Понятие рентабельности и методы определения

Для оценки эффективности функционирования торговых организаций, проведения сравнительного анализа недостаточно знать только абсолютную величину полученной прибыли, поскольку одна и та же величина прибыли может быть получена при задействовании разного объема ресурсов (основных и оборотных средств, трудовых ресурсов; единовременных и текущих). Для этих целей используется относительная ее величина, определяемая показателями рентабельности, т.е. отношением прибыли к объему ресурсов, затраченных на ее получение, или объемным показателем деятельности.

Рентабельными являются те торговые организации, которые в результате хозяйственной деятельности получают прибыль. Однако при оценке рентабельности важно знать сравнительные или предельные характеристики, обеспечивающие возможность оценки.

В настоящее время в качестве общепринятых показателей рентабельности используются следующие.

Рентабельность оборота – это отношение прибыли от реализации к объему товарооборота (розничного, оптового, валового), выраженное в процентах.

Пр

Ро = ---------- * 100;

Т

где Пр – прибыль от реализации,

Т- товарооборот.

Преимуществом этого показателя является тот факт, что он показывает непосредственную связь величины прибыли от объемов хозяйственной деятельности, уровня доходов и расходов. Недостатком данного показателя является отсутствие взаимосвязи между величиной прибыли и используемых для ее получения ресурсов.

Экономическая рентабельность – это отношение прибыли (общей или чистой) к объему вложенных организацией средств, выраженное в процентах. Данный показатель характеризует величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных средств.

П

Рэ = --------- -* 100;

ОФ+Об

где П – прибыль (общая или чистая),

ОФ- средняя за период сумма основных средств,

Об- средняя за период сумма оборотных средств.

Рентабельность основных средств – это отношение прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной). Показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль основных средств.

П

Роф = --------- * 100;

ОФ

где П – прибыль,

ОФ- средняя за период сумма основных средств

Рентабельность оборотных средств – это отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств. Показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль оборотных средств (собственных, заемных и привлеченных).

П

Роб = --------- * 100;

Об

где П – прибыль,

Об- средняя за период сумма оборотных средств.

Рентабельность реализованной продукции, товаров – это отношение прибыли от реализации к расходам на реализацию, выраженное в процентах. Характеризует величину прибыли, полученную на один рубль текущих затрат.

Пр

Ро = ---------- * 100;

Рр

где Пр – прибыль от реализации,

Рр- расходы на реализацию товаров.

Рентабельность затрат живого труда могут характеризовать два относительных показателя:

П

Рж = ---------- * 100;

ФЗП

где П – прибыль,

ФЗП- расходы на оплату труда.

Данный показатель характеризует величину прибыли, полученную с каждого рубля средств, израсходованных на оплату труда. Поскольку средства на оплату труда это есть стоимость рабочей силы, то в силу этого он и является мерой оценки эффективности затрат живого труда.

П

Рж/ч = ---------- ;

Ч

где П – прибыль,

Ч- среднесписочная численность работников.

Данный показатель условно можно отнести к показателям рентабельности, целесообразно его отнести к показателям прибыльности, поскольку он не соотносит прибыль с объемными или стоимостными показателями. Он характеризует величину прибыли, приходящуюся на одного работника.

Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к средней за период сумме собственного капитала организации и характеризует величину чистой прибыли, полученную с одного рубля собственных средств.

ЧП

Рс = ----------*100 ;

СК

где ЧП – чистая прибыль,

СК- средняя за период сумма собственного капитала.

Рентабельность вложенного капитала – это отношение прибыли (общей) к средней за период сумме вложенного капитала и характеризует прибыль, полученную с одного рубля вложенных средств.

П

Рв = ----------*100 ;

ВК

где П – прибыль,

ВК- средняя за период сумма вложенного капитала.

Показатель рентабельности вложенного капитала может служить индикатором привлекательности отрасли и организации при сравнении его с величиной банковского процента по депозитам сроком на пять лет как минимальной рентабельностью на вложенный капитал. Если величина показателя рентабельности вложенного капитала меньше банковского процента, то это означает, что вложение капитала в данную организацию или отрасль невыгодно или организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы.

В качестве показателя прибыльности используется также показатель маржи прибыли, который определяется отношением величины чистой прибыли к доходам от реализации, и характеризует долю чистой прибыли в доходах.

Ч П

Мп = ----------;

Др

где ЧП – чистая прибыль,

Др- доходы от реализации.

При характеристике рентабельности необходимо иметь в виду, что наряду с показателями рентабельности используется понятие прибыльности торговой деятельности. Понятие прибыльности шире понятия рентабельность. К показателям прибыльности относятся не только показатели рентабельности, но и относительные показатели, исчисляемые как отношение прибыли к различным параметрам, характеризующим потенциал организации (торговая, складская и общая площадь (прибыль/площадь), среднесписочная численность работников и количество торгово-оперативных работников (прибыль/численность) и др.). Кроме того, показатели прибыльности имеют качественную составляющую оценки помимо чисто количественных характеристик и значений. Если торговая организация по каким-либо объективным причинам в какой-то период не имеет прибыли, то показатели рентабельности не представляется возможным исчислить. Тогда для оценки результатов деятельности можно рассчитать показатели прибыльности и доходности, приняв за основу расчетов доходы от реализации товаров за минусом отчислений от их величины. Подобная оценка позволяет принять решение о возможности дальнейшего функционирования организации.

Наши рекомендации