Государственное регулирование финансового рынка, его тенденции в Республике Беларусь

Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

· регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

· формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

· выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

С теоретической точки зрения государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность финансово-экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

Институциональным элементом экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

Рынок ценных бумаг и его значение. Виды и функции рынков ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг с позиции экономического содержания представляет собой систему экономических отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми посредниками, органами регулирования и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг представляет собой сложную систему, поэтому может быть охарактеризован не только с точки зрения экономического содержания, но и с позиции функционального и институционального формирования.

Так, если рассматривать данный рынок как функциональную структуру, то его можно определить как организационную форму купли-продажи ценных бумаг, обеспечивающую перераспределительные процессы в финансовой сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал, трансформацию сбережений в инвестиции.

Степень значимости сегмента рынка ценных бумаг в составе финансового рынка можно рассматривать с одной стороны, с позиции привлечения денежных средств, с другой, - с позиции их использования.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые условно можно объединить в две группы: общерыночные и специфические. Общерыночные – это функции, присущие любому рынку, в том числе и рынку ценных бумаг, но с учетом особенностей своего объекта (товара), состава участников, решаемых задач. Специфические функции способен выполнять только рынок ценных бумаг благодаря уникальности ценной бумаги как товара с особым набором ее потребительских свойств, возможностей служить в качестве объекта инвестирования, способа привлечения ресурсов, инструмента хеджирования.

К общерыночным функциям относятся:

Ценобразующая. На рынке встречается большое количество продавцов и покупателей ценных бумаг, в результате чего возникает спрос и предложение. Рынок обеспечивает сбалансированность спроса и предложения путем формирования равновесной цены.

Коммерческая. Данная функция заключается в возможности получения прибыли от операций на данном рынке. Причем, какие бы изначально задачи не ставил перед собой каждый из участников рынка, конечной целью каждого из них является прирост капитала.

Регулирующая. Означает возможность регулирования посредством конкретных фондовых операций различных общественных процессов, макроэкономических показателей. Так, путем проведения операций с государственными ценными бумагами регулируются такие важнейшие показатели денежно-кредитной сферы, как объем денежной массы в обращении, уровень ликвидности банковской системы. Тем самым обеспечивается устойчивость денежного оборота, сдерживаются темпы инфляции. Органы государственной власти оказывают опосредованное влияние на уровень занятости населения, степень деловой активности субъектов экономики, и, как следствие, на темпы экономического роста.

Учетная. Проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) и на счетах депо всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг путем их аттестации и лицензирования, фиксации фондовых операций, оформленных с помощью протоколов торгов, договоров купли-продажи, залога, траста и т.д. Благодаря учетной функции государство может контролировать движение финансовых средств и ценных бумаг, деятельность участников рынка.

Информационная. Заключается в том, что рынок функционирует на принципах максимальной информационной открытости. Через его инфраструктуру до всех участников доводится информация об инструментах торговли, ценах, условиях торговли. Участники рынка, благодаря наличию информации могут судить не только об экономических показателях интересующих их субъектов, но и о деловой репутации, имидже и надежности.

Наши рекомендации