Классификация финансовых рынков
Финансовый рынок – сфера обращения финансовых инструментов. В свою очередь под финансовым инструментом понимается контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия[14]. Большинство финансовых инструментов представляют собой ценные бумаги, торговля которыми осуществляется на финансовом рынке. Главная функция финансового рынка заключается в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов.
Существуют различные подходы к классификации финансовых рынков. По виду обращающихся финансовых инструментов структура финансового рынка выглядит следующим образом (рис.1.3.).
Дадим краткую характеристику приведенных на схеме рынков.
На валютном рынке товаром являются объекты, имеющие валютную ценность (иностранная валюта; ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы и природные драгоценные камни).
Рынок золота – это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления.
На рынке капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты (со сроком обращения более одного года), а на денежном рынке – краткосрочные.
Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Рынок долевых ценных бумаг (акций) представлен собой сертификатами, подтверждающими право их владельца на владение собственностью, на долю в уставном капитале организации, на участие в распределении прибыли и, как правило, на участие в управлении этой организацией. Вопросы владения собственностью определяются законодательными актами, а также учредительными документами организации (общества). На рынке ссудного капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности (банковские ссуды и долгосрочные облигации).
В структуре рынка денежных средств различают несколько сегментов. На дисконтном рынке продаются и покупаются векселя. Он играет значительную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, так как обеспечивает равномерный приток денег в экономику. Операторами дисконтного рынка являются центральный и коммерческие банки. Важным сегментом денежного рынка является рынок межбанковских кредитов. На этом рынке коммерческие банки кредитуют друг друга. Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишка средств коммерческого банка на резервном счете в центральном банке сверх определенной законом величины обязательных резервов и в форме сделок «РЕПО». Сделка «РЕПО» представляет собой продажу ценных бумаг с условием обратного выкупа. Для проведения подобных сделок необходимыми предпосылками являются наличие развитого рынка государственных ценных бумаг и развитой системы бездокументарного оборота ценных бумаг, т.е. депозитарной формы. При осуществлении сделки «РЕПО» сторона, продающая ценные бумаги, получает денежные средства, которые могут быть использованы ею для различных целей: восполнения недостатка ликвидных средств, проведения активных операций на других сегментах финансового рынка (например, валютном), процентного арбитража (взятие кредита па один срок и предоставление его па иной срок под больший процент). При истечении срока соглашения должен быть осуществлен обратный выкуп ценных бумаг по цене, превышающей цену их продажи. Разница этих цен представляет процентный платеж за пользование денежными средствами. Выкуп должен быть осуществлен на фиксированную дату или в течение некоторого периода.
Рынок евровалют – это часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах. К евровалютам относятся валюты, переведенные на счета иностранных банков и используемые для операций во всех странах, включая страну-эмитента этой валюты[15]. Примером инструментов, обращающихся на рынках евровалют, являются синдицированные кредиты сроком от 3 до 6 месяцев, предоставляемые синдикатами банков из разных стран в одной из евровалют.
Депозитные сертификаты представляют собой свидетельства о крупных срочных вкладах в банках и являются ценной бумагой. Поскольку срок обращения депозитных сертификатов, как правило, не превышает один год, эти бумаги можно рассматривать как бумаги денежного рынка.
Рассмотрим, как развивается финансовый рынок в Республике Беларусь. За период, прошедший с начала экономических преобразований, в нашей стране создана достаточно развитая инфраструктура финансового рынка. Наработана значительная нормативно-правовая база по данным вопросам, создана и функционирует ОАО «Белорусская фондовая биржа». В текущем году суммарный оборот биржевых торгов на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» составил 11,3 трлн. рублей (в т.ч. валютный рынок – 6,5, фондовый – 4,8, срочный – 0,0002 трлн. рублей) и по сравнению с аналогичным периодом 2004г. увеличился на 24%. Тем не менее, в развитии основных сегментов финансового рынка еще имеется ряд нерешенных проблем.
Развитие рынка капитала – одна из основных задач финансовой политики нашей страны, так как именно он может решить проблему обеспечения доступа субъектов хозяйствования к инвестиционным ресурсам. В настоящее время главным сдерживающим фактором развития рынка банковских ссуд является высокая кредитная ставка, несмотря на тенденцию ее снижения в последние месяцы 2005г. Номинальная кредитная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам уменьшилась с 19,8% на начало года до 13,7% на 1 августа 2005г., по вновь выданным кредитам физическим лицам – соответственно с 16,3% до 13,4%. Реальная ставка по кредитам за первое полугодие 2005г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несколько снизилась и составила 10,7% годовых. Несмотря на это, большинством потенциальных заемщиков она оценивается как высокая. К числу основных факторов, препятствующих понижению ставок, мы можем отнести высокий уровень депозитных ставок и регулирование ставок по кредитам. Несмотря на снижение средних номинальных ставок по рублевым депозитам на срок до 1 года за 1 полугодие 2005г. с 16,7% до 10,4%, в Республике Беларусь они остаются наиболее высокими по сравнению с Россией и Украиной. Реальная депозитная ставка в рублях за первое полугодие 2005г. по сравнению с соответствующим периодом 2004г. несколько увеличилась и составила 7,7%. Что касается регулирования ставок по кредитам, то банкам в 2005г. рекомендовано ориентировать средние процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам в белорусских рублях на уровень среднемесячной базовой ставки рефинансирования с превышением не более чем на 3%. Регулирование ставок привело к распространению в банковской системе практики комиссионных вознаграждений, уровень которых может превосходить уровень процентных ставок. Это значительно увеличивает стоимость кредитов.
Что касается рынка долевых ценных бумаг, то по объему эмиссии рынок акций по-прежнему остается самым значительным сегментом фондового рынка и составляет по номинальной стоимости более 10 трлн. рублей, но на вторичном рынке они практически не обращаются. Следовательно, и рынок долговых ценных бумаг находится в зачаточном состоянии.
Рынок долговых ценных бумаг представлен в основном государственными ценными бумагами. В настоящее время это наиболее развитый сегмент рынка капитала. Льготирование доходов по операциям с ГЦБ и развитость вторичного рынка привели к тому, что объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Корпоративные облигации на рынке долговых ценных бумаг представлены разовыми эмиссиями облигаций строительными компаниями, и облигациями ОАО «СБ «Беларусбанк». Другие субъекты хозяйствования в настоящее время не привлекают инвестиционные ресурсы с помощью данного финансового инструмента. Основная причина сложившейся ситуации заключается в достаточно высокой ставке налогообложения доходов от операций с облигациями(40% для юридических лиц, по ставке подоходного налога – для физических лиц), что вызовет трудности при их размещении, а также с нерешенной проблемой отнесения издержек по выпуску облигационного займа на себестоимость продукции.
Рынок производных ценных бумаг в нашей стране находится в стадии становления. С середины 2004г. осуществляется торговля фьючерсами на доллар США и на евро и в настоящее время ничем примечательным себя не характеризует. По данным ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» за 1 полугодие 2005г. на нем было совершено 6 сделок на небольшие суммы, а всего с момента начала торгов – 12 сделок с оборотом в 1,25 млрд. рублей.
С 1 ноября 2005г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» вводит в обращение фьючерсные контракты на ставку переменного процентного (купонного) дохода по ГДО. Этот инструмент позволит участникам рынка ценных бумаг снизить риски, связанные с изменением процентных ставок по государственным облигациям, так как при размещении выпуска инвесторам известна процентная ставка только по первому купону ГДО. Приобретая долговой инструмент и одновременно продавая фьючерс на процентный доход, инвестор сможет застраховать себя от снижения доходности по ценной бумаге. Покупкой фьючерса можно зафиксировать цену облигации, которая будет куплена в будущем, и снизить риск роста цены из-за увеличения купонной ставки. По оценкам экспертов, спрос на этот финансовый инструмент будет невысоким, как и на фьючерсы на доллар и евро, так как в настоящее время ситуация в данных секторах финансового рынка страны является достаточно предсказуемой.
Обобщая сказанное выше, отметим, что дальнейшие пути развития финансовой системы Республики Беларусь связаны с осуществлением мероприятий по следующим направлениям:
· развитием конкурентной среды в системе финансовых посредников; льготным налогообложением финансовых операций;
· наращиванием ресурсной базы финансовой системы страны, том числе и путем привлечения в нее иностранного капитала;
· обеспечением стабильности законодательства в финансовой сфере.
Цели, задачи и содержание финансовой политики
В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Существующие подходы можно разделить на три группы. Сторонники первого подхода придерживаются мнения, что основная цель финансовой политики государства – создание условий для осуществления его функций. Финансово-кредитный энциклопедический словарь рассматривает данное понятие как «совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач»[16]. Такой же позиции придерживаются большинство белорусских экономистов. Например, авторы учебного пособия «Теория финансов» под редакцией Н.Е.Заяц и М.К.Фисенко дают следующее определение: «Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития»[17]. Коллектив авторов во главе с Г.К.Мультаном определяет финансовую политику как «выработанные государством стратегию и тактику организации форм финансовых отношений, предназначенных для успешного выполнения собственных функций»[18], а авторы учебного пособия «Финансы и кредит» под редакцией М.И.Плотницкого – как «целенаправленную деятельность государства, связанную с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач»[19].
Авторы, придерживающиеся другого подхода, исходят из того, что функции и задачи государства видоизменяются, а многие вопросы, связанные с масштабами и направлениями государственного регулирования экономики, до сих пор остаются дискуссионными. Они исходят из того, что финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти. Например, В.В.Ковалев определяет государственную финансовую политику«как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны»[20]. Исходя из этого определения, главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Более общий взгляд на определение данного понятия высказан специалистами Санкт–Петербургского государственного университета экономики и финансов, рассматривающими финансовую политику как «совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов»[21]. В дальнейшем мы также будем исходить из этого определения.
Финансовая политика государства является составной частью общей экономической политики. Она определяется рядом факторов, к которым относятся:
· объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
· политическое и экономическое устройство государства;
· исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
· конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.
Таким образом, финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Ее содержание меняется на разных этапах развития общества.
Важнейшими частями финансовой политики являются: налоговая политика; бюджетная политика; денежно-кредитная политика.
Налоговая политика – это совокупность финансовых отношений, связанных с прямым изъятием части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет; таким образом, ее главная цель состоит в наполнении доходами государственного бюджета. Одновременно налоговая политика должна решить и вторую задачу – обеспечить экономическую заинтересованность плательщиков в результатах своего хозяйствования.
Бюджетная политика – это совокупность форм финансовых отношений, направленных на оптимальное распределение фонда денежных средств государства. Главная цель бюджетной политики заключается в достижении оптимального для данного этапа развития государства соотношения между государственными доходами и расходами и недопущении непокрытого дефицита государственного бюджета.
Денежно-кредитная политика – это совокупность финансовых отношений, краткосрочными целями которых является стабилизация общего уровня цен и недопущение неконтролируемой инфляции, долгосрочными – экономический рост, обеспечение занятости населения, устойчивого платежного баланса страны. В мировой экономической практике к основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, изменение учетной ставки и норм обязательных резервов.
Основные направления финансовой политики Республики Беларусь содержатся в таких документах, как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2010 годы; Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на текущий год; Закон Республики Беларусь о бюджете на текущий финансовый год; Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001–2010 годы; Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и др.
Контрольные вопросы к теме №1
1. Определите понятие «финансы». В чем заключается причина их появления?
2. Какие условия необходимы для существования финансов?
3. Приведите примеры финансовых и нефинансовых отношений.
4. Что является источником финансовых ресурсов?
5. Дайте определение понятия «финансовая система».
6. Опишите структуру финансовой системы Республики Беларусь.
7. Каковы альтернативные подходы к определению понятия и структуры финансовой системы?
8. Какую роль финансовая система играет в экономике страны?
9. Дайте определение понятия «финансовый посредник».
10. Какие типы финансовых посредников существуют в экономике?
11. Охарактеризуйте степень развития системы финансовых посредников в Республике Беларусь.
12. Дайте определение понятия «финансовый рынок» и опишите его структуру.
13. В чем заключается различие между рынком капитала и денежным рынком?
14. Охарактеризуйте степень развития основных сегментов финансового рынка Республики Беларусь.
15. Дайте определение понятия «финансовая политика». Какие подсистемы она в себя включает?
16. Какие задачи должна решать финансовая политика страны и каждая из ее составляющих?