Правовое обеспечение международного лизинга
Формирование мирового лизингового рынка, включение в него нового сектора, представленного российскими предприятиями, организациями и кооперативами, получившими право непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности, все более настоятельно требует разрешения проблемы унификации правового регулирования лизинговых отношений. Четкая правовая определенность взаимоотношений, возникающих в практике осуществления внешних лизинговых сделок, не только должна сыграть позитивную роль в развитии международного лизинга, но и обогатить теорию и практику отечественного лизингового бизнеса.
Единообразное урегулирование вопросов лизинга, неодинаково трактуемых в правовых системах различных стран, предпринято в Конвенции о международной финансовой аренде, принятой в мае 1988 г. в Оттаве (Канада). Цель заключения Конвенции — уточнение основной терминологии по финансовой аренде (лизингу) и разработка норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех сторон лизинговой сделки. Исходя из поставленной цели основополагающей частью Конвенции стало описание сделок, характерные черты которых позволяют классифицировать их как лизинговые. В Конвенции выработаны и нашли отражение принципы, в соответствии с которыми хозяйственная сделка может быть отнесена к финансовой аренде, а именно:
будущий лизингополучатель самостоятельно в соответствии с собственной компетентностью подбирает себе поставщика и оборудование;
приобретение оборудования лизинговой компанией, т.е. купля-продажа объекта лизинга, осуществляется именно с целью последующей его сдачи в аренду, о чем уведомляется поставщик;
расчет лизинговых платежей базируется на принятых условиях амортизации.
Комментируя эту часть Конвенции с точки зрения отечественного опыта, отметим, что сложившееся в нашей стране понимание лизинга соответствует общепринятой в мировой практике трактовке лизинговых сделок. Вместе с тем Конвенция существенно уточняет и ограничивает сделки, подпадающие под определение лизинговых. Она исходит из классического лизинга, носящего трехсторонний характер. Из сферы действия Конвенции исключаются двухсторонние лизинговые сделки, получившие название "возвратный лизинг". Для нашей страны, исходя из сложившейся конъюнктуры и предложения на рынке лизинговых услуг, именно возвратный лизинг представляет, как уже отмечалось, особый интерес. Не регулируется Конвенцией и лизинг для удовлетворения личных потребностей. Но в СНГ данный вид лизинга практически и не используется (частный потребитель участвует только в краткосрочной аренде (прокате) бытовой техники и инвентаря).
В квалификационную характеристику финансовой аренды не включены право на покупку оборудования у лизингодателя, конкретный порядок расчета и выплаты лизинговых платежей.
Центральное место в Конвенции заняло уточнение объема имущественной ответственности лизингодателя, лизингополучателя и поставщика. Защита имущественных прав лизингодателя осуществляется исходя из того, что он является собственником передаваемого во временное пользование имущества.
В принятой Конвенции объем ответственности лизингодателя перед лизингополучателем ограничен размерами причиненного лизингополучателю ущерба, ставшего возможным вследствие некомпетентного вмешательства лизингодателя в выбор будущим пользователем поставщика или в определение спецификации объекта лизинга, если таковое имело место. Это конвенциальное положение не согласуется с юридической практикой ряда стран, в том числе и России, где ответственность очерчена более широкими рамками. Для преодоления данного противоречия Конвенцией предусмотрена возможность при присоединении к ней стран с более строгим режимом ответственности делать оговорку о применении норм своего национального права.
Для обеспечения прав собственника имущества на лизингополучателя налагается обязанность использовать объект лизинга в строго определенных в соглашении целях, поддерживать его в состоянии, в котором оно было предоставлено с учетом нормального морального и физического старения. Пользователь обязан своевременно и в полном объеме по согласованному графику производить лизинговые платежи. При нарушении лизингополучателем своих обязанностей собственник имущества вправе требовать получения причитающихся ему платежей и возмещения нанесенного из-за несоблюдения договора ущерба. В оговоренных в договоре случаях он может аннулировать соглашение.
Защищая имущественные права другой стороны — лизингополучателя, Конвенция возложила на собственника имущества всю полноту ответственности, если обнаружится, что какое-либо третье лицо обладает преимущественным по сравнению с пользователем правом на имущество. Исключение составляет случай, если это стало возможным и результате действий самого пользователя.
Для хозяйственной практики нашей страны особый интерес представляют зафиксированные в Конвенции правила о взаимоотношениях между партнерами по сделке в случае признания несостоятельности лизингополучателя.
В некоторых законодательных актах Российской Федерации предусмотрено право банка объявлять заемщиков неплатежеспособными (банкротами). Так, в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (1990 г.) заемщики — юридические лица, не выполняющие свои обязательства по своевременному возврату полученных от банков ссуд, могут быть признаны в установленном законодательством России порядке неплатежеспособными (банкротами) с опубликованием соответствующего извещения в печати. По предложению банка-кредитора к ниммогут быть приняты следующие меры:
реорганизация долга;
передача оперативного управления предприятием-заемщиком временной администрации, назначенной с участием банка-кредитора;
реорганизация предприятия-заемщика;
ликвидация предприятия-заемщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 марта 1993 г. в Российской Федерации введен в действие Закон РФ " О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Закон определяет условия и порядок объявлении предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Он создаст правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.
Однако в настоящее время в России правоотношения лизингодателя с пользователем имущества, объявленным неплатежеспособным, все-таки не получили исчерпывающего правового регулирования. Очевидно, что на имущество, собственником которого объявленный банкротом лизингополучатель не является, не может быть наложено взыскание. Лизинговый договор при банкротстве пользователя должен считаться аннулированным по его вине, а сам он должен полностью возместить лизингодателю убытки, возникшие из-за прерывания договора. Лизингодатель должен быть включен в число других контрагентов неплатежеспособного предприятия, по обязательствам которых предприятие-банкрот в установленной для него очередности должно произвести платежи.
В Конвенции констатируется общее положение, в котором подчеркивается возможность требования участниками сделки публичной регистрации имущественных прав лизингодателя на переданное во временное пользование имущество.
Конвенцией предусмотрено предоставление лизингополучателю перед лизингодателем прав, аналогичных правам покупателя перед продавцом при сделке купли-продажи. В соответствии с принятыми положениями пользователь имущества должен обладать правами требования, вытекающими из обязанностей поставщика по заключенному договору купли-продажи имущества. Тем самым по отношению к поставщику пользователь будет выступать как собственник, приобретающий имущество непосредственно, в то время как таковым на самом деле он не является. Это, однако, не означает, что он может самостоятельно без уведомления действительного собственника расторгать с поставщиками договор купли-продажи. В случае нарушения условий о поставке он может требовать через собственника или их безусловного соблюдения, или расторжения договора поставки между поставщиком и лизинговой компанией. Другие аспекты правовых взаимоотношений поставщика и пользователя имущества в нашей стране остаются практически не отрегулированными, пользователю отводится скорее пассивная, чем активная роль.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время правовые основы регулирования лизинговых отношений в России уже существуют. Однако всеобъемлющее правовое обеспечение лизинга (как внутреннего, так и внешнего) еще только предстоит создать. Внедрение лизинговых сделок в хозяйственную практику нашей страны требует подготовки и принятия Положения о лизинговых следках или Закона Российской Федерации "О лизинге".