Перечень налогов, взимаемых в Российской Федерации

Система налогов — совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов. В настоящее время в налоговой системе РФ действует 13 налогов и сборов (в том числе 8 — федеральных, 3 — региональных, 2 — местных) и 4 специальных налоговых режима.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоговые платежи:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

6) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

7) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);

8) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам относятся три налоговых платежа:

1) транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть НК РФ введены следующие специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ);

5) патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог (гл. 31 НК РФ).

4.2 Корпоративное налоговое планирование

За рубежом отношение государства к налоговому планированию реализуется через различные концепции. Принято разграничивать понятие «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от налогов» и «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов («tax evasion») — это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.п. Именно элемент незаконного уменьшения обязательств позволяет разграничить понятия «уклонение от налогов» и «налоговое планирование». Обход налогов («tax avoidance») — ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Потребность в налоговом планировании возникает в зависимости от уровня налоговой нагрузки (доля налогов в выручке от реализации). При уровне нагрузки 10–30% потребность в налоговом планировании минимальная; при уровне 30–35% проводятся регулярные мероприятия; при уровне 55–80% жизненно необходимы регулярные (ежедневные) мероприятия, а свыше уровня 80% целесообразна смена сферы деятельности хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование — это законные способы оптимизации налогообложения хозяйствующего субъекта с учетом стратегии и тактики его экономического развития.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (рисунок 4.1), где «С» — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

Перечень налогов, взимаемых в Российской Федерации - student2.ru

Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящая условно из восьми укрупненных процедур.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

• источник платежа (статья расходов);

• бухгалтерская проводка;

• налогооблагаемая база;

• ставка налога;

• сроки уплаты;

• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

• льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле).

В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того как она будет заключена.

Далее выполняется такая цепочка действий:

3) подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию;

4) разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок;

5) выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок;

6) из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

7) оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

8) определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности.

С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании;

• создать систему налогового учета;

• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

Наши рекомендации