Экзаменационный билет № 4
- Анализ показателей рентабельности.
2. Задача. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Задача
Факторный анализ рентабельности
Вид продукции | Средняя цена реализации, тыс. руб. | Себестоим. 1 тыс. штук, тыс. руб. | Рентабельность, % | Отклонение от плана | |||||||
Плановая | Условная | Фактическая | общее | За счет цены | За счет себестоимости | ||||||
План | факт | План | факт | ||||||||
A | |||||||||||
B | |||||||||||
C | |||||||||||
D |
Выполнить факторный анализ рентабельности способом цепных подстановок.
Ответы:
Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
• операционную (основную);
• инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);
• финансовую (получение и уплата дивидендов, процент ит. п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительна доходности:
• рентабельность продукции, работ, услуг;
• рентабельность производственных фондов;
• рентабельность всего имущества (всех активов);
• рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг;
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
• рентабельность реализации (оборота, продаж);
• рентабельность выпущенной продукции;
• рентабельность отдельных изделий.
Рентабельность реализации (оборота, продаж) Р продаж
определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (выраженным в процентах):
Р продаж =(П/Вр) х 100%.
Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказания услуг.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции (Ртв) определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):
Ртв = (Пв/Ств) х 100%.
Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.
Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:
• уровня продажных цен;
• уровня себестоимости продукции.
• Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год вычесть плановый уровень рентабельности отчетный год.
На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние следующие факторы:
Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции, работ, услуг. Для этого необходимо определить:
• рентабельность реализации за предыдущий год. Величину прибыли рассчитывают, исходя из объема, структуры цен и себестоимости предыдущего года.
• рентабельность реализации, рассчитанную при величине прибыли, которую рассчитывают, исходя из объема структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.
• Изменение себестоимости. Для этого необходимо определить рентабельность, исходя из себестоимости отчетного, предыдущего года, т. е. берутся объем и структура реализованной продукции отчетного года, себестоимость отчетного года, а цены предыдущего года, чтобы исключить влияния изменения цен
• Изменение уровня цен. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок по каждому виду продукции.
Показатели рентабельности характеризуют доходность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности — это показатели рентабельности капитала (активов). На основе данных показателей определят доходность и эффективность использования имущества.
Данная группа показателей определяется отношением прибыли к различным показателям авансированных средств: активов; инвестированного капитала (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); собственного капитала.
Рентабельность активов (имущества) (Ра.) определяется путем деления прибыли отчетного года (прибыли от реализации или чистой прибыли) на среднюю величину активов (среднегодовой итог баланса):
П /А х 100%,
где П — прибыль отчетного года;
А — среднегодовой итог баланса или средняя величина активов.
Сопоставление со среднегодовой суммой баланса различных видов прибыли позволяет определить влияние различных факторов.
Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельностью активов, исчисленной по прибыли до налогообложения, можно определить влияние на доходность налоговых отчислений.
Рентабельность собственных средств (Рсс) позволяет оценить эффективность использования инвестированных собственником средств, а следовательно, дает возможность сравнить ее с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Данный показатель характеризует величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Данный показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственных средств:
Рсс = Пч /Исс х 100%,
где Пч — чистая прибыль; И — среднегодовая стоимость собственных средств.
Рентабельность финансовых вложений показывает, какой размер доходов (дивидендов, процентов) получил хозяйствующий субъект на каждый рубль вложений в ценные бумаги других предприятий и от долевого участия.
Рентабельность финансовых вложений определяется отношением доходов от ценных бумаг и вложений к среднегодовой сумме финансовых вложений:
Рфв= Сумма доходов по ценным бумагам и вложений
Среднегодовая сумма финансовых вложений
На уменьшение уровня рентабельности вложений (Рфв) оказывают влияние:
• изменение рентабельности реализованной продукции;
• изменение оборачиваемости активов.
• Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Для определения резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг необходимо резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем реализации продукции (с учетом резервов его роста).
Для определения резервов роста прибыли за счет повышения качества необходимо изменение удельного веса каждой сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммировать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявленные резервы роста прибыли необходимо обобщить.
Задача
Факторный анализ рентабельности
Вид продукции | Средняя цена реализации, тыс. руб. | Себестоим. 1 тыс. штук, тыс. руб. | Рентабельность, % | Отклонение от плана | |||||||
Плановая | Условная | Фактическая | общее | За счет цены | За счет себестоимости | ||||||
План | факт | План | факт | ||||||||
A | 15,55 | -9,45 | +5,00 | -14,45 | |||||||
B | 19,14 | -0,86 | +2,00 | -2,86 | |||||||
C | 22,8 | 28,95 | 32,19 | +9,39 | +6,15 | +3,24 | |||||
D | 27,7 | 32,8 | 35,65 | +7,95 | +5,10 | +2,85 |
Рi=Ц-С/С
Рплан= Цплан-Сплан/Сплан=500-400/400*100=25%
Русл= Цфак-Сплан/Сплан=520-400/400*100=30%
Рфакт= Цфак-Сфакт/Сфакт=520-450/450*100=15,55%
План по уровню рентабельности продукции А, В не довыполнен, С и D – перевыполнен.