Вопрос 17. финансового-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Финансово-правовая норма – это установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов правоотношений и являющееся критерием оценки их поведения.

Классификация финансово-правовых норм:
1. В зависимости от функций права: регулятивные и охранительные;

  • Регулятивные – устанавливают правовые предписания, предоставляющие участникам финансовых правоотношений определенные права и возникающие из них обязанности, а также регулируют правила поведения участников в целом в сфере финансовой деятельности.
  • Охранительные – направлены на обеспечение эффективности функционирования финансовой системы государства


2. В зависимости от метода правового регулирования: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие (устанавливают права конкретных участников финансовых правоотношений);

  • Запрещающие – четко устанавливают правила поведения, которые не допускаются в финансовых отношениях.
  • Обязывающие – определяют круг обязательств участников финансовых отношений и предписывают в категоричной форме совершать определенные действия
  • Уполномочивающие – содержат дозволительные предписания определенным органам, должностным лицам)


3. В зависимости от роли выполнения в процессе правового регулирования:
а). Общие нормы (в обобщённом виде закрепляют отношения);
б). Специальные:
- Оперативные нормы (устанавливают порядок введения каких-либо кодексов, например);
- Коллизионные нормы (указывают действия при наличии альтернативы);
- Нормы-дефиниции и нормы-принципы;

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ (ст. 8 НК РФ - понятие налога и сбора; ст. 6 БК РФ - понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.).

В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 НК РФ - определяет основные начала законодательства о налогах и сборах).
4. По объёму действия: общие (1ая часть налогового кодекса) и специальные (2ая часть налогового кодекса);

Об­щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех, или иных отношений, а специальными - нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.
5. По территории действия: действуют на всей территории РФ (федеральные), только на территории субъектов, только на территории конкретного муниципального образования;
6. По предмету: материальные и процессуальные.

· Материальные – закрепляют денежное, материальное содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

· Процессуальные – устанавливают порядок применения и действия материальных норм, т.е. методы и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Особенности:

1) ФПН регулируют особый круг финансовых отношений, а именно: складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности

2) ФПН являются средством реализации публичных интересов, а не частных

3) Нестабильность ФПН

4) Наличие в составе ФПН норм расчета(представляют собой показатели, содержащие, выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития)

5) Возникают на основе НПА и редко возникают как фактические

. Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права..

7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми ус­танавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ).

8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права - управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использо­вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной).

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм позволя­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.

Наши рекомендации