Классификация банков в рф

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РФ

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

· двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система коммерческих банков (КБ));

· централизованная монобанковская система;

· уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная резервная система США.

Рассмотрим структуру двухуровневой системы, установившейся в РФ. Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны. Он выполняет следующие функции:

· осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

·проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

· предоставление кредитов коммерческим банкам;

· выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;

· управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

· осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов КБ.

«Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся на территории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принят закон

СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов было предоставлено право создавать кооперативные банки). На сегодняшний день правовой основой функционирования российской банковской системы являются следующие нормативные акты: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности».

Современная банковская система России представляет собой двухуровневую систему. Первый уровень системы - Центральный банк РФ (Банк России), на втором уровне находятся банки и небанковские кредитные организации. Рассмотрим подробнее структуру современной российской банковской системы и основные различия между банками и небанковскими кредитными организациями.

На сегодняшний день банковская система России приобрела следующий вид: Центральный банк РФ (Банк России) Сберегательный банк; коммерческие банки; банки со смешанным российско-иностранным капиталом; иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов; союзы и ассоциации банков; иные кредитные учреждения.

Более общее представление о структуре российской банковской системы дает следующая таблица.

Классификация банков в РФ

Критерий классификации Виды банков Примечания
Форма собственности Государственные Частные Кооперативные Смешанные Представляющие разные формы собственности
Страновая принадлежность капитала Российские Иностранные Совместные С участием отечественного и иностранного капитала
Организационно-правовая форма Паевые (ООО) Акционерные (ЗАО, ОАО)  
Территориальный признак Региональные Межрегиональные Национальные Международные Заграничные Российские банки за границей
Степень независимости Самостоятельные Дочерние Сателлиты Уполномоченные Связанные Полностью зависимые Банки-агенты Участвующие в капитале друг друга
Характер деятельности Универсальные Специализированные  
Отраслевая специализация Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Строительные Торговые  
Функциональная специализация Инновационные Инвестиционные Сберегательные Ипотечные Биржевые Страховые  
    Продолжение таблицы 1
Способ происхождения Старые Новые Возникли на базе бывших спецбанков и отраслевых министерств
Масштаб деятельности Крупные Средние Мелкие  
Наличие филиалов С филиалами Безфилиальные  
Диверсификация капитала Однопрофильные Многопрофильные Занимающиеся только банковскими операциями Участвующие в капиталах небанковских организаций и предприятий

№ 22 – 4 Механизм и приемы государственного регулирования финансов хозяйствующего субъекта

Государственное регулирование финансов заключается в основном в стимулировании возникновения вот этих самых "третьих лиц" и формировании правил их поведения. Для этого вводятся единообразные правила учета финансов и финансовые нормативы как для всех вновь учреждаемых компаний, так и отдельные – для банков, инвестиционных компаний и пр., предусматривается лицензирование отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в области страховой и банковской деятельности.

Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.

Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так называемое "раскрытие информации" – процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т.п., т.е. эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:
· формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
· государственное регулирование цен естественных монополистов;
· защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
· проведение эффективной таможенной политики;
· содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
· содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует методы и прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
· предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по огра­ниченной номенклатуре товаров и услуг;
· финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
· государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
· мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего, в отношении малообеспеченных слоев населения;
· установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
· применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы.

Наши рекомендации