Стиль управления и распределение ответственности
Стиль управления в «ЕРСМ Сибири» определенно демократический. Руководители и подчиненные общаются на равных, задачи и требования к персоналу ставятся в основном в устной разговорной форме. В качестве методов управления для компании наиболее характерны социально- психологические. В подразделениях и между ними развито неформальное лидерство, в коллективе мягкий климат, основанный на дружеских и приятельских отношениях, в чем есть и свои отрицательные моменты, которые проявляются в рабочих моментах, требующих жесткости к тому или иному сотруднику, совершившему ошибку, поэтому целесообразно добавить элементы авторитарного стиля управления, сделать более четкими рамки формального общения. В принятии решений коллектив обладает высокой степенью активности, однако они должны достигать согласованности с решениями непосредственного руководства. Сферы принятия решений и ответственности за них в процессе работы над проектом в общем виде представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Распределение ответственности
Управляющий – директор по управлению проектами – Руководитель проекта | Проект-менеджер - Функциональные руководители | Участник проектной команды – Линейные менеджеры | |
Распределение основных зон ответственности | þ | ||
План достижения основных вех и распределение ответственности за проект | þ | ||
Распределение ресурсов | þ | þ | |
Отчет о достижении ключевых вех | þ | ||
Планирование работ | þ | þ | |
- Выбор сотрудника, который будет заниматься данной работой | þ | þ | |
- Определение продолжительности работ | þ | þ | |
- Определение начала и последовательности работ | þ | þ | |
- Выделение ресурсов | þ | þ | |
-Выделение основных сотрудников из базовой организации | þ | ||
- Выполнение работ | þ | þ | |
Отчет об исполнении работ | þ | þ |
В работе над продуктом организации, чем в данном случае является проект, руководство проекта – гипы занимаются организаторскими решениями и планированием – назначают исполнителей и распределяют ответственность, планируют основные вехи и использование ресурсов. Наибольшее количество задач находится в ведение функциональных руководителей, которые принимают решения и несут ответственность за проект от стадии распределения ресурсов до отчета об его исполнении. Линейные менеджеры отвечают за непосредственное выполнение работ, определение их сроков и последовательности, а также за отчет по итогам проделанных работ.
Эффективность принятых менеджерами решений в оперативной деятельности оценивается на основании текущих результатов и затрат времени и ресурсов на достижение этих результатов. Оценка эффективности управленческих решений топ- менеджмента находит отражение в показателях эффективности деятельности компании и ее благосостояния.
Управление маркетингом
Окружающая среда
Сегментацию рынка для ООО «ЕРСМ Сибири» можно провести по следующим направлениям.
1 Географическое: Южные и Центральные районы России, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка.
Предприятие имеет впечатляющие масштабы своей деятельности, охватывая российский рынок проектно- строительных услуг по всей протяженности страны. Большее число проектов реализуется в Восточной и Западной Сибири.
2 Отраслевое: электроэнергетика, гидроэнергетика, тепловая электроэнергетика, ПГС.
Основным направление работы является электроэнергетика, однако, компания стремительно набирается опыта работы и в других областях.
3 Статус заказчиков: федеральные сетевые компании. Область работы компании предполагает клиентскую базу, имеющую высокую государственную значимость и глобальные масштабы в рамках страны, это предприятия: ОАО «Федеральная сетевая Компания Единой Энергетической Системы» и ее филиалы, составляющие 80% контрактов «ЕРСМ Сибири», ОАО "МРСК Сибири", ОАО «Ритэк», ОАО «ЛУКОЙЛ», ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «РусГидро».
Своих поставщиков организация разделяет на две категории: поставщики оборудования и кадров. Оборудование «ЕРСМ Сибири» поставляют различные дилерские компании: ООО "Энергия", ООО "ПС-Электро", ООО «АИС», а также компании- производители: «ЗАО «ГК «Самара-Электрощит» и др. Большую ценность для организации имеют кадровые ресурсы, их состав нередко пополняется с помощью агентств и ВУЗов, а также «Рекомендаций». Отношения с поставщиками строятся на принципах надежности, доверительности, долгосрочного сотрудничества.
Выделяются три основных конкурента на уровне региона: «СибирьИнжиниринг», ООО «Стройторгсервис», ЗАО «Стройсервис».
Таблица 4.1 – Характеристика конкурентов
Предприятие- конкурент | |||
Параметры оценки | ООО «СибирьИнжиниринг» | ООО «Стройторгсервис» | ЗАО «Стройсервис» |
1Местоположение | Красноярск, ул. им. Академика Вавилова, 2ж | Красноярск ул. Маерчака, д. 53Г, офис 319 660048 | Кемерово, пр. Кузнецкий, 121 |
2 Опыт работы | 8 лет | 11 лет | 21 год |
3 Заказчики | ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО"МРСК Сибири", ОАО "Институт "Гидропроект", ОАО «Ванкорнефть» и др. | ОАО "ФСК ЕЭС", Муниципальное управление | ОАО "ФСК ЕЭС" ООО «Разрез «Березовский», ООО «Беловопромжелдортранс» |
Окончание таблицы 4.1 – Характеристика конкурентов
4 Сильные сторны | Внедрение НИОКР Уникальные разработки совместно с иностранными компаниями | Представление своих проектов на конкурсах и выставках, 3D- печать | 4 филиала и несколько компаний в составе |
5 Сферы влияния | Восточная Сибирь, Центральные районы России, Дальний восток. | Восточная Сибирь | Восточная Сибирь, Центральные районы России |
Характеристика конкурентов ООО «ЕРСМ Сибири» дает следующее представление о них. Все три компании значительно опытнее и действуют на российском рынке уже много лет, имеются общие сферы влияния. ООО «СибирьИнжиниринг» позиционируется как главный конкурент, так как данная организация работает тоже преимущественно в сфере энергетики и приходится делить общих заказчиков. Иронично, что 4 учредителя «ЕРСМ Сибири» бывшие управленцы компании «СибирьИнжиниринг».
Важным аспектом в деятельности организации являются ее взаимоотношения с денежно- кредитными и налогоконтролирующими учреждениями.
«ЕРСМ Сибири» взаимодействует с ООО «Экспобанк», ОАО КБ «КЕДР», ОАО «АльфА- Банк», Филиал банка «ВТБ», ЗАО «Банк Финам».
Взаимодействия с каждым банком имеют те или иные цели: получение кредита, расчетные операции, банковские гарантии. Получение банковских гарантий является одним из преимуществ «ЕРСМ Сибири», так как заказчики требуют обеспечение финансовой гарантии своих вложений. Как часть взаимодействия с банками - ежеквартальный мониторинг по запросу банка бухгалтерского баланса с расшифровкой по статьям и декларации налога на прибыль, а также годовой мониторинг отчета о деятельности в других банках, остатка на счетах, отчетность в ФНС.
Планирование деятельности предприятия
Смысл любой деятельности заключается в целях, для достижения которых она осуществляется. Коммерческим организациям свойственной иметь несколько целей разного характера и масштаба, осуществление которых достигается в текущей деятельности или ориентировано на долгосрочную перспективу. По своему характеру цели могут быть финансовые, производственные, организационные, рыночные, а также для их последовательного осуществления целесообразно проводить иерархию целей. Планирование деятельности строится в соответствии с заданными целями. «ЕРСМ Сибири» выделяет для себя следующее цели: «Разработка и внедрение современных технических решений, которые позволяют заказчикам сокращать затраты при эксплуатации оборудования и обеспечивать его надежную долговременную работу». «Получение выручки в размере 140 миллионов рублей в 2015 году».
Миссия – это самоопределение организации во внешней среде, смысл ее существования, как общественно полезного субъекта. В то же время миссию можно расценивать как глобальную установку направлений движения и развития организации, поэтому определение миссии может состоять из нескольких основных элементов: определение области конкуренции, стратегическое намерение или видение, компетентность персонала и конкурентные преимущества, основные заинтересованные группы. Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого.
«ЕРСМ Сибири» выдвигает следующую миссию: «Мы создаем новые энергосберегающие решения, делающие энергетику доступной и надежной, обеспечивая возможности развития человечества и уверенность в будущем».
Ее создание – результат сочетания следующих компонентов.
1. Потребители: индивидуальные пользователи.
2. Продукты\услуги: проектирование и инжиниринг, поставка оборудования и логистика, строительно-монтажные работы и пуско-наладочные работы (в областях энергетики, промышленности и гражданского строительства).
3. Рынки: фирма конкурирует на рынках России.
4. Технология: Строительство электро-энергетических объектов любой сложности под ключ, но и многие промышленно-гражданские объекты, в том числе проектирование и строительство под ключ жилых домов, складов и прочих промышленных объектов.
5. Самоопределение: конкурентное отличие и преимущество компании в предоставлении брендовых вещей по низким ценам с возможностью доставки на следующий день (по Москве и МО, Санкт-Петербургу и ЛО).
6. Общественный имидж: ключевой фактор успеха на рынке реализации энергетических проектов (опыт выполнения крупных проектов, а также квалификация).
7. Персонал: персонал рассматривается как наиболее ценный актив фирмы.
Таким образом, организация выделила для себя наиболее весомые компоненты внутренней и внешней среды и их значимость для себя, что в обобщенном виде преобразовалось в самоопределение в виде миссии.
Планирование деятельности предприятия строится на соответствии следующим принципам:
- ориентация на потребности заказчика;
- участие в аукционах на электронных торговых площадках - один из основных источников получения договоров. Постоянно осуществляется мониторинг торговых площадок и готовится документацию на конкурсы;
- качественно рассчитывать объем работ и стоимость выполнения проекта при определении минимальной цены;
- конкурировать по цене за счет низких накладных затрат;
- стратегические проекты при необходимости можно выигрывать с нулевой рентабельностью (как правило, это высокотехнологичные проекты);
- использовать накопленный опыт и базу знаний при выполнении серийных (похожих) проектов;
- строить отношения с контрагентами, нацеленные на долгосрочное сотрудничество и получение взаимовыгоды.
Свою успешность организация получат посредством сочетания таких ключевых факторов:
- репутация компании;
- финансовая устойчивость;
- команда квалифицированных кадров;
- опыт выполнения аналогичных видов работ.
Для анализа окружающей среды и выработки стратегии поведения компания использует такой инструмент, как модель «Пять сил Портера» (Рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 – «Пять сил Портера»
Согласно этой модели, конкурентная ситуация в отрасли для «ЕРСМ Сибири» следующая.
1. Угроза со стороны новых участников.
Рассмотрим, какие входные барьеры существуют в отрасли:
- для входа в отрасль необходимо получить разрешительные документы для выполнения работ (СРО);
- для реализации проектов необходимы значительные оборотные средства (оплата авансов, предоставление банковских гарантий и др.);
- имеются необходимые людские ресурсы – команда узко квалифицированных кадров;
- необходимые технологии находятся в свободном доступе;
- место расположения фирм не влияет на возможность выхода на рынок.
2. Власть поставщика.
Рассмотрим конкурентные силы поставщиков. Для этого охарактеризуем основных:
- большое количество поставщиков;
- продукция поставщиков дифференцирована;
- поставщики испытывают конкурентное давление со стороны других участников;
- конечные потребители являются важными клиентами для группы поставщиков;
- смена поставщика не вызовет значительных затрат для компании.
3. Власть потребителя.
Оценим, насколько сильна власть Заказчиков компании. Так как заказчиками являются крупные компании, такие как: ОАО «Федеральная сетевая Компания Единой Энергетической Системы» и ее филиалы, ОАО «Ритэк», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «РусГидро», и так как практически все являются государственными, компании приходится строго подстраиваться под их, зачастую, жесткие условия, особенно в вопросах финансирования.
4. Отраслевая конкуренция.
Соперничество между существующими на рынке игроками возрастает, так как:
- в отрасли большое число конкурентов (около 15 крупных, известных игроков и более 30 компаний поменьше). Крупные компании, примерно, равны по положению на отраслевом рынке;
- наблюдается рост рынка;
- высокая ценовая конкуренция;
- конкуренты используют примерно одинаковые стратегии, подходы к рынку;
- барьеры для входа и выхода средние.
5. Таким образом, можно сделать следующие выводы, относительно конкурентной среды отрасли, в которой функционирует компания:
- условия входа в отрасль таковы, что появление на рынке новых игроков – явление достаточно предсказуемое;
- кадры в данной сфере являются основным конкурентным преимуществом, важное значение имеет отлаженная работа с кадровыми агентствами и ВУЗами;
- существует явная зависимость от поставщиков оборудования, при осуществлении комплекса работ, однако риск потери поставщиков невелик;
- покупатели обладают очень мощной конкурентной силой;
- компания вынуждена работать по большей части на условиях потребителя;
- высокая степень конкуренции в отрасли заставляет находится в постоянной динамике и развитии в соответствии с техническими требованиями и нововведениями.
Оперативное планирование осуществляется посредством проведения директором по управлению проектами планерок с руководителями проектов. С лета 2015 г. в организацию внедряется отдел ПСУП – прикладных систем управления проектами, что позволяет автоматизировано осуществлять оперативный контроль жизненного цикла проекта.
В планировании своей финансовой деятельности предприятие отмечает важность соблюдения условия своевременности. Расписанный график платежей по месяцам исправно выполняется, постоянно проводится сверка показателей плана и факта, ведется реестр фактов, на основании которого дальнейшая деятельность корректируется.
Проектное управление