Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в ВТО
Внешняя торговля для большинства стран мира является главной формой внешнеэкономической деятельности.
Внешняя торговля государств – это торговые отношения между странами, состоящие из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, сырья, материалов. В своей совокупности она представляет собой международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. Российское законодательство трактует внешнеторговую деятельность как предпринимательскую в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Это соответствует общемировому подходу к понятию «внешняя торговля».К основным показателям внешней торговли относятся: 1) стоимостные и физические объемы, динамика экспорта и импорта, которые в сумме составляют внешнеторговый оборот; 2) торговый баланс (платежный баланс), условия торговли; 3) товарная структура; 4) географическая сегментация. Инструментарием развития внешней торговли служат: аукционы, подрядные торги (система обеспечения заказчику оптимальных сроков выполнения работ или оказания услуг, позволяющая привлечь конкурентоспособных международных подрядчиков); консигнационные операции (применяемая в мировой торговой практике форма комиссионной продажи товаров через посредника с предназначенных для этих целей консигнационных складов); международные ярмарки, международные промышленно-торговые выставки фьючерсные операции (фьючерс – срочный контакт, срочная сделка). Для успешного ведения внешней торговли важнейшее значение имеет конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг, которая обусловливается качеством и ценой, сроками поставки, условиями кредитования, формами расчетов и валютными условиями, особенностями организации внешнеторговой деятельности в стране – производителе товаров (услуг), системой продвижения товаров на внешние рынки. Внешняя торговля любой страны регулируется государством, которое использует такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, субсидирование экспорта и методы тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Договорно-правовой базой для ведения внешней торговли являются международные правовые нормы, многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, включая договоры купли-продажи, соглашения о платежах, кредитные соглашения и др.Отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы цен – мировых цен на товары. Отношения здесь строятся на основе закона стоимости, спроса и предложения. Экспортные и импортные операции осуществляются на основе внешнеторгового контракта, в котором фиксируются цены.
Роль финансов в развитии мировой торговли сводится к следующему: Во-первых, финансы непосредственно обслуживают экспортно-импортные операции внешней торговли; Во-вторых, функционируя в международной торговле, финансы оказывают влияние на экономические интересы ее участников и тем самым способствуют развитию внешней (международной) торговли; В-третьих, с помощью финансовых инструментов в международной торговле осуществляются расчеты по экспортно-импортным операциям, распределяется доход между участниками международных отношений; В-четвертых, роль финансов проявляется в том, что они выполняют контрольную функцию в исполнении международных торговых контрактов. Международная торговля между государствами растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда. Всемирная торговая организация (ВТО) – крупнейшая международная торговая организация мира, многосторонний торговый договор, определяющий права и обязательства правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО начала действовать с 1 янв. 1995 г. Организационная структура ВТО включает: Совет по торговле товарами; Совет по торговле услугами; Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Сформирован специальный орган для разрешения торговых споров. Для участия в этой организации стране требуется полностью привести свое законодательство в соответствие с положениями ее Устава. Членами ВТО являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. С 1993 г. ведутся переговоры о вступлении России в эту организацию. Основные цели ВТО: развитие международной торговли; обеспечение экономического развития путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеторговой сферы. Для достижения этих целей используются ряд принципов и норм. Важнейшие из них: недискриминация в торговле, которая предусматривает предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима; использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка; прогрессивное снижение таможенных тарифов; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров или в специально создаваемых третейских группах. Руководящий орган ВТО – конференция министров, проводимая 1 раз в 2 года. В промежутках между конференциями деятельностью ВТО руководит генеральный совет, который собирается не реже 1 раза в 3 недели. Текущими делами занимается Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Бюджет ВТО формируется из взносов стран-членов; взнос каждой страны пропорционален ее доле участия в международной торговле.
Правительством РФ ставится задача повышение доли России в мировой экономике с 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8 процента в 2015 году и 4,3 процента в 2020 году. СССР занимал долю в мировой экономике 4,5 – 5,0 % мирового ВВП.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: 1) получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; 2) доступ к международному механизму разрешения торговых споров; 3) создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; 4) расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; 5) создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; 6) участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; 7) улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Выгоды (финансовые) от присоединения России к ВТО: 1) Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами. 2) Россия может получить выход на новые рынки услуг. 3) Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли. 4) Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса. 5) Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.
Издержки вступления в ВТО: 1. Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена. 2. Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин. 3. Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится. 4. Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.