Региональная программа развития сельского хозяйства
Министерством сельского хозяйства Пермского края была разработана краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».
Цель программы:
· рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.
Задачи программы:
· обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса, и расширении рынков сбыта;
· устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала;
· повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота;
· развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как фактора повышения уровня доходов сельского населения;
· совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
Таблица 1. Общая стоимость программы
Источники финансирования за 2009-2012 г. | 2009, млн. руб. | 2010, млн. руб. | 2011, млн. руб. | 2012, млн. руб. | Итого, млн. руб. |
Федеральный бюджет | 708,0 | 701,0 | 659,4 | 713,5 | 2781,9 |
Краевой бюджет | 1409,0 | 1535,8 | 1660,2 | 1660,2 | 6265,2 |
в том числе фонд компенсаций | 206,7 | 127,7 | 153,1 | 155,5 | 643,0 |
Внебюджетные источники | 4734,2 | 6127,8 | 6503,4 | 6685,2 | 24050,6 |
Итого | 6851,2 | 8364,6 | 8823,0 | 9058,9 | 33097,7 |
Ожидаемые результаты реализации программы:
· индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 103,1%;
· индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников - 107,1%.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации доведена информация об объемах субсидий из федерального бюджета сельхозтоваропроизводителям Пермского края на компенсацию части затрат по страхованию. На 2009 год с учетом уровня бюджетной обеспеченности края сумма составляла 20 575 тыс. руб., что ниже уровня предыдущего года на 35,7%. Министерство сельского хозяйства края считает нецелесообразным использовать указанный вид федеральной бюджетной поддержки, так как в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы есть направления господдержки на более привлекательных для краевого бюджета и производителей условиях (например, по направлениям: выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, краткосрочным кредитам и займам, поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства и пр.).
В целом, для нашего края по всем направлениям господдержки на 2009 год из федерального бюджета была выделена сумма порядка 700 млн. руб. Необходимо отметить, что с 2009 года финансирование по федеральной Госпрограмме развития сельского хозяйства осуществлялась с учетом уровня бюджетной обеспеченности региона. Так как Пермский край является донором по отношению к другим регионам, то при расчетах объемов субсидий для края применялся понижающий коэффициент.
Для выстраивания эффективной стратегии по развитию сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства Пермского края разделило структуру занятых в сельском хозяйстве региона на три категории: «Бизнес», «Занятость» и «Самозанятость». В отношении каждого из этих направлений определена своя стратегия.
«Бизнес». В данную категорию входят эффективные рентабельные сельхозпредприятия Пермского края, сотрудники данных предприятий получают высокую заработную плату. На сегодняшний день в крае их порядка 80. Основная задача работы Министерства - стимулировать развитие эффективных предприятий, эффективных собственников. С этой целью в 2009 году был введен механизм бюджетной поддержки только тех предприятий, продуктивность которых не менее 75% от среднекраевого уровня (по молоку - это надои на корову, по картофелю - урожайность).
Стратегия в отношении предприятий категории «Бизнес» заключается в следующем:
· увеличение объемов господдержки эффективных сельскохозяйственных организаций;
· расширение «линейки» субсидируемых продуктов (мясо, а также другая продукция растениеводства помимо картофеля);
· внедрение многоуровневой «прогрессивной» системы субсидирования предприятий по эффективности.
Тем предприятиям, которые будут строить жилье своим сотрудникам, и участвовать в реализации проекта «Авгиевы конюшни» (переработка отходов сельского хозяйства в биогаз и удобрения) ставка финансирования будет повышена. Больше субсидий получат и эффективные предприятия, пожелавшие присоединить к себе соседние низкоэффективные предприятия категории «Занятость». Данная субсидия будет выдаваться предприятиям с эффективностью 1,5 «средних урожая». На настоящий момент Министерством проводится расчет условий и ставок субсидирования. Те средства, которые получат сельскохозяйственные предприятия в соответствии с требованиями порядков предоставления субсидий, они обязаны будут направить на инвестиционные цели, конечно, при обязательном софинансировании собственными средствами.
«Занятость». В данную категорию входят низкоэффективные сельскохозяйственные предприятия. В частности, по большинству из них рентабельность без учета субсидий отрицательная, а также низкая производительность труда. Основная задача совместной работы Министерства и органов муниципальной власти сводится к формированию отношения к аграрному производству как к бизнес-процессу. Это можно решить с помощью внешних инвесторов и новых собственников, готовых вложить свои средства, знания и опыт управленческой деятельности в развитие предприятия. Также формирование «класса эффективных собственников» возможно за счет определенной реорганизации предприятий и поиска внутренних резервов.
В рамках краевой целевой программы данным предприятиям оказывается текущая бюджетная поддержка (например, на минеральные удобрения). Вторая возможность трудоустройства высвобождаемых из низкоэффективных предприятий работников - «самозанятость» или способность заняться малым бизнесом.
«Самозанятость». В данную категорию входят владельцы крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств (ЛПХ). На сегодняшний день в крае насчитывается свыше 300 тысяч ЛПХ. Развитие малых форм хозяйствования и развитие целого класса предпринимателей на селе - приоритет аграрной политики края. Определенная часть инструментов их развития в 2009 году отработана на уровне Министерства сельского хозяйства. В их числе: конкурс инвестиционных проектов, конкурс начинающих предпринимателей (так называемых агрофраншиз). Однако данная работа обязательно должна реализовываться с прямым участием муниципалитетов, тем более что это их прямые полномочия.
В 2010 году Министерством сельского хозяйства края было внесено изменение в краевую целевую программу развития сельскохозяйственного производства - появилось новое мероприятие - «Конкурс муниципальных программ». По данному направлению краевой бюджет софинансировал муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие личных подсобных хозяйств, развитие малого предпринимательства на селе, создание сбытовой инфраструктуры.
Презентация предложенной стратегии вызвала живой интерес у всего состава Совета по вопросам АПК. Свое мнение об эффективности предлагаемых мероприятий высказали многие участники Совета: руководители сельскохозяйственных организаций, представители законодательной власти края, представители банков. В завершении заседания участники договорились дать окончательную оценку стратегии по развитию АПК и представить свои предложения на следующем заседании Совета, которое состоялось в феврале 2010 года.
Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса создан в Пермском крае 1 октября 2009 года. Основная цель работы Совета - периодическая оценка ситуации в агропромышленном комплексе региона и разработка стратегии развития отрасли. В состав Совета вошли чиновники краевой администрации, руководители ведущих сельхозпредприятий региона, депутаты Законодательного собрания Пермского края, представители научно-образовательной сферы и члены политической партии «Единая Россия».
По проведённым в работе исследованиям можно сделать вывод, что сельскохозяйственные организации Пермского края успешно развиваются «4»[4]
Заключение
Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повысить, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.
Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно рекомендовать:
· планирование закупок необходимых товаров;
· использование современных складов;
· совершенствование прогнозирования спроса;
· быструю доставку товаров покупателям (как оптовым, так и розничным).
Цель работы достигнута, задачи, поставленные в курсовой работе для достижения цели, выполнены. Наличие в достаточном объеме финансового обеспечения деятельности предприятия, эффективное использование финансовых ресурсов, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность.
В работе исследовано финансовое обеспечение деятельности предприятия, проведён анализ проблем и разработаны пути их решения.
Рассмотрены теоретические аспекты финансового обеспечения предприятия, его экономическая сущность, состав и особенности формирования финансов предприятия для осуществления производственной деятельности. Проведён анализ финансового обеспечения предприятия, дана характеристика источников финансирования. Разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.
Предметом исследования явилась государственная программа поддержки развития сельскохозяйственных организаций по Пермскому краю, финансовое обеспечение деятельности сельскохозяйственных организаций Пермского края.
В ходе исследования и написания курсовой работы, я узнал новые формы финансирования деятельности предприятий, такие как: форфейтинг, проектное финансирование; а также о государственной программе поддержки развития сельскохозяйственных организаций по Пермскому краю.
Список использованной литературы
1. Бланк И. А. «Основы финансового менеджмента» СПб., 2004г., изд: Эльга
2. Закон о Краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».
3. Куранова А. В. «Финансовый менеджмент» Москва, 2004г., изд: ГроссМедиа, 144 стр.
4. Леонтьев В. Е. . «Финансовый менеджмент» СПб., 2004г., изд: Знание, 520 стр.
5. Мезенцева Е. С. «Содержание государственного регулирования сельскохозяйственного производства».
6. Самсонов Н. Ф. «Финансовый менеджмент» Москва, 2004г., изд: ЮНИТИ-ДАНА, 415 стр.
7. Ходачник Г. Э. «Основы банковского дела» Москва, Академия, 2008 г.
8. Чечевицына Л. Н., Чечевицына Е. В. «Экономика предприятия»
9. Яблукова Р. З. «Финансовый менеджмент в вопросах и ответах» Москва, 2005г., изд: Велиби : Проспект, 256 стр.
10. http://otherreferats.allbest.ru/agriculture/00163434_0.html
[1] Подольский В.И. «Аудит», 2004, Москва, АКАДЕМИЯ, стр. 6
[2]Чечевицына Л.Н. Чечевицына Е.В. «Экономика организации», ФЕНИКС, 2008, стр. 338
[3] Ходачник Г.Э. «Основы банковского дела», «Академия»,2007, стр. 149.
[4]Портал малого бизнеса Пермского края http://g2b.perm.ru/article/show/20404