Комплексный анализ как специальная отрасль экономических знаний

Рецензенты

Зыкова Н.В.– кандидат экономических наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и менеджмента организации НОУ ВПО «Институт управления»

Синицкая Н.Я.– доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления Высшей школы экономики и управления С(А)ФУ имени М.В.Ломоносова.

Вехорева, А.А.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для академического бакалавриата / А.А.Вехорева, Я.В. Соколова. – Архангельск.: ВШЭиУ САФУ, 2015. - с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

В учебном пособии рассматриваются сущность, функции, принципы и роль комплексного экономического анализа в управлении коммерческими организациями. Раскрывается информационная база, методика комплексного анализа и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для студентов, магистрантов, аспирантов экономических направлений вузов, а также для практических работников – специалистов экономического профиля, предпринимателей и руководителей хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………............6

Глава 1. Теоретические и организационно-методические основы комплексного анализа хозяйственной деятельности……………................8

Глава 2. Экономический анализ в системе маркетинга……......................31

Глава 3. Анализ объемов производства и продаж.......................................44

Глава4. Анализ затрат и себестоимости продукции (работ, услуг)……………………………………………………………………………….50

Глава 5. Финансовые результаты деятельности организации и методы их анализа………………………………………………………................................54

Глава 6. Анализ и оценка эффективности использования основного и оборотного капитала.........................................................................................59

Глава 7. Инвестиционный анализ…………….................................................66

Глава 8. Финансовое состояние организации и методы анализа ……………………………………………………………………………………….73

Глава 9. Комплексная оценка хозяйственной деятельности коммерческой организации……………………………………………………………………….87

Список литературы…………............................................................................95

Перечень вопросов к экзамену………………………………………………….96

Предисловие

В эпоху перемен формирование новых социально-экономических отношений основано на создании условий устойчивого развития и эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, которые зависят от качества управленческих решений. Экономический анализ, как одна из функций управления, предшествует принятию решений и аналитически обосновывает их на имеющейся информационной базе.

Радикальные изменения в экономике неизбежно затрагивают принципы и совершенствование аналитической подготовки профессиональных экономистов - бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, финансистов.

Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных компетенций бакалавра наравне с другими дисциплинами профессионального цикла Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения. В системе профессиональной подготовки бакалавров по программе «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления «Экономика» дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» занимает одно из ведущих мест и является профилирующей дисциплиной.

Целью преподавания дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» является формирование у бакалавров теоретико-методологических знаний, организационно-методических и практических навыков по проведению комплексного анализа различных сфер предпринимательской деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать

- сущность, содержание, функции, принципы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организаций и их структурных подразделений, а также его роль в управлении бизнесом;

- методы анализа и оценки финансового состояния организации и эффективности использования ресурсного потенциала;

- направления использования результатов комплексного экономического анализа в бизнес - планировании и управлении организацией.

уметь:

- выбирать и использовать систему показателей для расчета комплексных оценок результатов деятельности организации;

- определять факторы, влияющие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;

- интерпретировать результаты комплексного анализа;

- выявлять совокупные резервы и неиспользованные возможности, обнаруженные в процессе комплексного анализа;

- формулировать рекомендации, направленные на повышение эффективности всех направлений производственно-хозяйственной деятельности организации;

владеть:

- методами и приемами комплексного экономического анализа на основе экономико-математического моделирования факторных систем;

- современными способами сбора, обработки информации и методами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- способностями выявлять и анализировать проблемные ситуации;

- навыками аргументированного формулирования принимаемых решений и формами обобщения результатов комплексного анализа.

Цель учебного пособия – изложить курс лекций кратко и популярно, в систематизированном виде и на уровне, формирующем у обучающихся аналитическое мышление, необходимое в практической работе.

ГЛАВА 1. Теоретические и организационно-методические основы комплексного анализа хозяйственной деятельности

Комплексный анализ как специальная отрасль экономических знаний

Анализ– это способ познания, основанный наразложении исследуемого объекта на составные части и изучении их во взаимосвязи и взаимозависимости.

Синтез –это способ познания, основанный на соединении элементов исследуемого объекта в единое целое и изучении взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

В процессе исследования, то есть при анализе и синтезе, используются приемы:

дедукции– суждение от общего (целого) к частному;

индукции- суждение от частного к общему (целому).

Анализ (дедукция)   A = BA + OA = A   Синтез (индукция)

Объективными условиями выделения экономического анализа в самостоятельную науку являются:

· наличие самостоятельного предмета, метода, объекта анализа и системы подготовки кадров;

· накопление системы знаний, то есть развитие экономической науки в целом и по отраслям;

· практическая потребность в связи с динамичным изменением экономических условий жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.

Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности) – это одна из специальных наук, представляющих систему знаний, связанную

- с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи;

- с обоснованием и оценкой выполнения бизнес-плана;

- с выявлением факторов и количественным измерением их;

- с раскрытием тенденций (закономерностей) и пропорций развития;

- с выявлением неиспользованных резервов;

- с принятием оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ - это наука прикладная, то есть имеет широкое практическое применение в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и как практическая деятельность является самостоятельной функцией управления, предшествуя обоснованию и принятию оптимальных решений. Опираясь на теорию познания, экономический анализ обеспечивает практическую полезность и повышает экономическую эффективность деятельности человека.

Научными основами экономического анализа являются диалектические законы, согласно которым все познается:

· в движении (динамичность экономических процессов) – временной аспект анализа.

· во взаимосвязи – взаимодействие и взаимозависимость экономических явлений.

· в причинно-следственной соподчиненности – причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (КЭАХД) – это совокупность аналитических процедур, позволяющих оценить финансово-хозяйственную деятельность организации и обосновать решения оперативного, тактического, стратегического характера на базе основного принципа – принципа комплексности

Наши рекомендации