Организация оборотных средств на предприятии
Из множества направлений повышения эффективности определяющую роль играет организация оборотных средств, которая включает: • определение состава и структуры оборотных средств; • установление потребности в оборотных средствах; • выявление источников формирования оборотных средств; • распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование.
Порядок нормирования оборотных средств предприятий.
Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания производственного процесса) величины оборотных средств на предприятии. При плановой экономике каждому предприятию вышестоящая организация устанавливала общий норматив оборотных средств. В этих условиях предприятия были вынуждены контролировать эту величину. При планировании потребности в оборотных средствах применяются следующие методы нормирования: 1. Метод прямого счета; 2. Аналитический; 3. Коэффициентный; 4. Опытно-лабораторный; 5. Отчетно-статистический.
Источники формирования оборотных средств на предприятии.
Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств предприятия. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Недостаток оборотного капитала - тормозит ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия. Источниками формирования оборотных средств могут выступать: собственные средства; средства, приравненные к собственным; заемные средства; привлеченные средства.
Эффективность использования оборотных средств предприятия.
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения. Выделяют следующие показатели оборачиваемости оборотных средств: - коэффициент оборачиваемости; - продолжительность одного оборота; - коэффициент загрузки оборотных средств.
Общая характеристика расходов предприятия, источники их покрытия.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляют различные расходы, связанные с их текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельностью. Понятие «денежные расходы» значительно шире понятия «затраты». Расходы – уменьшение экономических выгод предприятия в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации. Затраты предприятия являются только частью денежных расходов, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции, приводящих в конечном итоге к получению экономических выгод. По экономическому содержанию, целевому назначению и источникам финансирования денежные расходы предприятия классифицируются на четыре группы. 1. Расходы по текущей деятельности. 2. Расходы по инвестиционной деятельности.
3. Расходы по финансовой деятельности. 4. Иные расходы. Выделяют следующие источники покрытия расходов:
Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов); привлеченные средства (иностранные инвестиции); заемные средства (кредит, лизинг, векселя); смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.
Понятие себестоимости продукции, ее классификация, состав затрат, образующих себестоимость.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Структура себестоимости по статьям калькуляции: – материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); – затраты на оплату труда; – отчисления на социальные нужды; – амортизация основных фондов и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности; – прочие затраты. Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:
Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;
Производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;
Полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.
Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Себестоимость продукции (работ, услуг) – важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализованной продукции и отдельных ее видов. Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство, являющейся важнейшим разделом бизнес-плана. Данные сметы затрат на производство являются основой для расчета прибыли предприятия на плановый год, его потребности в оборотных средствах и для других экономических расчетов. Однако смета затрат на производство не раскрывает уровень себестоимости и результат производства конкретного изделия в составе товарной продукции. Для их определения составляется второй финансовый расчет – калькуляция себестоимости продукции, где затраты группируются в разрезе калькуляционных статей, исходя из целевого назначения расходов. В смете затрат на производство и калькуляции себестоимости товарной продукции расчет затрат на производство осуществляется прямым методом путем их суммирования по элементам и статьям калькуляции. Этапы планирования затрат на производство и реализацию продукции: I этап. Планирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат); II этап. Определение общих затрат на весь планируемый объем выпуска продукции; III этап. Планирование затрат на объем реализуемой продукции.