Анализ прибыли предприятия
Показатели прибыли первичные абсолютные показатели, отражающие финансовые результаты работы предприятия.
Для анализа динамики прибыли рекомендуется на основе формы № 2 составлять аналитическую таблицу, которая позволяет:
исследовать изменение каждого показателя прибыли;
изучить структуру прибыли и ее изменение;
исследовать влияние факторов на прибыль.
Используемая в отчете о прибылях и убытках многоступенчатая форма расчета показателей прибыли позволяет достаточно эффективно выявлять факторы, влияющие на ее размер, определять резервы снижения себестоимости и увеличения прибыли.
Таблица 9 - Показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов
Показатель | Состав доходов и расходов, тыс. руб. | Структура доходов и расходов, % | ||||
Предыдущий год | Отчётный год | Изменение (+,-) | Предыдущий год | Отчётный год | Изменение (+,-) | |
А | ||||||
1.Доходы – всего в том числе: | 100,0 | 100,0 | – | |||
1.1. выручка от продаж | ||||||
1.2. Проценты к получению | ||||||
1.3. Доходы от участия в других организациях | ||||||
1.4. Прочие доходы | ||||||
2. Расходы – всего в том числе: | 100,0 | 100,0 | – | |||
2.1. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | ||||||
2.2. Коммерческие расходы | ||||||
2.3. Управлен ческие расходы | ||||||
2.4. проценты к уплате | ||||||
2.5. Прочие расходы | ||||||
2.6. Налог на прибыль | ||||||
3. Коэффициент соотношения доходов и расходов организации | Х | Х | Х |
Таблица 11- Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности
Показатель | Состав расходов, тыс. руб. | Структура расходов, % | ||||
Предыдущий год | Отчётный год | Изменение (+,-) | Предыдущий год | Отчётный год | Изменение (+,-) | |
А | ||||||
1.Материаль ные расходы | ||||||
2. Расходы на оплату труда с отчислениями | ||||||
3. Аморти зация | ||||||
4. Прочие расходы | ||||||
5. Итого расходов по обычным видам деятельности | 100,0 | 100,0 | – | |||
6. Выручка от продаж | Х | Х | Х | |||
7. Расходы на 1 руб. выручки от продаж, коэф. | Х | Х | Х | |||
8. Прибыль от продаж | Х | Х | Х | |||
9. Рента бельность расходов, % | Х | Х | Х |
Расчёт и анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности производные от прибыли относительные показатели, более полно характеризующие окончательные результаты хозяйствования, так как показывают соотношение прибыли (эффекта) с наличным использованием использованных ресурсов.
Рентабельность – это одна из базовых экономических категорий, являющаяся наряду с абсолютным размером прибыли показателем эффективности работы предприятия.
Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показателей рентабельности много и для удобства пользования их обычно объединяют в группы:
1.Показатели рентабельности издержек (продукции, производственной деятельности);
2.Показатели рентабельности продаж (оборота);
3.Показатели рентабельности (доходности) капитала предприятия в целом и его элементов;
4.Показатели рентабельности инвестиционных проектов.
В основе расчета показателей рентабельности всегда лежит отношение в числителе которого фигурирует прибыль (любая ее разновидность, отраженная в отчете о прибылях и убытках).
Рентабельность издержек (R изд) = (Прибыль : Полная себестоимость проданной продукции) х 100%.
Она показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (R прод) = (Прибыль : Выручка от продаж) х 100%
Она характеризует эффективность предпринимательской деятельности, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля продаж.
Рентабельность капитала = (Прибыль: Среднегодовая стоимость всего капитала предприятия или его составляющих) х 100%
Это общая формула определения доходности (рентабельности) капитала. Её можно конкретизировать.
Рентабельность активов предприятия = (Чистая прибыль: Средняя величина активов предприятия за отчетный период) х 100% ;
Рентабельность внеоборотных активов = (Чистая прибыль: Средняя величина внеоборотных активов предприятия) х 100%;
Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль : Средняя величина собственного капитала) х 100% и так далее.
В процессе анализа следует изучить динамику интересуемых аналитика показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, факторный анализ рентабельности.
Таблица 12 - Показатели рентабельности организации, (%)
Показатели | Базис- ный год | Отчет- ный год | Измене- ние (+;-) |
1.Рентабельность капитала | |||
2. Рентабельность собственного капитала | |||
3. Рентабельность продаж | |||
4. Рентабельность продукции | |||
5. Рентабельность основных фондов | |||
6. Рентабельность оборотных средств |