Финансовая стратегия и финансовая политика предприятия
4.3 Система финансовых планов предприятия. Финансовый раздел бизнес-плана предприятия
4.4 Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
4.5 Бюджетное планирование. Виды финансовых бюджетов.
Прогнозирование бухгалтерского баланса методом процента от продаж
4.1 Сущность, цели и задачи финансового планирования
Корпоративное финансовое планирование- это финансовое планирование деятельности хозяйственных обществ.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Требования к корпоративному финансовому планированию отражены в нормативных актах, регламентирующих деятельность хозяйственных обществ, порядок эмиссии ценных бумаг, а также в стандартах корпоративного поведения.
Требования к системе корпоративного финансового планирования
Направления требований | Содержание требований |
требования к содержанию финансовой политики | финансовая политика должна включать дивидендную политику, учетную политику, инвестиционную политику, политику финансирования оборотных активов |
требования к составу финансовых планов | Финансовый план должен включать: план инвестиций; план денежных потоков; плановый баланс активов и пассивов; план доходов и расходов; план погашения кредитов |
требования к методологии финансового планирования | разработка многовариантных прогнозов, анализа риска выполнения разработанных планов. наличие практики уточнения прогнозов внутренний и внешней среды не реже чем один раз в квартал планирование действий на случай отрицательного влияний факторов внешней среды на результаты деятельности предприятия раскрытие плановой информации, не содержащей коммерческой тайны на веб-сайте в сети Интернет |
требования к организации финансового планирования | Совет директоров утверждает стратегию развития предприятия Совет директоров ежегодно утверждает финансово-хозяйственный план наличие практики отчетов о выполнении финансово-хозяйственного плана. |
Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же в определении необходимого объема финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала.
Задачами финансового планирования являются:
определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;
определение рациональной структуры и объема источников финансирования;
балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;
оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;
предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.
Финансовая стратегия и финансовая политика предприятия
Финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных финансовых целей предприятия и наиболее эффективных путей их достижения.
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.
Финансовая стратегия включает:
Стратегию формирования финансовых ресурсов;
Инвестиционную стратегию;
Стратегию обеспечения финансовой безопасности предприятия;
Стратегию повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия.
В процессе разработки финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия.
Финансовая политика – это документ, отражающий принципы и подходы к осуществлению финансовой деятельности предприятия.
В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по контрольным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности.
Выделяют краткосрочную и долгосрочную финансовую политику.
Краткосрочная финансовая политика включает:
Учетную и налоговую политику;
Политику управления оборотным капиталом;
Амортизационную политику;
Кредитную политику;
Ценовую политику.
Долгосрочная финансовая политикасостоит из дивидендной политики и инвестиционной политики.
Содержание финансовой политики предприятия
Направление политики | Содержание |
Дивидендная политика | 1. Принципы и правила выплаты дивидендов 2. Норма распределения чистой прибыли на дивиденды 3. Методика дивидендных выплат 4. Форма выплаты дивидендов |
Инвестиционная политика | 1. Принципы и правила инвестиционной деятельности 2. Приоритетные направления инвестирования 3. Требования к эффективности и риску инвестиционных проектов |
Учетная политика | 1. Принципы и правила ведения бухгалтерского учета 2. Порядок отражения в учете приобретения материалов 3. Метод оценки материально-производственных запасов отпущенных в производство Способ начисления амортизации Виды создаваемых резервов Порядок учета затрат на производство и формирования финансового результата |
Амортизационная политика | 1. Принципы и правила расчета амортизационных отчислений 2. Метод начисления амортизации для налогового и бухгалтерского учета 3. Подход к определению сроков полезного используемого имущества 4. Определение целесообразности переоценки амортизируемого имущества 5. Определение возможности использования поправочных коэффициентов к нормам амортизации 6. Лимит отнесения объектов к амортизируемому имущества |
Ценовая политика | 1. Принципы и правила формирования цен на продаваемую продукцию, работы и услуги 2. Характеристика эластичности спроса, сложившегося на рынке продукции 3. Подходы к определению уровня прибыли в цене продукции 4. Подходы к предоставлению скидок с цены |
Политика управления текущими активами и пассивами | 1. Принципы и правила управления текущими активами и пассивами 2. подход к формированию запас сырья и материалов 3. Подход к формированию запасов готовой продукции на складе 4. Подход к определению минимально необходимого остатка денежных средств и их эквивалентов 5. Предпочтения в выборе источников финансирования 6. Критерии выбора между получением отсрочки платежа и скидки с цены материалов |
Разработка финансовой стратегии осуществляется, как правило, коллегиально на высшем уровне управления и утверждается собственниками предприятия.
Формирование финансовой политики может носить многоуровневый характер. На крупном предприятии в разработке финансовой политики принимают участие главный бухгалтер, финансовый директор, генеральный директор и представители собственников.
Финансовые планы достаточно сложны как по структуре, так и по содержанию. Поэтому для их разработки требуются усилия различных подразделений предприятия (финансового отдела, планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения, сбытового отдела, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела капитального строительства, производственных подразделений и т.д.). Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические службы предприятия.
4.3 Система финансовых планов предприятия. Финансовый раздел бизнес-плана предприятия
Финансовый план – это документ, отражающий желаемые параметры доходов, расходов, финансового состояния, денежных поступлений и выплат объекта планирования и способы их достижения.
Содержание финансовых планов предприятия
Виды финансовых планов | Содержание | |||
Долгосрочные и среднесрочные финансовые планы | ||||
1.1 План прибылей и убытков | Плановые показатели на два, три и более лет, доходов, расходов и финансовых результатов организации | |||
1.2 План инвестиций | План на два, три и более лет направлений и размера капитальных вложений и других инвестиций, а так же источников их финансирования | |||
1.3 Плановый баланс активов и пассивов | План на два, три и более лет величины активов и пассивов предприятия по укрупненным статьям | |||
1.4 План денежных поступлений и выплат | План на два, три и более лет денежных поступлений и выплат по укрупненным статьям | |||
2. Годовые финансовые планы | ||||
2.1 План прибылей и убытков | Расчет финансовых результатов деятельности предприятия на плановый год с поквартальной или помесячной разбивкой | |||
2.2. Плановый баланс активов и пассивов | Размер статей актива и пассива баланса на конец планового года | |||
2.3 Плановый баланс денежных поступлений и выплат | Размер, источники денежных поступлений, размер и направления расходования денежных средств с поквартальной или помесячной разбивкой | |||
2.4. План инвестиций | Годовой план капитальных вложений и других инвестиций, а так же источников их финансирования | |||
3. Оперативные финансовые планы | ||||
3.1 Налоговый календарь (план налоговых платежей) | Размер и сроки налоговых платежей предприятия на предстоящий квартал (месяц) | |||
3.2. Платежный календарь (баланс денежных поступлений и выплат) | Месячный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме с разбивкой по декадам (пятидневкам, дням) | |||
3.3 Кредитный план | План по размерам и срокам платежей процентов за кредит и по выплатам основной суммы долга | |||
3.4. Кассовый план | План движения денежных средств через кассу предприятия с указанием конкретных сроков потребности в наличных деньгах | |||
Заключительным разделом любого бизнес-плана является финансовый раздел. Содержание данного раздела зависит от цели разработки бизнес-плана и его назначения.
Типовое содержание финансового раздела бизнес плана включает:
1. Прогноз объемов реализации;
2. План доходов и расходов;
3. Баланс денежных поступлений и выплат;
4. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия;
5. Анализ безубыточности, анализ чувствительности;
6. Стратегия финансирования.
Прогноз объемов реализации составляется на основе данных предыдущих разделов бизнес-плана. Он отражает плановые суммы реализации по каждому товару в денежном выражении. Прогноз объемов реализации, как правило, составляется на 3 года, для 1-го года с разбивкой по месяцам, для 2-го года с поквартальной разбивкой, для 3-го года в общей сумме за год.
Для расчетов конечных финансовых результатов составляется план доходов и расходов, на основе которого прогнозируется прибыль 1-го года помесячно, 2-го года поквартально и 3-го в целом на год.
Цель составления балансов денежных поступлений и выплат – добиться синхронности поступления денежных средств и их расходования. Путем составления данного баланса можно оценить, сколько и когда денежных средств необходимо вложить в бизнес и за счет каких источников будут получены необходимые денежные суммы.
Баланс активов и пассивов отражает состояние имущества предприятия и источников его формирования на определенную дату. Прогнозный баланс составляется как обычный бухгалтерский баланс, где указаны значения активов и пассивов на начало и конец планируемого периода, но с меньшей детализацией статей. При составлении баланса добиваются сбалансированности активов и пассивов, при этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.
Для оценки риска по проекту осуществляют анализ чувствительности. Для этого выбирают показатели, риск по которым высок и задавая пошаговое изменение данных показателей с определенным интервалом определяют влияние их изменений на другие финансовые показатели. Анализ безубыточности основан на расчете порога рентабельности проекта и запаса его финансовой прочности.
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана отражается стратегия финансирования проекта. В этой части даются ответы на следующие вопросы:
1. Сколько всего необходимо средств?
2. Откуда и в какой форме предполагается получить эти средства?
3. Когда можно ожидать полного возврата заемных средств и получение инвесторами доходов?
4. Каков размер дохода, получаемого инвесторами?
Особое внимание уделяется оценке экономической эффективности реализации проекта.
4.4 Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятии.
Методы финансового планирования – это совокупность приемов и способов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых финансовых документов.
Методы финансового планирования и прогнозирования условно можно разделить на три группы:
методы, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта специалистов;
формализованные методы;
Комбинированные.
К методам первой группы, используемым в финансовом планировании, относятся
метод экспертных оценок;
Метод «Дельфи»,
Метод сценариев.
Данные методы используются, когда специалисты не могут словесное описание поставленной задачи перевести в формальное или не имеют для этого соответствующих ресурсов.
Метод экспертных оценок предполагает получение искомой информации путем опроса и обработки особым способом мнений экспертов.
Метод экспертных оценок достаточно ценен в финансовом планировании, осуществляемом в нестабильной среде и используется при определении финансовой стратегии, направлений финансовой политики, оценке проектов финансовых планов, прогнозировании объемов продаж, индексов инфляции, курсов валют, объема затрат по новым проектам и т. д.
Сущность метода «Дельфи» заключается в получении информации путем последовательного индивидуального опроса экспертов и интеграционном сведении их мнений к единому. При этом проводится несколько туров опроса экспертов. Данный метод ориентирован на составление различного рода прогнозов, оценку вероятности осуществления того или иного события. Его использование наиболее актуально при разработке финансовой стратегии предприятия.
Метод сценариев основан на разработке и анализе документов, содержащих описание проблемы и предложения по ее решению. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит, как правило, результаты экономического и статистического анализа с предварительными выводами. Данный метод используется при формировании долгосрочных и среднесрочных прогнозов финансовых показателей, при формировании финансовой стратегии и финансовой политики предприятия.
Формализованные методы основаны на использовании математических, экономико-математических и графических методов и моделей.
К формализованным методам, используемым в финансовом планировании, относятся
метод прямого счета:
факторный метод;
метод пропорциональных зависимостей;
нормативный;
балансовый;
методы оптимизации;
статистические методы;
графические методы
Метод прямого счетапредполагает использование определенных неслучайных функциональных взаимосвязей между различными технико-экономическими и финансовыми показателями.
Для расчета планового показателя используется уравнение, имеющее следующий вид:
y = f* (X1,X2…Xn); (7.1)
где y – плановое значение искомого показателя;
X1,X2…Xn – плановые значения показателей, влияющие на искомый;
f - жестко детерминированная функциональная зависимость.
Например, для определения выручки (искомый показатель) необходимо перемножить влияющие на выручку показатели (объем реализации и цену)
Данный метод активно используется в годовом и оперативном финансовом планировании и является достаточно точным при условии надежности определения плановых значений показателей, влияющих на искомый.
Сущностью факторного метода является расчет финансовых показателей на основе изменения базового значения показателя под влиянием ряда факторов /32/.
Этапы планирования факторным методом
1. определяется базовое значение показателя (Уо);
2. определяются факторы, которые повлияют на изменение показателя в плановом периоде X1,X2…Xn,;
3. определяется форма зависимости показателя от выбранных факторов ( f* X1, f* X2… f* Xn);;
4. прогнозируются значения факторов в плановом периоде
5. оценивается изменение показателя У1, У2….Уn
6. рассчитывается плановое значение показателя
Уп = Уо + У1 + У2 +…. +Уn, (7.2)
Основу метода пропорциональных зависимостей составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей» /7/. В качестве базового показателя, чаще всего, используется либо выручка от реализации продукции, либо себестоимость.
Плановый показатель рассчитывается по формуле:
y = А*Х, (7.3)
где y – плановое значение искомого показателя;
Х – отчетное значение данного показателя;
А – индекс роста показателя принятого в качестве базового.
Данный метод получил широкое распространение в связи с тем, что позволяет осуществлять планирование при крайне ограниченной информации.
Сущностью нормативного метода является расчет финансовых показателей путем умножения норм на планируемую величину экономического показателя, относительно которого установлена норма /1/.
Плановый показатель рассчитывается по формуле:
y = Н*Х; (7.4)
где y – плановое значение искомого показателя;
Н – установленная норма;
Х – плановое значение показателя, относительно которого установлена норма.
Балансовый метод предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления и взаимной увязки поступлений и расходования финансовых ресурсов /32/. В финансовом планировании применяется стоимостный баланс, который разрабатывается в денежном выражении.
Балансовым методом осуществляют распределение финансовых ресурсов по направлениям использования, определяют потребность во внешнем финансировании.
Балансовая увязка имеет вид:
ОН + П = Р + ОК, (7.5)
где ОН – остаток средств на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств, руб.;
Р – расходование средств, руб.;
ОК - остаток средств на конец планового периода, руб.
Сущность метода оптимизации состоит в том, что плановое значение показателя определяется в результате решения оптимизационной задачи /33/.
Выбор оптимального варианта производится на основе принятого критерия выбора.
Такими критериями могут быть:
1) минимум приведенных затрат
2) максимум приведенной прибыли
3) максимум дохода на один рубль вложенного капитала;
4) минимум продолжительности одного оборота в днях, т.е. максимум скорости оборота капитала;
5) минимум финансового риска;
6) другие критерии (максимум уровня рентабельности т.п.)
Статистические методы используются, если не удается представить систему в виде детерминированных категорий, но возможно ее отображение с помощью случайных событий, которые описываются вероятностными характеристиками и статистическими закономерностями.
К разряду статистических методов, используемых в финансовом планировании относят методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей /7/.
Графические методы -методы определения плановых показателей в результате построения графиков. Например, графическим методом можно рассчитать объем производства и реализации продукции при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Ситуационное моделирование относится к комбинированным методам финансового планирования, так как для выбора ситуационных переменных и прогнозирования их значений используется интуиция и опыт специалистов, а зависимости между данными переменными описываются, как правило, формализованным языком.
В основе данного метода лежат модели, предназначенные для изучения влияния различных значений ситуационных переменных на искомые финансовые показатели /32/.
4.5 Бюджетное планирование. Виды финансовых бюджетов.
В настоящее время годовое и оперативное финансовое планирование тесно связано с процессом бюджетирования.
Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели /7/.
Бюджет– это, как правило, краткосрочный финансовый план, в котором отражены выраженные в стоимостных показателях доходы, затраты и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
К финансовым бюджетам предприятия относят:
Бюджет доходов и расходов;
Бюджет движения денежных средств;
Бюджет инвестиций;
Бюджетный баланс.
Бюджет доходов и расходовпредполагает сопоставление все доходы и расходы предприятия за бюджетный период с выделением наиболее важных ( критических) статей расходов и источников доходов. Основная задача данного бюджета – показать руководству компании эффективность хозяйственной деятельности за предстоящий период.