Финансово-правовые нормы и их особенности
В теории права правовой понимается общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, в письменной форме и охраняемое органами государства путем контроля за его соблюдением, и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушение [Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 250].
Действия субъектов финансовых отношений гарантируются и ставятся в определенные рамки финансово-правовой нормой, которая, определяя участников этих отношений, превращает их в носителей субъективных прав и обязанностей в финансовой сфере, которые устанавливаются этой нормой и гарантируются государственной защитой.
Создавая финансово-правовую норму, государство стремится не только оценить уже существующие отношения, действия участников этих отношений, но и сформировать предпосылки развития новых финансовых отношений. Само существование финансово-правовой нормы должно не только воздействовать на поведение субъектов, но и определять его цели, мотивы.
Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм, которые являются первичным, исходным элементом данной отрасли права. Финансово-правовая норма - это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Каждая норма финансового права обладает общими, характерными для любой правовой нормы, чертами, но, в то же время, имеет и характерные особенности. Нормы финансового права, являясь разновидностью правовых норм, обладают следующими общимипризнаками:
- установление нормы финансового осуществляется государством (официальное выражение воли государства). Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная финансово-правовая норма, она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения субъектов финансовых отношений;
- в силу установление финансово-правовой нормы государством, ее исполнение обеспечивается принудительной силой последнего. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя;
- норма финансового права предоставляет участникам финансовых отношений юридические права и возлагает на них субъективные обязанности, т.е. носит предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма финансового права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма финансового права предусматривает охраняемое и гарантиируемое государством возможность поведения (право), а для другой стороны – обеспечение угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность);
- норма финансового права, как и любая правовая норма – это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений. В ней даются общие, типичные варианты поведения субъектов финансового права, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе. Общий характер финансово-правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое существование всякий раз, когда наличествуют обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Во-вторых, общий характер нормы финансового права характеризуется персональной неконкретностью адресатов – она распространяет свое действие не на индивидуально определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками;
- финансово-правовая норма всегда закреплена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственным органом (признак формальной определенности). Этим признаком обусловлен тот факт, что нормы финансового права формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению Внутренняя определенность нормы налогового права проявляется в содержании, объеме права и обязанностей, четких указаниях на последствии ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая финансово-правовая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативном правовом акте.
Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками, во многом обусловленные теми особенностями, которые присущи финансовому праву как отрасли права:
- целевое назначение финансово-правовой нормы, обусловленное непосредственным регулированием определенной группы общественных отношений, складывающихся в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. они регулируют финансовую деятельность государства;
- императивный (повелительный) характер финансово-правовой нормы, так как она содержит, как правило, требование, адресованное в категорической форме и не допускающее его произвольного изменения, к субъектам финансовых отношений на совершение определенных активных действий. Императивный характер финансово-правовой нормы во многом предопределен методом правового регулирования финансового права (метод властных предписаний), который предполагает решение вопросов развития финансовой деятельности государства, как правило, путем издания властного предписания государством в лице специально уполномоченного органа;
- общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных, а не частных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают государство необходимыми финансовыми средствами для реализации различных социальных интересов. Основой государственного интереса является то, что без реализации предписаний финансово-правовой нормы будет исключена с финансовой точки зрения возможность обеспечения реализации государственных задач и функций. В то же время в государствах с высокоразвитой экономической и правовой системой действие финансово-правовых норм, которые исходят от обще-властного субъекта, направлено на создание необходимых экономико-правовых условий для частных субъектов, высокоэффективная деятельность которых и создает необходимые финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей общества;
- финансово-правовая норма имеет материальное обоснование. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из тех доходов, получение которых определяется уровнем развития экономики, который, в свою очередь, во многом предопределен проводимой в государстве экономической политикой;
- норма финансового права не имеет своего прототипа в общественной жизни. Как отмечает М.В. Карасева, в силу особенностей предмета финансового права финансовые, т.е. денежные отношения не существуют и не возникают сами по себе в чистом виде. Будучи объективно обусловлены общественными потребностями, которые детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., эти отношения проявляются не иначе как в формах, определенных государством [Карасева М.В. Понятие и особенности финансово-правовых норм // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 90].
- нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством внесения в него изменений и дополнений, которые являются производными от динамичных процессов развития национальной экономики. Финансовое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества. В данном случае речь идет о динамичности финансового законодательства, позволяющего достичь законодателем поставленных целей, придании ему способности изменяться самому в ответ на изменения общественной жизни. С другой стороны изменения финансового законодательства с формально-догматической (технико-юридической) точки зрения, когда в него постоянно вносятся изменения и дополнения, не отвечающие реалиям экономического развития, приводит зачастую не только к непониманию субъектами хозяйствования возложенных на него финансовых обязанностей, но и к созданию условий, которые неблагоприятно сказываются на его хозяйственной деятельности.
Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.
Проблема структуры нормы права является предметом дискуссий между правоведами. Одни авторы считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие придерживаются двучленной схемы. С.С. Алексеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Таким образом, логическая норма содержит три элемента, а норма-предписание – два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию [Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 40]. Общепризнано деление правовой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако некоторыми исследователями выделяются еще и дополнительные элементы. Например, А.С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду тех, на кого распространяется данная норма [Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование. М., 1987. С. 5]. Другие авторы говорят о большем количестве основных структурных элементов нормы права. Так, О.В. Берг считает возможным выделить пять таких элементов: гипотеза (условия, при которых применяется данная норма права); субъект (категория граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяются нормы права); характер (вид правомочий, которыми наделяется субъект нормы права); содержание (деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта нормы); санкция (юридическая ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении) [Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. № 4. С. 19]
Традиционно считается, что финансово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это фактические условия действия финансово-правовой нормы. В гипотезе финансово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в финансовой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия финансово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым, посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным участникам финансовых отношений, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени и другим конкретным жизненным обстоятельствам.
Диспозиция - часть финансово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники финансовых отношений. Диспозиция – это стержень нормы финансового права, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает свое выражение представительно-обязывающий характер нормы финансового права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать необходимой юридической предпосылкой финансовых правоотношений.
Санкция представляет собой структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения финансово-правовой нормы, определяющий меры юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.
Санкция всегда выражает реакцию государства в лице соответствующих органов на противоправное поведение граждан и организаций в финансовой сфере.
В теории права понятие «санкция» связано с так называемой «логической структурой» (теоретической моделью) правовой нормы, согласно которой каждая правовая норма имеет гипотезу, диспозицию и санкцию. Данная структура ориентирует правотворчество и практику применения закона на точное определение: кто, когда и к чему обязан, на что имеет, какие, за что и к кому применимы санкции [Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: Юридическая литература, М., 1981. С. 8].
В общетеоретическом плане понимание санкции имеет двоякое значение: 1) как элемент юридической нормы, содержащей меры государственного принуждения, применяемого в случае правонарушения; 2) как неблагоприятное последствие правонарушения, применяемое к правонарушителю компетентным государственным органом.
А.А. Мусаткина, подробно исследуя признаки финансово-правовых санкций, выделяет следующие специфические признаки:
- финансово-правовая санкция является структурной частью нормы финансового права;
- финансово-правовые санкции в основной своей массе связаны с воздействием на денежные фонды правонарушителя, и последствия их применения состоят в уменьшении этих фондов либо ограничении пользования денежными фондами;
- в финансово-правовых санкциях отражается специфика метода государственно-принудительного воздействия на общественные отношения, характерная только для финансового права;
- финансово-правовые санкции могут устанавливаться только на федеральном уровне и относятся к централизованным взысканиям;
- фактическим основанием применения финансово-правовых санкций выступает совершение финансовых правонарушений, которые подразделяются на налоговые, бюджетные, валютные, банковские и иные правонарушения;
- финансово-правовые санкции отличаются спецификой субъектов, их применяющих, спецификой процедуры применения, правил назначения, сроков давности, процедуры обжалования [Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых санкций // Финансовое право. 2004. № 1. С. 28].
Особенностью структуры финансово-правовой нормы является ее нетождественность статье финансово-правового акта, что предполагает размещение ее элементов в разных статьях одного нормативно-правового акта, либо разных нормативных правовых актах.