основного счета должника;

б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника;

в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. Все платежи в период конкурсного производства должны быть произведены только в безналичном порядке, на проведение расчетов наличными денежными средствами установлен запрет <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 7 июля 2008 г. N А64-5494/07-15 // СПС "КонсультантПлюс".

В отчете должны содержаться сведения о лицах, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, а также информация о жалобах на действия (бездействие) конкурсного управляющего.

К отчету конкурсного управляющего должны быть приложены:

- документы, подтверждающие продажу имущества должника;

- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;

- документы, подтверждающие представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений об индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

О направлении отчета арбитражному суду конкурсный управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы (п. 3 ст. 147).

Завершение конкурсного производства

Отчет конкурсного управляющего рассматривается арбитражным судом. После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит постановление о завершении конкурсного производства.

Если требования всех кредиторов в соответствии с реестром требований были погашены собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом, то по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит постановление о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 4 ст. 125, п. 1 ст. 149).

Определение о завершении конкурсного производства вступает в силу немедленно, оно может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его вынесения, а затем в кассационной и надзорной инстанциях (п. 35.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).

Арбитражный суд по истечении 30, но не позднее 60 дней с даты вынесения определения о завершении конкурсного производства направляет определение в Федеральную налоговую службу для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 149).

Регистрирующий орган вносит запись в реестр на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в течение пяти дней с даты представления определения арбитражного суда.

Конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника - юридического лица в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 149).

Разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в конкурсном производстве рассматриваются арбитражным судом до внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, а с момента внесения записи арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб (п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи в реестр (абз. 3 п. 3 ст. 149).

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает его исполнение (абз. 4 п. 3 ст. 149), а регистрирующий орган уведомляется о принятии жалобы, ему направляется судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы (абз. 5 п. 3 ст. 149).

С внесением записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ прекращается правоспособность должника - юридического лица, пересмотр судебных актов по делу о несостоятельности (банкротстве) невозможен <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение ВАС РФ от 5 мая 2011 г. N ВАС-11607/09 по делу N А12-286/1997 // СПС "КонсультантПлюс".

Возможность перехода к внешнему управлению

При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о возможности восстановления платежеспособности должника в конкурсном производстве, законом предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению при соблюдении условий, установленных ст. 146 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Возможность такого перехода обусловлена, во-первых, тем, что должник не подвергался ранее судебной санации, т.е. не применялись для восстановления платежеспособности должника процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления; во-вторых, появились основания для восстановления платежеспособности, в том числе подтвержденные данными финансового анализа; в-третьих, при условии наличия у должника имущества, необходимого для осуществления им самостоятельной хозяйственной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение ВАС РФ от 6 февраля 2013 г. N ВАС-457/13 по делу N А65-5637/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

Конкурсный управляющий при обнаружении признаков восстановления платежеспособности должника обязан созвать собрание кредиторов в течение месячного срока с момента обнаружения указанных обстоятельств (п. 1 ст. 146).

В соответствии со ст. ст. 12, 146 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вопрос о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению относится к исключительной компетенции собрания кредиторов <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определение ВАС РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-7972/12 по делу N А61-16/11 // СПС "КонсультантПлюс".

В собрании кредиторов участвуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не погашены к моменту проведения собрания кредиторов. Кредиторы, требования которых обеспечены залогом, не являются участниками собрания кредиторов, поскольку закон не наделяет их таким правом в конкурсном производстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: дело N А05-21919/2009 Арбитражного суда Архангельской области // arbitr.ru.

На рассмотрение собрания кредиторов выносится вопрос об обращении с ходатайством в арбитражный суд о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению, например, при наличии имущества у должника, оценочная стоимость которого превышает сумму задолженности по реестру требований кредиторов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение ВАС РФ от 19 марта 2013 г. N ВАС-2434/13 по делу N А56-70676/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Собрание кредиторов принимает решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о переходе к внешнему управлению большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований и не погашены на день проведения общего собрания кредиторов.

Арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего (абз. 1 п. 5 ст. 53).

Наши рекомендации