Факторный анализ рентабельности
Важным моментом в анализе является по факторный анализ отклонений прибыли, показателей рентабельности. Основным элементом прибыли или продаж является валовая прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продаж продукции и ее себестоимостью. Валовую прибыль (ВП) можно представить в следующем виде:
где Vi – объем реализованной продукции i -го вида;
Цi – цена продукции i -го вида;
Сi – себестоимость продукции i -го вида;
n – количество видов реализованной продукции.
Как видно из формулы валовая прибыль формируется под влиянием различных факторов: объема реализации, себестоимости продукции и структурных изменений в ассортименте продукции и др.
По факторный анализ валовой прибыли обычно производится по данным отчета о финансовых результатах за текущий и базовый периоды (месяц, квартал, полугодие, год). Такой анализ, т.е. сравнение и анализ отклонений фактических показателей с прошлым периодом – это признак пассивного консервативного подхода. Предпринимательская деятельность предполагает четкую формулировку целей и тенденций развития с тем, чтобы дать шанс на осуществление. Поэтому любая система управления должна базироваться на планировании, т.е. задании плановых показателей, с которыми сравниваются фактические результаты, на твердо установленные отчетные периоды.
Порядок анализа существенно зависит от принятой системы калькуляции. На рис. 11.1 и 11.2 представлены система калькуляции с полным распределением затрат и по переменным (маржинальным) затратам.
При анализе рентабельности важным моментом является оценка факторов, влияющих на рентабельность затрат, именно цены реализации и себестоимости продукции. Для этого составим следующую таблицу (Таблица 11.3)
Таблица 11.3
Расчет рентабельности объема продаж
Показатели | Базовый период | Отчетный период | Изменения +,- |
1. Выручка от реализации продукции (объем продаж) | +31446 | ||
2. Себестоимость реализованной продукции, включая сбытовые и управленческие расходы | 57220* | 80199** | +22979 |
3. Прибыль от реализации (1-2) | +8407 | ||
Рентабельность затрат, % (3:1*100) | 23,3 | 27,3 | +4,0 |
* 56582+256+385=57220
** 79436+305+458=80199
Расчет влияния указанных двух факторов приведем методом цепных подстановок.
1. Изменение рентабельности затрат за счет изменения выручки ( )
;
где Во и В1 – выручка соответственно в базовом и отчетном периодах,
Со и С1 – себестоимость соответственно в базовом и отчетном периодах.
2. Изменим рентабельность затрат за счет изменения себестоимости продукции ( )
;
.
3. Совокупное влияние двух факторов
Еще одним важным моментом при анализе рентабельности является изучение взаимосвязи между нормой прибыли от реализации и оборачиваемостью активов
,
где ROA – рентабельность активов, %;
П д.п.н. – прибыль до налогообложения и выплаты процентов;
- средняя стоимость активов за отчетный период;
В – выручка от реализации продукции.
Данные для взаимовлияния факторов представлены в таблице 11.4
Показатели | Базовый период | Отчетный период | Изменения +,- |
1. Выручка от реализации | +31446 | ||
2. Средняя стоимость активов | +25501 | ||
3. Прибыль до п. н. | +34651 | ||
4. Оборачиваемость активов (1:2) | 0,553 | 0,665 | +0,112 |
5. Рентабельность реализации (3:1), % | 21,5% | 48,8% | +27,3 |
6. Рентабельность активов (3:2), % | 11,8 | 32,5 | +20,7 |
1. Изменение рентабельности активов вследствие изменения их оборачиваемости
где DROA0 - изменение рентабельности активов вследствие изменения их оборачиваемости;
КА1 и КА0 – соответственно оборачиваемости активов в базовом и отчетном периодах;
RР – рентабельность реализации продукции.
Подставив данные из таблицы 11.4, получим:
2. Изменение рентабельности активов вследствие изменения рентабельности реализации
где: DROA Rp - Изменение рентабельности активов вследствие изменения рентабельности реализации продукции;
Rр0 и Rр1 – соответственно рентабельность реализации в базовом и отчетном периодах %,
3. Общее влияние двух факторов
Аналогичным образом можно делать по факторный анализ между оборачиваемостью инвестиций и нормой их рентабельности:
,
где: RИ – рентабельность инвестиций,
И – сумма инвестиций по балансу (собственный капитал и долгосрочные кредиты)
Широкое распространение получила модифицированная модель фирмы «Du Pont»:
,
где: ROE – рентабельность собственного капитала;
П – чистая прибыль, доступная к распределению;
В – выручка от реализации продукции;
А – сумма активов предприятия (баланс-нетто);
Е – собственный капитал.
Схематическое представление жестко детерминированной трехфакторной модели приведено на рис. 11.3.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов:
- рентабельности реализации продукции (П:В);
- ресурсоотдачи (оборачиваемости) (В:А);
- структуры капитала (А:Е), авансированного в данное предприятие.
Выделенные факторы в определенном смысле обобщают все стороны финансово-экономической деятельности предприятия, его статику и динамику, и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах; второй – актив баланса, и третий – пассив баланса.
|
|
Рис. 11.3 Схема трехфакторной модели фирмы «Du Pont»
Рассмотрим по факторный анализ рассматриваемого предприятия.
Для удобства расчета влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала все необходимые данные сведем в следующий вид (таблица 11.5).
Таблица 11.5
Факторные показатели в динамике
Показатель | Базовый период | Отчетный период | Изменения +,- |
1. Рентабельность реализации, % | +24,33 | ||
2. Ресурсоотдача | +0,112 | ||
3. Коэффициент финансовой зависимости | +0,02 | ||
4. ROE | +21,30 |
Для расчета влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала воспользуемся одним из наиболее простых приемов – метод абсолютных разниц.
1. Влияние на изменение собственного капитала изменения рентабельности реализации:
2. Изменение рентабельности собственного капитала вследствие изменения ресурсоотдачи:
3. Изменение рентабельности собственного капитала вследствие изменения долговой нагрузки:
Совокупное влияние всех трех факторов:
Примечание: 1. Несовпадение исключительно из-за округлений.
2. (0) и (1) – индексы возле показателей означают базовый (0) и отчетный (1)
периоды.