Бюджетная классификация Российской Федерации: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ).

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.




Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникающие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственным гарантиям РФ; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

Порядок прекращения долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации рассматривается в статье 98.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принципы государственной долговой политики РФ: 1) замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; 2) развитие рынка государственных ценных бумаг; 3) использование государственных гарантий для ускорения экономического роста; 4) использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

В соответствии с принципами долговой политики в 2005-2006 годах РФ осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств. В январе 2005 года досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед МВФ. В июне 2006 года РФ полностьюпогасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов. Досрочное погашение внешнего долга способствует укреплению международного авторитета России, как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.

Государственная долговая политика Российской Федерации на 2007-2009 годы предусматривает снижение объемов государственного внешнего долга и постепенное замещение его внутренними заимствованиями.

В соответствии с долговой стратегией Российской Федерации на 2008-2010 годы предусмотрен существенный рост государственных заимствований. Планируемый рост заимствований связан с тем, что мы переходим к концепции дефицитного ненефтегазового дефицита, и объемы заимствований будут направляться на покрытие части этого ненефтегазового дефицита.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2008 год составлена с учетом активного участия Российской Федерации как акционера в деятельности международных финансовых организаций (МФО), направленного на обеспечение максимально эффективного использования преимуществ МФО в интересах Российской Федерации, и постепенного сокращения объема заимствований посредством использования новых механизмов финансирования проектов с участием МФО. Предусмотрено преимущественное финансирование проектов из федерального бюджета с соответствующим сокращением доли заемных средств, а также частичным замещением средств займов российским софинансированием. Минфин планирует в 2009 году использование займов МФО в сумме 510,6 млн. долл., а в 2010 году – в сумме 413,6 млн. долл. Привлечение и использование кредитов (займов) правительств иностранных государств, банков и фирм в 2009-2010 гг. не планируется.

В настоящее время происходит замещение долга, меняется его структура: если раньше в общем объеме государственного долга 80 % составлял внешний долг, то уже в 2008 году на внешний долг придется уже менее 50 % общего объема. В последующие годы тенденция увеличения доли внутреннего долга сохранится. Минфин был ограничен тем, что не было дефицита бюджета, сейчас он появляется, и объемы заимствований сразу увеличиваются.

Наши рекомендации