Ставка налога и метод обложения

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на ед измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавлив соответственно законами субъектов РФ, нормативн правов актами представительных органов местного самоупр в пределах, установленных НК.

В зависим от спос определения суммы налога выделяют:

1.равные ставки – для кажд налогоплат-ка устанавлив равная сумма налога;

2.твердые ставки – на кажд единицу налогооблож определен зафиксиров размер налога;

3.процентные ставки.

В зависим от степени изменяемости ставок различают: общие ставки – 13% (НДФЛ); повышенные ставки – 30 и 35%; пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общ ставке 18%).

В зависим от содержания различают ставки:

1.Маргинальные – представл налоговый оклад по данному налогу. (Напр, 200 х 13% : 100% = 26 руб.);

2.Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 : 200 х 100% = 13%);

3.Экономическая – определ как отнош уплаченного налога ко всему получ дох (26 : 268 х 100% = 9,7%, где 68 – налог вычеты).

Метод налогообложения – порядок изменен ставки налога в зависим от роста налоговой базы. В зависим от изменен величины налоговой базы различ:

-пропорциональные – нал ставка не измен при изменен налог базы;

-регрессивное – с ростом налог базы уменьш ставка налога;

-прогрессивное – с ростом налог базы растет ставка налога.

14. Налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам призн предусмотр НК преимущ, предоставл отдельным категор налогоплат-ов и плательщиков сборов, включая возможн не уплачивать налог или сбор либо уплачив их в меньшем размере. При этом налог льготы не могут носить индивид хар-р (ст. 56 НК). Налог льготы использ для сокращ размера налог обяз-ва налогоплат-ка и для отсрочки или рассрочки платежа (налогов или налоговый инвестиц-й кредит – бесплатно или на льготных условиях). Налогоплат-ик может отказ от использов льготы либо приостановить ее использов на один или несколько налог периодов.

Налоговые льготы подраздел на три вида:

1.Изъятия – это налог льготы, направл на выведение из под налогооблож отдельн предметов (объектов) налогооблож (НДС на религиозн литер);

2.Скидки (вычеты) – это льготы, направл на сокращ налоговой базы (налог вычеты по НДФЛ – стандартные. Соц, профессион, имущ);

3.Налоговые кредиты – льготы, направл на уменьш налоговой ставки или налогового оклада. Как правило, эти кредиты безвозвр и бесплатные. Существуют в виде вычета из налог оклада. Отсрочки или рассрочки уплаты налога, целевого (инвестиц) налогового кредита (ст. 64 НК).

Полное освобожд от уплаты налога на определ период назыв налоговыми каникулами.

15.Порядок и способы исчисления налога.Налогоплат-к самостоят исчисл сумму налога, подлежащ уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК). Напр: юр лица рассчит нал на приб орг-ий, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога м б возлож на третье лицо, выступающ в роли налогового агента. Напр: орг-ия перечисл в бюджет сумму НДФЛ. Исчисление налога м б возлож и на налоговый орган. Напр: для физ лиц налог органы определ сумму нал на их имущ и сумму земельного налога.

Исчисление налоговой базы (ст. 54 НК) осущ-ся:

1.Налогоплат-ми – орг-ми по итогам кажд налог периода на основании данных бух учета и на основе иных док-но подтвержденных данных;

2.ИП – по данным учета дох и расх и хоз операций;

3.Физ лица как налогоплат-ки – на основе получ сведений об облагаемых дох, а также данных собств-го учета облагаемых дох.

Сист налог учета организуется налогоплат-м самост, исходя из принципа последов-ти норм и правил налог учета.

Исчисление налога может осущ-ся:

-по некумулятивной сист (облож налоговой базы осущ-ся по частям) – НДС;

-по кумулятивной сист (исчисление налога произв-ся нарастающим итогом с начала периода) – НДФЛ;

-по глобальной сист – определ суммы платежа осущ-ся с совокупного дох независимо от источника дох налогоплат-ка;

-по шедулярной сист – разделение дох на его сост части (шедуры) в зависим от источника дох и обложение налогом каждой части по отдельности.

16.Порядок и способы уплаты налога.Порядок уплаты налога–это спос внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад–сумма, вносим плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основн элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Уплата налога произв налогоплат-ом, налоговым агентом или представителем разовой уплатой всей суммы налога либо в ином зак-но установл порядке в установл сроки в наличной или безнал форме (ст. 58 НК) через банк или госую организацию связи.

Сущ пять основных спос уплаты налога:

1.уплата налога по декларации – на налогоплат-ка возлаг обязанность представить в установл срок в налоговый офиц заявление о своих налоговых обяз-ах;

2.уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода (перечисл НДФЛ налоговым агентом);

3.кадастровый способ уплаты налога – налог взим на основе внешних признаков предполаг средней доходности имущ. В зависим от объектов обложения выдел домовой, земельный, промысловый, имущ-ый и прочие кадастры.

4.уплата налога в момент расходов доходов – хар-но для косвенного налогооблож, когда налог входит в цену товара (НДС, акцизы).

5.уплата налога в процессе потребл или использования имущ (движ и недвиж) – налог взим из дох налогоплат-ка ежегодно в установл порядке.

Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налогов и сборов устанавлив применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определ календарной датой или истечением периода времени, исчисляем годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, котор должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Поэтому в зависим от сроков уплаты выдел налоги срочные (напр: уплата гос пошлины) и периодично-календарные (декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые), напр: акцизы, НДС, налог на приб орг-ий, налог на имущ, НДФЛ.

Сумма налога не внесенная в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установл срока рассматрив как недоимка (ст. 57 НК).

В НК при этом отмечено:

1.Срок уплаты налога устанавлив и изменяется только актами зак-ва о налогах и сборах.

2.Изменен срока уплаты налога не отменяет действующ и не создает новой обяз-ти по уплате налога (ст. 61 НК).

18. Законодательство РФ о налогах и сборахсост из НК и принятых в соотв с ним ФЗ о налогах и сборах.

НК РФ устанавлив общие принц налогооблож, а также:

1.Виды нал и сборов, взимаемых в РФ;

2.Основания возникнов (изменения, прекращения) и порядок исполн обяз-ей по уплате нал и сборов;

3.Принц установл, введения в действие и прекращ действия ранее введенных нал и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4.Права и обяза налогоплат-в, налог органов и др. участников налог отнош;

5.Формы и методы налог контроля;

6.Ответств-ть за совершение налог правоотнош;

7.Порядок обжалов актов налог действий (бездействия) и их должностн лиц (ст. 1 НК);

Т.о, к отнош, котор регулир НК РФ, относ властные отнош по установл, введению и взиман налогов и сборов в РФ, а также отнош, возникающ в процессе осущ-ия налог контроля, обжалов актов налог органов, действий (бездействия) их должностн лиц и привлечения к отв-ти за совершение налог правонаруш (ст. 2 НК).

При этом отмечается, что:

1.Нал и сборы не могут иметь дискриминац хар-р и различно примен исходя из соц, расов, нац, религ и иных критериев.

2.Нал и сборы должны иметь эк-ое основан и не м б произвольн, препятствовать реализ гражданами конституц прав.

3.Не допуск устанавлив нал и сборы, нарушающ единое эк-ое пространство РФ, препятствующ свободному перемещ сырьевых и фин ресурсов, свободной экон деят-ти физ и юр лиц.

4.Ни на кого не м б возлож обязанность уплачив нал и сборы, не предусмотр настоящ НК РФ.

5.Все неустранимые сомнения, противореч и неясности актов зак-ва о нал и сборах толкуются в пользу налогоплат-ка (плательщ сборов) (ст. 3 НК).

Налог отнош не могут регулир-ся нормативно-правов актами, кот не входят в понятие «зак-во о нал и сборах (в частности, реш Правительства РФ и иных органов исполнит власти и местного самоупр)»; а также нормативно-правов актами других отраслей права: гражд, фин, бюдж и др.

Издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением могут только Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и таможенного дела, а также органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 4 НК).

19.Действие актов законодательства «О налогах и сборах» во времени.Регулир нормат правовых отнош в сфере налог зак-ва, возникнов прав и обяза, а также администрат отв-ти участников налог отнош связано с таким существенным фактором как время вступления в силу нормат-правового акта и временем прекращ его действия.

В соотв с Конституцией РФ все законы, любые нормат акты, затрагивающие права, свободы и обяз человека и гражданина д б офиц опублик в СМИ (Росс газета). Неопубликов нормативн акты не примен и не влекут прав последствий как не вступивш в силу.

Вступлен в силу актов налог зак-ва имеет свои особ-ти, определенные в ст. 5 НК. Акты зак-ва о нал и сборах вступают в силу не ранее, чем по истеч 1 мес со дня их офиц опублик и не ранее 1-го числа очередн налог периода по соответствующему налогу.

Акты зак-ва о сборах вступ в силу не ранее, чем по истечен 1 мес со дня их офиц опублик. НК РФ предусм также, что ФЗ, вносящ измен в НК РФ в части установл новых налогов или сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, след за годом их принятия, но не ранее 1 мес со дня их офиц опублик.

Акты, устанавлив новые налоги и сборы, повышающ налоговые ставки, размеры сборов, устанавлив или отягчающие отв-ть за наруш зак-ва о нал и сборах, устанавлив новые обяз-ти или другим образом ухудшающ положение налогоплат-в обратной силы не имеют.

Акты, устраняющ или смягчающ отв-ть за наруш зак-ва о нал и сборах, либо устанавлив дополнит гарантии защиты прав налогоплат-в, плательщ сборов, налог агентов, их представит имеют обратную силу.

Акты, отменяющ налоги и сборы, снижающ размеры налог ставок (сборов), устраняющ обяз-ти налогоплат-в или другим образом улучшающ правовое положение налогоплат-в могут иметь обратную силу, если это прямо предусм законом.

Прекращ действия нормат акта означ утрату им юр силы.

Нормат акт прекращ свое действие в результате:

1. Истеч срока, на котор он был принят

2. В результ прямой отмены этого акта

3. Принятие нового нормат акта равной или большей юрид силы, регулирующ тот же круг офиц неотмененный акт или его отдельн формы фактич утрачив силу в связи с изданием нового нормат акта, устанавливающ иной порядок правов регулиров.

20. Права и обязанности налоговых органов опред необходим исполнения возлож на них зак-ом задачи обеспеч своеврем-ть и полноту поступлен налогов и сборов в бюдж и бюдж гос внебюдж фондов.

Налог органы имеют право осущ контроль за: постановкой налогоплат-в на учет; правильн исчислен ими налогов и сборов; своевремен их уплаты; организацией у налогоплат-в учета и делопр-ва, связ с исчислением и уплатой налогов; устранением налогоплат-ом выявл в ходе проверки наруш налог зак-ва.

Осущ контроль налог органы вправе:

1.Произв пров ден док-в, бух книг, отчетов, смет, деклараций и иных док-в, связ с исчисл и уплатой налогов и сбор.

2.Получ- необходим объяснен, справки, сведения по вопр, возникш в ходе пров.

3.Изымать док, свидет-щие о сокрытии или заниж приб, если имеются достат основ предполаг, что они будут уничтож, сокрыты, исправл или заменены.

4.Обследов использ для извлечения дох или связ с содерж объекта налогооблож произв-ные, складские, торгов и иные помещ.

5.Требов от руковод и др. должн лиц проверяем предпр и от граждан устранен выявлен наруш налог зак-ва.

6.Приостанавлив операц по счетам налогоплат-в и налагать арест на имущ.

7.Взыскивать недоимки по нал и сборам.

8.Требов от банков док, подтверждающ исполнен нал и сборов.

9.Привлек для проведен налог контр спец-в, экспертов, переводч.

10.Контролир соотв-ие крупных расх физ лиц их дох.

11.Вызывать в кач-ве свидетелей лиц, кот м б известны какие-либо обстоят-ва, имеющ- знач для проведен налог контр.

Вступая в налог правоотнош с налогоплат-ми, налогорганы обязаны:

1.Соблюд зак-во о нал и сборах.

2.Осущ контр за соблюд зак-ва о нал и сборах, а также принят в соотв с ним нормат-прав актов.

3.Обеспечив своеврем-ть постановки на учет налогоплат-ка и включ его в гос реестр.

4.Выдав по заявлен- налогоплат-ка необходим док-ты для открытия расч, текущ и др. сч в кредитн учрежд.

5.Соблюдать налог тайну.

6.Осуществ возврат или зачитывать в счет очередных платежей излишне уплач суммы налога и неправильно взыскан суммы штрафов и пени.

7..Рассматрив заявления и жалобы налогоплат-ов и др. лиц.

8.Направл налогоплат-ку копии акта налог проверки и решен налог органа.

9.При выявлении обстоят-в, позволяющ предполагать факт наруш налог зак-ва, налог органы обязаны в течен 10 дн со дня выявл обст-тв направить мат-лы в соотв-щие органы для реш вопр о возбуждении угол дела.

Наши рекомендации